Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:49, реферат
На протяжении всей истории вооруженные конфликты людей отличались жестокостью, невиданной в животном мире. История оставила тому немало свидетельств.(Вот одно из свидетельств Ветхого Завета: «31. И сказал мне
Господь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона и землю его, начинай овладевать землею его... 34. И взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин, и детей, не оставили никого в живых.
Реферат по ОБЖ
Тема: «Международное гуманитарное право.
Защита жертв вооруженных конфликтов»
Выполнила: Иванова Оля ученица 11”Б” класса
Руководитель: Митинов Ю.В.
Москва,2011г.
Введение
На протяжении всей истории вооруженные
конфликты людей отличались жестокостью,
невиданной в животном мире. История
оставила тому немало свидетельств.(Вот
одно из свидетельств Ветхого Завета:
«31. И сказал мне
Господь: вот, Я начинаю предавать тебе
Сигона и землю его, начинай овладевать
землею его... 34. И взяли в то время все города
его, и предали заклятию все города, мужчин
и женщин, и детей, не оставили никого в
живых.
35. Только взяли мы себе в добычу скот их
и захваченное во взятых нами городах».)
Причина видится в собственности, на которой
основано человеческое общество. Война
была простейшим путем обогащения. Ныне
мирные способы обретения собственности
стали гораздо рентабельнее военных. Весьма
показателен в этом плане опыт Германии
и Японии, которые, проиграв войну, выигрывают
мир. Это вселяет надежду на усиление тенденции
к упрочению мира.
Жестокостью отличалось отношение
не только к врагу, но и к собственным
раненым воинам. Предложения об облегчении
их участи высказывались не раз. Но
только в середине XIX в. международное
сообщество созрело для этого. B 1859г. французская
армия нанесла поражение австро- венгерским
войскам в битве при Сольферино. Большое
число раненых, обреченных на смерть, покрыли
поле боя. Санитарная служба отсутствовала.
Ставший свидетелем этого, швейцарец Анри
Дюнан организовал помощь на общественных
началах. В дальнейшем он предложил учредить
общественный орган по оказанию помощи
раненым и больным воинам. Его идея была
реализована путем учреждения соответствующего
комитета, который в дальнейшем стал
Международным Комитетом Красного Креста.
Это движение побудило швейцарское
правительство созвать
Актуальность изучения международного
гуманитарного права в наше время стоит
очень остро. Нестабильность политической
ситуации в мире, назревающие и назревшие
военные конфликты приводят к пониманию
необходимости более глубокого изучения
международного гуманитарного права.
Международное гуманитарное право является, своего рода, документом, который регламентирует основные правила ведения войны, что является актуальным в наше время.
Содержание
1. История развития
2. Понятие и содержание
3. Анализ некоторых прав, предусмотренных
международным гуманитарным правом и
правом прав человека.
3.1. Право на жизнь
3.2. Запрещение пыток негуманного обращения
3.3. Судебные гарантии
4. Сфера применения международного гуманитарного
права и права прав человека
4.1. Материальная сфера применения
4.2. Сфера применения в отношении лиц
5. Защита жертв вооруженных конфликтов
6. Заключение
7. Источники информации
История развития международного гуманитарного права
Термин «международное гуманитарное право» впервые был предложен в 50- х гг. XX в. известным швейцарским юристом Жаном Пикте. За сравнительно небольшой период он получил широкое распространение и признание сначала в публицистике, в юридической литературе, а затем вошел в название Женевской дипломатической конференции (1974—1977) по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применимого в период вооруженных конфликтов.
Начало развития международного гуманитарного права в XX в., как правило, связывают с принятием 22 августа 1864 г. на дипломатической конференции в Женеве Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны (далее — Женевская конвенция 1864 г.).
Неоценимая роль в работе по подготовке
и принятию Конвенции 1864 г. принадлежит
швейцарскому предпринимателю Анри Дюнану,
свидетелю страданий и мук раненых и умирающих
французских и австрийских солдат после
битвы между австрийскими и франко-итальянскими
войсками в 1859 г. при Сольферино, во время
войны в Италии. По предложению Анри Дюнана
был создан комитет, состоявший из единомышленников
Дюнана, так называемый «Комитет пяти»,
одной из основных целей которого была
разработка международных гуманитарных
принципов, а также изучение возможности
создания в каждой стране добровольного
общества помощи, члены которого будут
обучаться и готовиться в мирное время
к оказанию помощи военно-медицинской
службе во время военных действий. В дальнейшем
именно этот комитет явился учредителем
Комитета
Красного Креста, а с 1880 г. стал называться
Международным комитетом
Красного Креста.
Важнейшим нововведением в международное
право, внесенным Женевской конвенцией
1864 г., было понятие нейтральности в том
виде, в котором его предложил Дюнан. Врачи
и другой медперсонал не должны считаться
принимающими участие в военных действиях
и не подлежат захвату в плен. В Конвенции
оговаривалось, что всегда и везде раненым
должно оказываться уважение и проводиться
одинаковое лечение, независимо от того,
на чьей стороне они сражались.
В Женевской конвенции 1864 г. содержалось
всего 10 статей, но они заложили фундамент,
который послужил основой для дальнейшего
развития международного гуманитарного
права. Эти статьи затрагивали существенные
моменты: военные санитарные повозки и
госпитали были признаны нейтральными,
им обеспечивались защита и уважение;
нейтральность распространялась на армейских
священников, исполняющих свои обязанности;
если они попадали в руки противника, они
должны были быть освобождены и возвращены
в собственный лагерь; необходимо было
с уважением относиться к мирному населению,
пришедшему на помощь раненым; раненым
и больным воинам необходимо было обеспечить
уход, независимо от того, на чьей стороне
они сражались; знак красного креста на
белом поле должен был обозначать госпитали
и медперсонал для обеспечения им защиты.
Сегодня трудно себе представить, какое
огромное влияние оказала Женевская конвенция
1864 г. на развитие права наций. Впервые
в истории государства приняли официальный
постоянно действующий документ, содержащий
ограничения их могущества в интересах
отдельных людей и человеколюбия.
Уже через два года после ее принятия, в австро-прусской войне 1866 г., Женевская конвенция 1864 г. прошла боевое крещение. Это был удобный случай доказать ее значимость, особенно при Садове, в битве почти столь же кровавой, что и битва при Сольферино. Пруссия ратифицировала Конвенцию и придерживалась ее. Она располагала хорошо оснащенными госпиталями, и Прусский Красный Крест был все время там, где нужна была его помощь. В лагере противника ситуация была абсолютно иной, поскольку Австрия не подписала Конвенцию, и отступающая австрийская армия оставляла своих раненых на поле боя. В лесах около Садовы были найдены тела 800 раненых, умерших из-за отсутствия медицинской помощи.
В 1867 г. почти все ведущие державы
ратифицировали Женевскую конвенцию
1864 г., кроме Соединенных Штатов, которые
сделали это в 1882 г.
С этого времени Конвенция приобрела всеобщий
характер, что было весьма важно для ее
авторитета.
Франко-прусская война 1870 г. показала,
насколько сложно обеспечить выполнение
положений Женевской конвенции 1864 г. и
норм обычного права.
Один из основателей Международного комитета
Красного Креста и в течение многих лет
бессменный его Президент — Гюстав Муанье,
сразу же после окончания этой войны изложил
свои наблюдения и выводы в работе «Женевская
конвенция во время франко-прусской войны».
Главным выводом было то, что сфера применения
международного права и распространение
знаний о его принципах оказались недостаточными
для того, чтобы предотвратить излишне
жестокие действия комбатантов.
Первый военный конфликт, в котором
Конвенции придерживались обе воюющие
стороны, была сербско-болгарская война
1885 г. Смертность в ней составила
не более 2 %. На этот раз государства
поняли, что Женевская конвенция служит
их обоюдному благу, и данный факт более
не подвергался сомнению. Сама идея, или
концепция, распространения международного
гуманитарного права не родилась вместе
с Женевской конвенцией 1864 г., где еще не
упоминалось о необходимости ознакомления
населения с ее положениями.
Хотелось бы отметить, что по поручению
Президента США Авраама Линкольна 24 апреля
1863 г. по армии США был издан приказ № 100
«Инструкция полевым войскам Соединенных
Штатов», подготовленный известным американским
юристом немецкого происхождения Френсисом
Либером. Данная Инструкция, ныне известная
как Кодекс Либера, подтолкнула процесс
последующей кодификации законов и обычаев
войны. Кодекс Либера содержал подробные
правила, относящиеся ко всем аспектам
сухопутной войны, от способов ведения
боевых действий как таковых и обращения
с гражданским населением до обращения
с особыми категориями лиц, такими, как
военнопленные, раненые, партизаны
(франтиреры) и т. д. Хотя Инструкция полевым
войскам Соединенных Штатов формально
была сугубо внутренним документом и предназначалась
для применения в условиях гражданской
войны между Севером и Югом, тем не менее
она не только послужила импульсом для
последующей кодификации законов и обычаев
войны, но и явилась первым примером регулирования
на внутригосударственном уровне отношений
по защите жертв войны, воплотившим научные
воззрения того периода, в том числе об
ответственности индивидов за нарушение
правил ведения военных действий, а также
явилась документом, провозгласившим
необходимость распространения знаний
о праве войны.
Понятие и содержание международного гуманитарного права
Понятие «международное гуманитарное право» в том смысле, в каком это понятие будет упоминаться ниже, означает совокупность обязательных для государств правовых норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение средств и методов ведения войны.
Во-первых, эта отрасль права защищает лиц, которые не принимают участия в военных действиях, например гражданских лиц, медицинский и религиозный персонал, а также лиц, которые прекратили принимать участие в военных действиях, например раненых, лиц, потерпевших кораблекрушение, больных, военнопленных. Отдельные местности и объекты, например больницы и санитарные транспортные средства, также пользуются защитой норм международного гуманитарного права и не должны становиться объектом нападения.
Во-вторых, международное гуманитарное право запрещает средства и методы ведения войны, при использовании которых не проводится различие между комбатантами и некомбатантами, например гражданскими лицами, а также средства и методы ведения войны, наносящие чрезмерные повреждения. Эти принципы лежат в основе международных соглашений, запрещающих, например, биологическое и химическое оружие и противопехотные мины.
Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Эти договоры имеют универсальный характер. Так, участниками четырех Женевских конвенций на сегодняшний день являются 188 государств, Дополнительного протокола I - 152 государства, Дополнительного протокола II - 144 государства. Международное гуманитарное право включает также целый ряд других международных соглашений, направленных прежде всего на ограничение средств и методов ведения войны. Следует подчеркнуть, что сегодня многие нормы международного гуманитарного права рассматриваются в качестве обычных норм, имеющих обязательную силу для всех без исключения государств, включая государства, не являющиеся участниками соответствующих международных договоров.
В основе международного гуманитарного права лежит обязанность защиты жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных жителей и других категорий некомбатантов, включая раненых или пленных, а также сложивших оружие. В частности, запрещается нападение на этих лиц или умышленное причинение им физического вреда. Другими словами, международное гуманитарное право призвано обеспечить равновесие между военной необходимостью и гуманностью. Исходя из этого принципа, международное гуманитарное право налагает запрет на некоторые действия, например на бесполезные в военном отношении действия, совершаемые с особой жестокостью. Некоторые нормы этого права представляют собой компромисс между военной необходимостью и требованиями гуманности. Так, принцип пропорциональности допускает случайные потери жизни среди гражданского населения в случае нападения, однако нападение не допускается, если существует опасность того, что случайные потери среди гражданского населения будут чрезмерными по отношению к военному преимуществу, которое предполагается получить.
Международное гуманитарное право предусматривает различие между международными и немеждународными вооруженными конфликтами:
Под международным вооруженным конфликтом (войной) понимается вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами. В этом случае применяются многочисленные нормы международного гуманитарного права, содержащиеся в четырех Женевских конвенциях 1949г, и Дополнительном протоколе I 1977 г. Они вступают в силу с самого начала военных действий независимо от причин возникновения и характера конфликта.
Немеждународный вооруженный конфликт
— это вооруженное
Так же международное гуманитарное
право содержит нормы, регулирующие
войну, в которой одной из сторон
являются негосударственные субъекты.
Инструментарий, применяемый в такой войне,
основан на основных положениях, относящихся
к вооруженным конфликтам между государствами.
Военные действия между антитеррористической
коалицией и режимом талибов в Афганистане
можно отнести к данной категории. Те же
нормы работают и в случаях, когда на стороне
одного из государств действуют полувоенные
формирования, включенные в состав вооруженных
сил. Представляется, что именно так обстоит
дело с военным крылом “Аль-Каиды” в Афганистане,
называемым иногда 55-й бригадой сил движения
“Талибан”. При этом остается открытым
вопрос, какими нормами регламентируются
возможные операции США по преследованию
“Аль-Каиды” или других террористических
групп за пределами Афганистана, в особенности
если такие группы не будут входить в состав
вооруженных сил ни одного из государств.
Информация о работе Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов