Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 23:37, курс лекций
БЖД, её основные цели и задачи.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖ также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖ также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.
Три основные задачи БЖД:
Идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат.
Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод.
Ликвидация возможных опасностей.
Опасность — это явление, процессы или объекты, которые способны в определенных условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно.
Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорно, т.е. до или после нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым или обратным.
- Априорный анализ. Исследователь выбирает такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы, и пытается составить набор различных ситуаций, которые могут привести к их появлению.
-Апостериорный анализ. Выполняется после того, как нежелательные события уже произошли. Цель такого анализа – разработка рекомендаций на будущее. Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга. Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия.
При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т.е. анализ начинается с венчающего события. Конечная цель всего одна – предотвращение нежелательных событий.
Опасность − явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия.
По природе происхождения опасности бывают: естественные; техногенные; антропогенные; экологические;смешанные.
По видам потоков в жизненном пространстве: массовые; энергетические; информационные.
По интенсивности потоков в жизненном пространстве: опасные; чрезвычайно опасные.
По размерам зоны воздействия: локальные; региональные; межрегиональные; глобальные.
По природе действия на следующие группы: физические; химические; биологические; психофизиологические;
По длительности воздействия: постоянные; переменные (в том числе периодические)»; импульсные.
По видам воздействия: производственные; бытовые; городские (транспортные и др.); зоны ЧС;
Риск — сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий. Знание вероятности неблагоприятного события позволяет определить вероятность благоприятных событий.
Выделяют следующие способы определения риска:
Инженерный, который основывается на статистике, расчету частот, вероятностному анализу.
Модельный, основанный на построении моделей действия опасности на конкретного человека, а также на социальные и профессиональные группы людей.
Экспертный, когда вероятность разных опасных явлений определяют расчетом данных, которые получили путем опроса квалифицированных специалистов-экспертов.
Социологический, основанных на опыте населения, работающих и т.д.
В настоящее время ученые
предлагают понятие принятого
риска. Его суть заключается в
том, что чем больше затраты
на обеспечение безопасности, тем
меньше степень риска. Но общество
(государство) не может себе позволить
неограниченно увеличить
В структуре общей
теории безопасности принципы
и методы дают целостное
Средства обеспечения безопасности — это конкретная реализация принципов и методов, т. е. конструктивное, организационное и материальное воплощение по обеспечению безопасности.
Принципы обеспечения безопасности классифицируют по четырем группам: ориентирующие, технические, управленческие, организационные.
Ориентирующие: Принцип системности (любое явление – элемент системы), Принцип деструкции (система, приводящая к опасному результату, разрушается за счет исключения из нее одного или нескольких элементов), Принцип снижения опасности, Принцип ликвидации опасности
3. Управленческие: Принцип плановости, Принцип стимулирования, Принцип компенсации , Принцип эффективности
4. Организационные: Принцип защиты временем, Принцип нормирования, Принцип несовместимости
Методы защиты:1) Пространственное или временное разделение человека и опасности
2)Снижение уровня опасности, 3) Адаптация человека к опасности
Средства защиты:
Ограждающие конструкции, Предохраняющие устройства, Тормозные устройства, Средства сигнализации и оповещения, Цвета и знаки безопасности
Правовая сторона охраны
Верховный совет РФ определяет общие мероприятия по рациональному использованию и охране природных ресурсов. Правительство, министерства и ведомства принимают нормативные правовые акты в форме постановлений.
Охрана труда - система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Документы, рассматривающие ОТ на производстве, подразделяются на: законодательные, подзаконные, правовые.
1) К законодательным относятся конституция и законы, принятые гос думой.
2) К подзаконным - законы, принятые сов. Министров, президентом и министром труда и соц развития .
3) К правовым - нормативно-техническая документация.
1) государственные системы
стандартов безопасности труда (ССБТ
- система стандартов
2) различного рода санитарные
и строительные нормы и
3) правила по ТБ и производственной санитарии, пожарной безопасности.
4) Инструкция по ОТ для рабочих и служащих
В соответствии с межотраслевыми и отраслевыми правилами министерства по согласованию с ЦК соот-ми профсоюзами разрабатывают и утверждают типовые инструкции по ОТ.
Типовые инструкции являются основой для местных инструкций, которые разрабатываются администрацией предприятия совместно с профкомитетом, согласовываются с отделом ОТ (инженером по ТБ) и утверждается главным инженером предприятия. Типовые инструкции обычно пересматриваются раз в 5 лет, а местные один раз в три года, а также в случае необходимости (после аварии, несчастного случая, при изменении правил и норм и т. д.). На ее основе составляется местн инструкция. Местные инструкции могут быть общезаводскими (на специальные виды работ - огневые, газоопасные, земляные; по применению СИЗ и т. д.), общецеховыми и инструкции по рабочим местам (профессиям).
Особым видом инструкции является инструкция на рабочем месте. 5 частей:
1) указывается общее
положение и требования по
обеспечению безопасности
2) требования к рабочему перед началом работы,
3) во время работы;
4) техника без-ти в авар. Ситуациях
5) без-ти труда поссе окончания работы
Для предупреждения травм и заболеваний ст. 61 обязывает рис соблюдать инструкции по ОТ.
Исключительно важную роль в реализации основ экологического законодательства играют органы управления, надзора и контроля в сфере охраны окружающей среды России. предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их компетенции.
К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые выполняют функции в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Функции по контролю и надзору возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральную службу по экономическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), находящихся в ведении Правительства РФ.
Основными стратегическими целями экологической политики России являются:
Реализации перечисленных направлений должно способствовать формирование эффективной системы органов государственного управления в области экологии и природопользования. Они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи и объединяться механизмом управления в единую систему
Социальное страхование — это система социальной защиты, задача которой — обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.
Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
Социальное страхование
В Российской Федерации социальное страхование финансируется из государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.
На сегодняшний день в России социальное страхование может выражаться в виде государственных пенсий и государственных пособий.
Информация о работе Лекции по "Безопасности жизнедеятельности"