Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 23:37, курс лекций

Описание работы

БЖД, её основные цели и задачи.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖ также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.

Файлы: 1 файл

otvety_po_BZhD.docx

— 204.73 Кб (Скачать файл)
  1. БЖД, её основные цели и задачи.

       Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖ также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.

Три основные задачи БЖД:

Идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат.

Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод.

Ликвидация возможных опасностей.

Опасность — это явление, процессы или объекты, которые способны в определенных условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно.

  1. Безопасность, её анализ.

Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорно, т.е. до или после нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым или обратным.

- Априорный анализ. Исследователь выбирает такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы, и пытается составить набор различных ситуаций, которые могут привести к их появлению.

-Апостериорный анализ. Выполняется после того, как нежелательные события уже произошли. Цель такого анализа – разработка рекомендаций на будущее. Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга. Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия.

При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т.е. анализ начинается с венчающего события. Конечная цель всего одна – предотвращение нежелательных событий.

 

  1. Опасности и их классификация. Риск. Методики определения риска

Опасность − явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия.

По природе происхождения опасности бывают: естественные; техногенные; антропогенные; экологические;смешанные.

 По видам потоков в жизненном пространстве: массовые; энергетические; информационные.

  По интенсивности потоков в жизненном пространстве: опасные; чрезвычайно опасные.

По размерам зоны воздействия: локальные; региональные; межрегиональные; глобальные.

По природе действия на следующие группы: физические; химические; биологические; психофизиологические;

По длительности воздействия: постоянные; переменные (в том числе периодические)»; импульсные.

По видам воздействия: производственные; бытовые; городские (транспортные и др.); зоны ЧС;

Риск — сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий. Знание вероятности неблагоприятного события позволяет определить вероятность благоприятных событий.

Выделяют следующие способы определения риска:

Инженерный, который основывается на статистике, расчету частот, вероятностному анализу.

Модельный, основанный на построении моделей действия опасности на конкретного человека, а также на социальные и профессиональные группы людей.

Экспертный, когда вероятность разных опасных явлений определяют расчетом данных, которые получили путем опроса квалифицированных специалистов-экспертов.

Социологический, основанных на опыте населения, работающих и т.д.

   В настоящее время ученые  предлагают понятие принятого  риска. Его суть заключается в  том, что чем больше затраты  на обеспечение безопасности, тем  меньше степень риска. Но общество (государство) не может себе позволить  неограниченно увеличить затраты  на повышение безопасности и  уменьшение риска до минимума, так как это причинит вред  социальной сфере (уменьшение затрат  на медицину, образование, культуру) и неизбежно увеличит социально-экономический  риск.

 

  1. Системно-структурная модель БЖД. Принципы, методы, ср-ва обеспечения безопасности. Обеспечение безопасности человека в системе «человек-среда обитания-машина».

  В структуре общей  теории безопасности принципы  и методы дают целостное представление  о связях в определенной области  знаний.  Принцип — это идея, мысль, основное положение. Метод — это путь, способ достижения цели.

Средства обеспечения безопасности — это конкретная реализация принципов и методов, т. е. конструктивное, организационное и материальное воплощение по обеспечению безопасности.

 Принципы обеспечения безопасности классифицируют по четырем группам: ориентирующие, технические, управленческие, организационные.

Ориентирующие: Принцип системности (любое явление – элемент системы), Принцип деструкции (система, приводящая к опасному результату, разрушается за счет исключения из нее одного или нескольких элементов), Принцип снижения опасности, Принцип ликвидации опасности

  1. Технические: Принцип защиты расстоянием, Принцип слабого звена, Принцип экранирования

3. Управленческие: Принцип плановости, Принцип стимулирования, Принцип компенсации , Принцип эффективности

4.  Организационные: Принцип защиты временем, Принцип нормирования, Принцип несовместимости

Методы защиты:1) Пространственное или временное разделение человека и опасности

2)Снижение уровня опасности, 3) Адаптация человека к опасности

Средства защиты:

  1. Индивидуальные – средство защиты, надеваемое на тело человека или используемое им индивидуально. Обеспечение работников ср-ми индивид. защиты осуществляется 221 Статьей ТК. Выдача, ремонт, утилизация ср-в инидивид. Защиты производится за счет средств работодателя. Все выдаваемые средства должны удовлетворять характеру опасности.
  2. Коллективные – средства защиты, которые функционально или технологически связаны с оборудованием, технологическим процессом или помещением.

Ограждающие конструкции, Предохраняющие устройства, Тормозные устройства, Средства сигнализации и оповещения, Цвета и знаки безопасности

 

  1. Документы, регулирующие правовые вопросы охраны окружающей среды и безопасности труда. Инструкции по охране труда, их виды. Виды правил и норм по охране труда.

                Правовая сторона охраны окружающей  среды основывается на Конституции  РФ, в соответствии с которой  земля и ее недра, леса, воды, являются  всенародным достоянием.

Верховный совет РФ определяет общие мероприятия по рациональному использованию и охране природных ресурсов. Правительство, министерства и ведомства принимают нормативные правовые акты в форме постановлений.

Охрана труда - система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Документы, рассматривающие ОТ на производстве, подразделяются на: законодательные, подзаконные, правовые.

1) К законодательным относятся конституция и законы, принятые гос думой.

2) К подзаконным - законы, принятые сов. Министров, президентом и министром труда и соц развития .

3) К правовым - нормативно-техническая документация.

1) государственные системы  стандартов безопасности труда (ССБТ - система стандартов безопасности  труда);

2) различного рода санитарные  и строительные нормы и правила;

3) правила по ТБ и  производственной санитарии, пожарной  безопасности.

4) Инструкция по ОТ  для рабочих и служащих

В соответствии с межотраслевыми и отраслевыми правилами министерства по согласованию с ЦК соот-ми профсоюзами разрабатывают и утверждают типовые инструкции по ОТ.

Типовые инструкции являются основой для местных инструкций, которые разрабатываются администрацией предприятия совместно с профкомитетом, согласовываются с отделом ОТ (инженером по ТБ) и утверждается главным инженером предприятия. Типовые инструкции обычно пересматриваются раз в 5 лет, а местные один раз в три года, а также в случае необходимости (после аварии, несчастного случая, при изменении правил и норм и т. д.). На ее основе составляется местн инструкция. Местные инструкции могут быть общезаводскими (на специальные виды работ - огневые, газоопасные, земляные; по применению СИЗ и т. д.), общецеховыми и инструкции по рабочим местам (профессиям).

Особым видом инструкции является инструкция на рабочем месте. 5 частей:

1) указывается общее  положение и требования по  обеспечению безопасности труда;

2) требования к рабочему  перед началом работы,

3) во время работы;

4) техника без-ти в авар. Ситуациях

5) без-ти труда поссе окончания работы

Для предупреждения травм и заболеваний ст. 61 обязывает рис соблюдать инструкции по ОТ.

 

  1. Виды контроля, надзора и ответственности по оос и безопасности труда.

Исключительно важную роль в реализации основ экологического законодательства играют органы управления, надзора и контроля в сфере охраны окружающей среды России. предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их компетенции.

К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые выполняют функции в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Функции по контролю и надзору возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральную службу по экономическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), находящихся в ведении Правительства РФ.

Основными стратегическими целями экологической политики России являются:

  • последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;
  • последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего не только принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;
  • восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях), генетического фонда животного и растительного мира;
  • рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.

Реализации перечисленных направлений должно способствовать формирование эффективной системы органов государственного управления в области экологии и природопользования. Они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи и объединяться механизмом управления в единую систему

  1. Социальное страхование

Социальное страхование — это система социальной защиты, задача которой — обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:

  • Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
  • Государственное;
  • Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

               Социальное страхование является  инструментом реализации государственной  социальной политики.

В Российской Федерации социальное страхование финансируется из государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.

На сегодняшний день в России социальное страхование может выражаться в виде государственных пенсий и государственных пособий.

 

  1. Особенности труда женщин и подростков, регулирование его законом. Компенсации и льготы за работу во вредных и опасных условиях.

Информация о работе Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"