Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 22:26, контрольная работа
Личность типа жертвы принято называть виктимной личностью. Ее поведение тесно связано с объектом, который ее инициирует. Явления, связанные с поведением жертвы, в дальнейшем будут называться виктимностью.
Выделяют следующие условия, которые сделали личность уязвимой и поставили ее в позицию жертвы:● социально-демографические характеристики, включающие пол, возраст, национальность, место происшествия (особое значение играют пол и возраст); ● специфика поведения до чрезвычайного происшествия; ● особенности восприятия ситуации, в которой произошло происшествие; ● отношения, связывающие объекта (субъекта) и потерпевшего.
ё
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,
34,36
36. Личностные факторы,
определяющие безопасность жизнедеятельности
Личность
типа жертвы
Личность типа жертвы принято называть виктимной
личностью. Ее поведение тесно связано
с объектом, который ее инициирует. Явления,
связанные с поведением жертвы, в дальнейшем
будут называться виктимностью.
Выделяют следующие условия, которые сделали
личность уязвимой и поставили ее в позицию
жертвы:● социально-демографические характеристики,
включающие пол, возраст, национальность,
место происшествия (особое значение играют
пол и возраст); ● специфика поведения
до чрезвычайного происшествия; ● особенности
восприятия ситуации, в которой произошло
происшествие; ● отношения, связывающие
объекта (субъекта) и потерпевшего.
На основании анализа виктимологических
исследований было определено, что в личностной
структуре потерпевшего как типа личности
имеются элементы разноуровневого порядка,
которые активизируются под воздействием
факторов ситуации риска и являются психологическими
предпосылками превращения этой личности
в жертву.
Под субъективной
предрасположенностью стать жертвой,
можно понимать: ♦ психологические (индивидуально-психологические
и социально-психологические) «дефекты»
личности, приводящие к ее виктимогенной
деформации; ♦ биофизиологические свойства
человека, главным образом обусловленные
возрастом; ♦ психопатологические особенности,
что говорит о частичной социальной дезадаптации,
а в результате — развитии повышенно уязвимой
личности.
Одним из основных факторов, влияющих
на формирование поведения жертвы, является
особенность социализации личности, в
том числе тип воспитания. Разговор может
идти либо о жестком, директивном типе
семейного воспитания (гиперпротекция,
повышенная моральная ответственность,
жестокое обращение), либо о противоположном,
при котором ребенок предоставлен самому
себе (гипопротекции). Таким образом, имея
в виду, что важнейшим институтом социализации
раннего детства остается семья, можно
предположить возможность существования
связи между определенным стилем взаимодействия
детей и родителей и формированием психологического
профиля уязвимой, то есть виктимной, личности.
Каждый из этих факторов может сделать
человека уязвимым, а его поведение —
виктимным. Поведение типа жертвы проявляется
в неординарной (эксвизитной) ситуации.
В силу этого в зависимости от характера
ЧС можно говорить о техногенных, социальных
и других факторах виктимности. Вероятно,
к виктимности следует отнести также неадекватное
отношение к опасности и отношение к риску.
Если говорить о типологии виктимности,
то она определяется типом ЧС, в которой
виктимность проявляется. Кроме этого
можно различать ситуативную виктимность
и личностную виктимность, если говорить
о ней как о состоянии или как о личностном
радикале.
Виктимность можно классифицировать по
степени осознанности. И наконец, она может
быть активной или пассивной в отношении
опасности и риска. Виктимность всегда
предполагает субъект-объектные или субъект-субъектные
отношения. Антиподом виктимной личности
будет являться личность безопасного
типа.
Личность
безопасного типа поведения
Исходными положениями, определяющими
содержание личности безопасного типа,
являются возможности и способности человека
удовлетворять потребности в самореализации,
самоопределении, самоутверждении, самостоятельности
и самооценке, что составляет ядро личности.
По качествам, присушим личности, люди
делятся на тех, у кого эти возможности
и способности есть, и на тех, у кого они
в какой-то степени ограничены. Поэтому
для выявления ограничений в поведении
человека предлагается рассмотреть личность
в двух аспектах: психофизиологическом
Психофизиологическим аспектом, или стороной,
личности безопасного типа выступает
деятельность психики и мозга человека,
соотношение социального и биологического
в психике личности. Сталкиваясь в процессе
жизнедеятельности с различными обстоятельствами,
которые могут быть обыденными ситуациями
и ситуациями экстремального характера
(временные, требующие большого напряжения
всей силы воли человека), человек неподготовленный
будет иметь большие сложности, его поведение
трудно предугадать, что может привести
к опасным действиям по отношению к себе,
людям, природе и существу. Таким образом,
личность безопасного типа должна отличаться
определенным уровнем психологической
устойчивости и психологической готовности
к действиям в различных жизненных ситуациях.
Исходя из требований, предъявляемых к
человеку средами обитания (природа, общество,
техногенная среда), основными чертами
личности безопасного типа можно назвать:●
общественно-коллективистские мотивы
поведения гражданина; ● бережное отношение
к окружающему миру;● грамотность во всех
областях обеспечения безопасной жизнедеятельности; ●
наличие навыков защиты от угроз природы,
людей, исходящих от внешних источников
и из самого себя.
Содержание поведения личности безопасного
типа определяется наличием трех основных
компонентов, единство и реальность которых
существенно влияют на приобретения комфортного
уровня взаимодействия личности и сред
обитания человека. Такими компонентами
являются:▪ предвидение опасности; ▪
уклонение от опасности; ▪ преодоление
опасности.
Предвидение опасности
предполагает:♦ правильную оценку
ситуации (вид опасности, характер развития
опасности, последствия опасности, правовая
и нормативно-практическая подготовленность);♦
предвидение опасности от среды обитания
(природной, техногенной, социальной),
военных действий;♦ предвидение опасности
от собственного «Я» (грозящей самому
себе, среде обитания, другим людям).
Осознавая возможность
уклониться от опасности, человек должен: ►знать
природу возникновения и характер развития
опасных ситуаций; ►знать свои силы и возможности
преодоления опасности; ► уметь правильно
оценить ситуацию;
Кроме того, необходимо формировать у
человека уверенность в том, что он, не
сумев уклониться от опасности, все же
способен преодолеть ее последствия. Человек
должен уметь вести себя адекватно сложности
опасной ситуации (на воде, в лесу, при
пожаре, в горах и т. д.):► знать способы
защиты и владеть навыками их применения
(укрытие от опасности или во время опасности
и применение способов борьбы с последствиями
опасностей); ►владеть навыками само- и
взаимопомощи (при ранении, при ожогах,
при поражении током, при укусах ядовитых
змей, в условиях автономного выживания
в природе и т. д.).
34.Организация
зашиты населения в мирное
и военное время.
Убежища – это спец. сооружения, предназначенные
для защиты укрывающихся в них людей от
всех поражающих факторов ядерного взрыва,
отравляющих веществ, бактериальных средств,
а также от высоких температур и вредных
газов, образующихся при пожарах.
Состоит из основного и вспомогательных
помещений. В основном помещении, предназначенном
для размещения укрываемых, оборудуются
2 или 3-ярусные нары – скамейки для сидения
и полки для лежания. Вспомогательные
помещения – это санитарный узел, фильтровентиляционная
камера, мед. комната, кладовая для продуктов,
помещения для артезианской скважины
и дизельной электростанции.В убежище
устраивается не менее 2 входов. Наружная
дверь делается защитно-герметической,
внутренняя – герметической. Между ними
располагается тамбур.
В убежищах размещается также комплект
средств для ведения разведки, защитная
одежда, средства тушения пожара, аварийный
запас инструмента.
Противорадиационные
укрытия.ПРУ обеспечивают защиту людей
от ионизирующих излучений при радиоактивном
излучении местности. Они также защищают
от светового излучения, проникающей радиации
и частично от ударной волны, а также от
непосредственного попадения на кожу
и одежду людей радиоактивных, отравляющих
веществ и бактериальных средств.
Устраиваются ПРУ в подвальных этажах
зданий и сооружений: подвалы и погреба,
овощехранилища, подземные выработки
и пещеры.
Защитные свойства ПРУ от воздействия
радиоактивных излучений оцениваются
коэффициентом защиты (ослабления радиации),
который показывает, во сколько раз ПРУ
ослабляет действие радиации.
Укрытия простейшего
типа.Щели открытые и перекрытые.
Щели строятся самим населением с использование
подручных местных материалов.
Простейшие укрытия обладают надёжными
защитными свойствами. Открытая щель в
1-2 раза уменьшает вероятность поражения
ударной волной, световым излучением и
проникающей радиацией, в 2-3- раза снижает
возможность облучения в зоне радиоактивного
заражения. Перекрытая щель защищает от
светового излучения полностью, от ударной
волны – в 2-3 раза, от проникающей радиации
– в 200-300 раз. Она предохраняет даже от
непосредственного попадения на одежду
и кожу отравляющих веществ.
2.Порядок заполнения и пребывания населения
в убежищах.
Заполнение убежища производится организованно
и быстро. В первую очередь пропускаются
дети, женщины с детьми и престарелые.
Они размещаются в отведённых для них
местах.
укрывающийся обязан иметь с собой двухсуточный
запас продуктов питания в полиэтиленовой
упаковке, принадлежности туалета, документы,
минимум личных вещей и средства индивидуальной
защиты.
Запрещается приносить легковоспламеняющиеся
и сильнопахнущие вещества, громоздкие
вещи, приводить домашних животных, ходить
без надобности по помещениям, зажигать
без разрешения керосиновые лампы, свечи
и самодельные светильники. Укрывающиеся
обязаны выполнять все требования коменданта
и личного состава звена обслуживания.
Основными задачами звена обслуживания
являются: контроль за правильной эксплуатаций
и обеспечение постоянной готовности
сооружения к приёму людей, приём и размещение
их в отсеках, наблюдение за выполнением
правил поведения, обслуживание системы
воздухоснабжения и другого внутреннего
оборудования.
3. Оповещение населения о ЧС. Способы и
средства оповещения.
Оповещение об угрозе нападения противника
означает, что территория страны может
в любое время подвергнуться нападению.
Все граждане обязаны принять активное
участие в выполнении мероприятий ГО.
Для приёма сообщений и сигналов, передаваемых
штабами ГО, нужно постоянно держать включёнными
радио или телевидение.
Все граждане должны приобрести средства
защиты органов дыхания, изготовить для
себя и членов своей семьи средства индивидуальной
защиты и подготовить одежду к защите
ото радиоактивных веществ. В каждой семье
необходимо подготовить аптечку. Взрослые
члены семьи должны уточнить место нахождения
убежища. Очень важно в этот период принять
меры к предохранению от возможного заражения
запасов продуктов и воды, провести в квартире
противопожарные, светомаскировочные
работы.
Для своевременного предупреждения населения
об угрозе или применении противником
оружия массового поражения установлены
единые для всей страны сигналы оповещения
ГО: «Воздушная тревога», «Отбой воздушной
тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая
тревога».
Сигнал «Воздушная тревога» предупреждает
о непосредственной угрозе нападения
противника. Он подаётся по радио и телевидению
и дублируется протяжным завывающим звучанием
сирен, прерывистыми гудками на производстве
и транспорте в течение 2-3 минут.
Если сигнал застал вас дома, нужно быстро
одеться, взять средства индивидуальной
защиты и запас продуктов, закрыть окна,
отключить газ и немедленно идти в ближайшее
убежище. Если сигнал застал вас на улице
необходимо направиться в ближайшее убежище.
В школах по сигналу занятия прекращаются
и учащиеся организованно выводятся в
убежище.
По сигналу «Отбой воздушной тревоги»
население покидает убежища.
Сигнал «Радиационная опасность» подаётся
с помощью всех местных технических средств
связи и оповещения и дублируется звуковыми
и световыми средствами при непосредственной
угрозе.
По этому сигналу нужно надеть противогаз,
взять документы и подготовленные вещи
и уйти в убежище. В квартире следует закрыть
воду, газ, выключить свет, закрыть окна, форточки
и двери.
Сигнал «Химическая тревога» подаётся
при угрозе или обнаружении химического/
бактериологического заражения. Он передаётся
по радиотрансляционной сети и дублируется
повсеместно частыми ударами по звучащим
предметам.
По этому сигналу необходимо надеть противогаз,
средства защиты кожи и уйти в убежище.
Если рядом нет убежищ, нужно оставаться
в помещении, плотно закрыть окна и двери
и заделать щели.
*В зоне опасного заражения люди должны
быть в укрытии более 3 суток, после чего
перейти в жилое помещение и находиться
в нём не менее 4 суток. В зоне сильного
заражения люди должны быть в укрытии
до 3 суток. В зоне умеренного заражения
– на несколько часов.
4. Мероприятия, проводимые в зонах заражения
местности.Эвакуация и
рассредоточение.
Эвакуация – организованный вывод населения,
не занятого в производстве, в том числе
и учащихся, из городов в загородную зону.
Загородная зона – территория, расположенная
вне зон возможных разрушений, опасного
радиоактивного загрязнения и химического
заражения.
Рассредоточение – организованный вывод
рабочих и служащих объектов народного
хозяйства из городов и их размещение
в районах загородной зоны.
Рассредоточенные рабочие продолжают
трудовую деятельность.
Каждому объекту экономики заблаговременно
определяют районы эвакуации в загородной
зоне. Для проведения эвакуации и рассредоточения
используют все виды транспорта.
Планирование, подготовку и проведение
эвако-мероприятий осуществляют эвакуационные
комиссии, в состав которых входят: лица
руководящего состава администрации,
транспортных органов, органов образования,
здравоохранения, социального обеспечения,
внутренних дел, связи, представителей
военных комиссариатов, мобилизационных
подразделений органов исполнительной
власти и управления ГОЧС. Эвакуационные
комиссии разрабатывают планы эвакуации,
которые также включают карты, схемы, графики
и расчёты.
Эвакуация и рассредоточение населения
проводится после получения соответствующего
распоряжения.
С объявлением эвакуации граждане обязаны
быстро подготовить средства индивидуальной
защиты, личные вещи и документы. Все вещи
укладывают в сумку, к которой прикрепляют
ярлычок с указанием ФИО, адреса и места
эвакуации. Детям дошкольного возраста
на одежду пришивают метки из белой ткани
с указанием ФИО, года рождения, адреса
родителей и пункта эвакуации.
Дезактивация.Дезактивация
– удаление радиоактивных веществ с заражённой
поверхности. Для дезактивации одежды,
обуви и средств защиты их выколачивают
и вытряхивают, обмывают или протирают
водным раствором моющих средств или водой;
одежду можно выстирать с применением
дезактивирующих веществ.
Частичная дезактивация техники приводится
в целях снижения степени её заражённости.
Полная дезактивация техники состоит
в удалении радиоактивных веществ со всей
поверхности до допустимых величин заражения
путём смывания радиоактивных веществ
дезактивизирующими растворами. Она проводится
на пунктах специальной обработки формированиями
гражданской обороны.
Для дезактивации применяются специальные
растворы, водные растворы стиральных
порошков и моющих средств, вода и растворители
– бензин, керосин.
Дегазация.Дегазация
– удаление или химическое разрушение
отравляющих веществ. Дегазация одежды
и обуви и индивидуальных средств защиты
осуществляется кипячением, стиркой, проветриванием.
Для дегазации применяют дегазирующие
растворы. Можно использовать промышленные
отходы щелочного характера, раствор аммиака,
едкий натр, растворители – бензин, керосин.
Дезинфекция.Дезинфекция
– уничтожение бактериальных средств
и химическое разрашение токсинов. Дезинфекция
одежды, обуви и с и з осуществляется обработкой
паро-воздушной смесью, кипячением, замачиванием
в дезинфицирующих растворах, стиркой.
Для дезинфекции применяются фенол, крезол,
лизол, дегазирующие растворы.
Санитарная обработка.С.а.
– удаление радиоактивных веществ, обезвреживание
или удаление отравляющих веществ, болезнетворных
микробов и токсинов с кожного покрова
людей, а также с надетых средств и з, одежды
и обуви.
Частичная с.а. – проводится в течение
первого часа после заражения, непосредственно
в зоне активного заражения или после
выхода из неё. Следует снять верхнюю одежду,
и встав спиной против ветра, встряхнуть
её. Развесить одежду и вычистить/выбить
её. Обувь обмыть водой. Обмыть чистой
водой открытые участки рук, шеи, лицевую
часть противогаза. Снять противогаз,
тщательно вымыть лицо, прополоскать рот
и горло. Полная с.а. – тщательное обмывание
всего тела теплой водой с мылом, оказание
пораженным специальной медицинской помощи.
5. Защита продуктов питания и воды. Защита
с/х растений и животных.
Защита животных: укрытие их в животноводческих
помещениях, которые герметизируются
и оборудуются запасом воды и фуража.
Воду можно хранить в плотно закрывающихся
бидонах, стеклянных банках.
1. БЖД — это наука об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания. Среда обитания определяется как часть производства и совокупность реальных объектов , окружающих человека в местах его пребывания.
Задачи: обеспечение здоровых условий жизни и труда, высокая продолжительность жизни, и стратегическая задача — обеспечение выживаемости цивилизации в условиях развивающихся социальных и экологических признаков.
Цель: приобретение теор знаний и навыков в выявлении, оценке, контроле и опасности окр среды, в т.ч. и производственной, а также разработке к осуществлению мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий. Также создание безопасных условий ЖД, проектировании оптимальных производственных и трудовых систем, прогнозирование и принятие решений в условиях ЧС.
Структуры. 1) безопасность в бытовой среде;
2) безопасность в производственной среде;
3) безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);
4) безопасность в окружающей природной среде;
5) чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
3. Риск – это количественная оценка опасности. Количественная оценка – это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период.
Пример 1. Определить риск Rпр гибели человека на производстве в нашей стране за
1 год, если известно, что ежегодно погибает около n=14 тысяч человек, а
численность работающих
Rпр=
Различают индивидуальный и социальный риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.
Социальный (точнее групповой) – это риск для группы людей.
Социальный риск – это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.
Можно выделить 4 методических подхода к определению риска.
Эти методы основаны на расчетах, для которых не всегда есть данные.
Перечисленные
методы отражают разные
необходимо в комплексе.
Традиционная техника безопасности базируется на категорическом утверждении – обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернутся трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно.
Рассмотрим пример определения допустимого (приемлемого) риска.
риск
гибели
человека
за год
10-6
Технический риск Rт
10-7
затраты на безопасность
Современный мир отверг
концепцию абсолютной
Приемлемый
риск сочетает в себе
При
увеличении затрат технический
риск снижается, но растет
Суммарный
риск имеет минимум при
2. Одним из главных понятий безопасности жизнедеятельности является аксиома о потенциальной опасности. Действие этой аксиомы распространяется на систему «человек – среда обитания». Под средой обитания следует понимать среду как естественного, так и антропогенного происхождения. Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии), кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие или результат неизбежно сопровождаются возникновением новых негативных факторов.
Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей. Например, мы не ощущаем до определенного момента увеличение концентрации углекислого газа в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05 % углекислого газа. Постоянно в закрытом или плохо проветриваемом помещении, в котором находится достаточно большое количество людей (например, в конструкторском бюро), концентрация углекислого газа увеличивается. Он не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявится усталостью, вялостью, снижением работоспособности. Но в целом организм человека, систематически пребывающего в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Такое состояние называется гипоксией, или кислородным голоданием, и может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму и т. д.
Потенциальная опасность как явление является возможностью воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов.
Аксиома о потенциальной
опасности предусматривает коли
В мировой практике находит
признание концепция приемлемог
Аксиомы БЖД:1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.
3. Все естественные
процессы, антропогенная деятельность
и объекты деятельности
Информация о работе Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности