Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 22:26, контрольная работа

Описание работы

Личность типа жертвы принято называть виктимной личностью. Ее поведение тесно связано с объектом, который ее инициирует. Явления, связанные с поведением жертвы, в дальнейшем будут называться виктимностью.
Выделяют следующие условия, которые сделали личность уязвимой и поставили ее в позицию жертвы:● социально-демографические характеристики, включающие пол, возраст, национальность, место происшествия (особое значение играют пол и возраст); ● специфика поведения до чрезвычайного происшествия; ● особенности восприятия ситуации, в которой произошло происшествие; ● отношения, связывающие объекта (субъекта) и потерпевшего.

Файлы: 1 файл

БЖД (Автосохраненный).docx

— 3.83 Мб (Скачать файл)

4.        Социально-политические конфликты  и национальные явления.4.1. Волнения  в отдельных районах, вызванные  выступлениями антиобщественных  или национальных групп, попытки захвата радиовещательных и телевизионных станций, государственных или общественных учреждений.4.2.     Падение (затопление) носителя ядерного оружия с разрушением или без разрушения боевой части,4.3.      Одиночный (случайный) ракетно-ядерный удар, нанесенный с акватории нейтральных вод.4.4.     Вооруженные нападения на объекты воинских гарнизонов.

Стадии (фазы) развития чрезвычайных ситуаций

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

Первая - стадия накопления отклонений от нормального состояния или  процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда - годы и десятилетия.

Вторая - инициирование  чрезвычайного события, лежащего в  основе ЧС.

Третья - процесс чрезвычайного  события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.

Четвертая - стадия затухания (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника  опасности. - локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

На основе фаз  развития чрезвычайной ситуации могут  быть построены типовые модели их возникновения и развития.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций включает:-мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;-рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;-предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путём систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;-предотвращение аварий и техногенных катастроф путём повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надёжности оборудования;-разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;-подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;-декларирование промышленной безопасности;-лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

-страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;-проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

-государственный надзор  и контроль по вопросам природной  и техногенной безопасности;-информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;-подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Прогнозирование обстановки при ЧС.

 

 

18.Радиационная обстановка - это масштабы и степень радиоактивного заражения местности, оказывающие влияние на деятельность человека.

Масштабы и степень  радиоактивного заражения местности  зависят в основном от количества, мощности и вида ядерных взрывов, времени, прошедшего после ядерного удара, и метеорологических условий. Большое влияние на масштабы, степень  заражения и на положение радиоактивного следа оказывает направление  и скорость ветра.

Выявление радиационной обстановки может производиться по данным непосредственного  измерения уровней радиации или  методом прогнозирования масштабов  возможного радиоактивного заражения.

Прогнозирование - это определение  вероятностных количественных и  качественных характеристик радиационной обстановки на основе установленных  зависимостей с использованием исходных данных о параметрах ядерных взрывов  и информации о среднем ветре.

Выявление радиационной обстановки методом прогнозирования включает сбор и обработку данных о ядерных  взрывах (координаты, мощность, вид  взрыва, время) и о параметрах среднего ветра (направление и скорость), а  также нанесение района возможного заражения на карту, схему.

В результате прогнозирования  определяются местоположение и размеры  возможного радиоактивного заражения.

Для определения параметров могут использоваться светотехнический, электромагнитный, сейсмический, акустический, радиолокационный и другие методы обнаружения  и регистрации ядерных взрывов.

Координаты ядерного взрыва могут быть определены путем засечки  центра взрыва (эпицентра) с пунктов  сопряженного наблюдения с помощью  оптических приборов. Использование  радиопеленгационной аппаратуры для регистрации электромагнитного импульса ядерного взрыва позволяет определить его координаты с высокой точностью и на значительных расстояниях.

Мощность ядерного взрыва можно определить методом регистрации  длительности свечения огненного шара, максимальной высоты подъема верхней  кромки облака взрыва и его размеров. Вид ядерного взрыва можно установить путем определения высоты взрыва с помощью приборов засечки и  последующего расчета приведенной  высоты взрыва.

Местоположение и размеры  района возможного радиоактивного заражения  местности и воздушного пространства определяются направлением, скоростью  среднего ветра и временем, прошедшим  после взрыва.

Средний ветер рассчитывается графическим способом по данным зондирования атмосферы с помощью радиозондов, шар-пилотов, оптическими, акустическими, радиолокационными средствами. Данные о среднем ветре регулярно, с определенной периодичностью, сообщаются метеостанциями. Прогноз позволяет указать возможный район (зону) формирования радиоактивного следа на местности и определить границы района, в пределах которого с заданной вероятностью будет находиться реальный след облака ядерного взрыва.

Достоверные данные о радиоактивном  заражении, полученные органами разведки с помощью дозиметрических приборов, позволяют объективно оценить (уточнить) радиационную обстановку.

Посты радиационного и  химического наблюдения, звенья и  группы радиационной и химической разведки устанавливают начало радиоактивного заражения и сообщают уровни заражения  в штаб ГО объекта, где они заносятся  в специальный журнал и наносятся  на карту. По нанесенным на карту уровням  радиации проводятся границы заражения.

Для прогнозирования возможной  радиационной обстановки исходными  данными являются:• координаты местоположения АЭС или эпицентра ядерного взрыва;•  тип реактора, его энергетическая емкость или вид ядерного взрыва;•  время начала выброса радиоактивных  веществ в атмосферу, или время  ядерного взрыва;

• направление и скорость ветра;• степень вертикальной устойчивости приземной атмосферы.

При аварии на АЭС определяют показатели обстановки:

• размеры (длина, ширина, площадь) зон радиоактивного заражения и  их расположение на местности;• мощность гамма-излучения в любой точке  следа радиоактивноговыброса в любой момент времени;• дозу внешнего облучения людей в любой точке следа выброса;• время начала радиоактивного загрязнения местности;• количество людей, оказавшихся в зонах радиоактивного загрязнения.

При оценке практической радиоактивной  обстановки при ядерном взрыве уровни радиации приводят к одному времени  после ядерного взрыва и определяют показатели:• возможные дозы облучения;•  допустимую продолжительность пребывания людей на радиоактивно загрязненной местности;• время начала преодоления  участка заражения, начала работ  и назначение количества смен при  выполнении аварийно-спасательных и  других неотложных работ;

• возможные радиационные потери работников, населения, личного  состава формирований и др.

Главная цель прогнозирования  радиационной обстановки – выявление  и оценка трудоспособности работников, военнослужащих, остального населения.

Оценка радиационной обстановки включает два этапа:1. выявление радиационной обстановки;2. фактическую оценку обстановки.

1. Выявить радиационную  обстановку – значит определить  и нанести на рабочую карту  (схему) зоны радиоактивного заражения  (загрязнения) или уровни радиации  в отдельных точках местности.  На начальном этапе выявления  радиационной обстановки осуществляют  прогнозирование возможной обстановки. Прогнозирование позволяет быстро  принять необходимые предварительные  решения, но его результаты  могут значительно отличаться  от фактической радиационной  обстановки, поэтому они должны  быть уточнены по данным разведки, полученным с помощью приборов.

2. Оценку фактической радиационной  обстановки осуществляют в целях  принятия необходимых мер защиты, обеспечивающих уменьшение (исключение) радиоактивного облучения, и определения  наиболее целесообразных действий  людей на зараженной (загрязненной) местности. Расчеты, связанные  с оценкой радиационной обстановки, ведут аналитическим способом  с помощью формул, таблиц, графиков, номограмм и т.д.

 

7.В Российской Федерации  Единая государственная система  предупреждения и ликвидации  ЧС (РСЧС) начала действовать с  11 ноября 1994 г. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России) взяло на себя руководство всей системой РСЧС. РСЧС создана для защиты населения и национального достояния от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий, а так же для того чтобы уменьшить их воздействие. Для выполнения этой программы она располагает органами государственного управления РФ, объединяет их на всех уровнях, а также ведет совместную работу с различными общественными организациями, в деятельность которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения в ЧС. Деятельность РСЧС основана на признании факта невозможности исключить риск возникновения ЧС; соблюдении принципа превентивности безопасности, который предусматривает снижение вероятности возникновения ЧС; приоритете профилактической работы; комплексном подходе при формировании системы или учете всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий; построении системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников. Для более четкой и эффективной деятельности РСЧС подразделяется на территориальную, функциональную подсистемы и пять уровней, которые включают в себя: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Силы и средства системы  РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля, включающие в себя органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль состояния  природной среды, опасных объектов, здоровья людей, а также на силы и  средства ликвидации последствий ЧС, которые состоят из военизированных  и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных  формирований федеральных и других организаций (Минсельхозпрода, Росгидромета, Минприроды, соединений гражданской обороны, служб МЧС, Минобороны, Минтопэнерго, Минатома и т. д.).

Система РСЧС действует в  трех режимах.

1. Режим повседневной деятельности – режим деятельности системы в мирное время при нормальных производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановках.2. Режим повышенной готовности – режим деятельности системы при ухудшении обстановки и получении прогнозов о возможности возникновения ЧС, угрозе войны.3. Чрезвычайный режим – режим деятельности системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время. Кроме того, чрезвычайный режим действует в случае применения современных средств поражения.

Решение о введении одного из режимов прини….. Положение о РСЧС утверждено постановлением правительства Российской Федерации 5 ноября 1995 г. Оно определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов. Основной целью создания РСЧС является объединение усилий центральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей. Городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации ЧС. При формировании системы осуществляется комплексный подход, подразумевающий учет всех видов ЧС, всех стадий их развития, разнообразия последствий, возможных мероприятий по их предупреждению и ликвидации, а также требуемого состава участников. Задачами РСЧС являются: 1) разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС; 2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций; 3) обеспечение готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; 4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 5) подготовка населения к действиям в ЧС; 6) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; 7) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; 8) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; 9) ликвидация ЧС, 10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; 11) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС; 12) международное сотрудничество в области защиты от ЧС.

Информация о работе Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности