Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:49, реферат
На протяжении всей истории вооруженные конфликты людей отличались жестокостью, невиданной в животном мире. История оставила тому немало свидетельств.(Вот одно из свидетельств Ветхого Завета: «31. И сказал мне
Господь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона и землю его, начинай овладевать землею его... 34. И взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин, и детей, не оставили никого в живых.
Международное гуманитарное право также предусматривает абсолютный запрет на совершение подобных деяний.
Необходимо подчеркнуть, что пытки
и негуманное обращение представляют
собой серьезные нарушения
Дополнительного протокола I, а также военные
преступления в соответствии с пунктом
5 статьи 85 этого Протокола. Лица, совершившие
или приказавшие совершить те или иные
серьезные нарушения, должны в обязательном
порядке подвергаться уголовному преследованию
на национальном уровне. Для этого государства
должны ввести в действие уголовное законодательство,
предусматривающее эффективные санкции
за совершение военных преступлений, а
также некоторые особые принципы пресечения
этих деяний, как, например, универсальную
юрисдикцию национальных судов. Пытки
и негуманное обращение также представляют
собой военные преступления согласно
Статуту
Международного уголовного суда, принятому
17 июля 1998 г., и, следовательно, могут являться
объектом международного преследования,
осуществляемого этим новым судебным
органом.
Таким образом, механизм обязательного уголовного пресечения, установленный международным гуманитарным правом в отношении пыток и негуманного обращения, усиливает запрет на совершение этих деяний, предусмотренный правом прав человека.
Судебные гарантии
Важность судебных гарантий для эффективной защиты основных прав человека не подлежит сомнению. Тем не менее большинство международных соглашений в области прав человека не включают судебные гарантии в число прав, входящих в «неизменное ядро» прав человека, от обязательств по которым нельзя отступать ни при каких обстоятельствах. Следовательно, применение судебных гарантий, предусмотренных правом прав человека, может быть приостановлено в случае войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации.
В международном гуманитарном праве судебные гарантии занимают особое место. Предусмотренные этим правом гарантии будут применяться с начала любого вооруженного конфликта, будь то вооруженный конфликт международного или внутреннего характера. Таким образом, даже если в случае чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации, будет приостановлено применение судебных гарантий, предусмотренных правом прав человека, с началом вооруженного конфликта эти гарантии вновь будут применяться в полном объеме, на этот раз в силу начала применения международного гуманитарного права.
Подробный перечень судебных гарантий, применяемых в период международного вооруженного конфликта, приведен в статье 75 Дополнительного протокола I. В случае вооруженного конфликта немеждународного характера, в зависимости от степени интенсивности конфликта, будут применяться гарантии, установленные статьей 6 Дополнительного протокола II, или же общий принцип, предусмотренный общей для четырех Женевских конвенций статьей 3.
Следует напомнить, что умышленное лишение военнопленного или иного покровительствуемого лица права на беспристрастное и нормальное судопроизводство представляет собой серьезное нарушение и военное преступление по смыслу Женевских конвенций и Дополнительного протокола I, а государства обязаны преследовать в уголовном порядке лиц, виновных в совершении подобных деяний. Это нарушение также включено в число военных преступлений, предусмотренных Статутом Международного уголовного суда, и, следовательно, может являться объектом международного преследования, осуществляемого этим новым судебным органом.
Сфера применения международного гуманитарного права и права прав человека
Международное гуманитарное право и право прав человека имеют различную материальную сферу применения и различную сферу применения в отношении лиц. Сравнение сфер применения дает возможность обозначить как некоторые различия между этими отраслями права, так и их взаимодополняемость.
Материальная
сфера применения
Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта. В случае международного вооруженного конфликта применяются четыре Женевские конвенции и Дополнительный протокол I.
В случае вооруженного конфликта немеждународного характера, достигшего определенной степени интенсивности, применяется Дополнительный протокол II и статья 3, общая для четырех Женевских конвенций, которые содержат комплекс довольно подробно разработанных норм. Вооруженные конфликты этого типа - это конфликты, «происходящие на территории какой- либо Высокой Договаривающейся Стороны, между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол».
Если конфликт не достигает такой степени интенсивности, но, тем не менее, является внутренним вооруженным конфликтом, применяется только статья 3, общая для четырех Женевских конвенций, которая предусматривает минимальные нормы, применяемые в случае вооруженного конфликта
Статья 3, общая для четырех Женевских конвенций, предусматривает:
- во-первых, гуманное обращение с
лицами, которые не участвуют
в военных действиях, что
2) запрет на взятие заложников;
3) запрещение посягательств на
человеческое достоинство, в
- во-вторых, оказание помощи раненым.
Так как международное гуманитарное право по своей природе предназначено для применения в условиях вооруженного конфликта, оно не содержит общей оговорки о возможности отступления от обязательств в отношении ряда прав, которая применялась бы в случае войны.
Права человека применяются, в принципе, в любое время, т. е. как в мирное время, так и во время войны. Большинство международных договоров по правам человека предусматривают положения, позволяющие государствам принимать меры в отступление от своих обязательств в отношении ряда прав в чрезвычайных ситуациях, например во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации. Следовательно, применение многих прав человека возможно лишь вне таких чрезвычайных ситуаций. Тем не менее, от обязательств по некоторым правам человека.
В «неизменное ядро» прав человека, от обязательств по которым нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, не входит целый ряд норм, которые предусматриваются международным гуманитарным правом и которые, следовательно, будут применяться даже в отдельных чрезвычайных ситуациях, возникновение которых само по себе может служить основанием для отступления от тех же обязательств по правам человека, например, во время войны. Речь идет, в частности, об обязательстве предоставлять защиту и оказывать помощь раненым, ограничениях на применение силы органами безопасности и охраны правопорядка, о судебных гарантиях.
Сфера применения в отношении лиц
Права человека применяются ко всем людям. Так, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает обязательство государств обеспечивать защиту всех лиц, находящихся под их юрисдикцией.
Международное гуманитарное право, по
всей видимости, имеет более узкую
сферу применения в отношении
лиц. Тем не менее, данный вопрос заслуживает
более подробного рассмотрения. Большинство
норм, применяемых в случае международного
вооруженного конфликта, касается
лишь
«покровительствуемых лиц», а к ним не
относятся лица, находящиеся во власти
государства, гражданами которого они
являются. Вместе с тем нормы, применяемые
в случае внутреннего вооруженного конфликта,
устанавливают обязательства государства
в отношении его собственных граждан.
Кроме того, необходимо напомнить, что
обязательство предоставлять защиту и
помощь раненым, больным и потерпевшим
кораблекрушение распространяется на
всех этих лиц, независимо от того, к какой
стороне они принадлежат. Наконец, исключительно
важные «основные гарантии», предусмотренные
статьей 75
Дополнительного протокола I, предоставляются
всем лицам, которые затронуты международным
вооруженным конфликтом и которые не пользуются
более благоприятным обращением в соответствии
с Женевскими конвенциями и
Дополнительным протоколом I, в том числе
лицам, находящимся во власти государства,
гражданами которого они являются.
Следует также отметить, что право
прав человека традиционно предусматривает
гарантии защиты человека от неправомерных
действий официальных властей и должностных
лиц государства. За некоторыми исключениями
право прав человека не защищает человека
от действий других лиц. Несколько иной
подход принят в международном гуманитарном
праве.
Достаточно упомянуть, что некоторые нормы
этого права специально предусмотрены
для ситуаций внутреннего вооруженного
конфликта и устанавливают обязательства,
гарантирующие соблюдение прав лиц не
только официальными властями и силовыми
структурами государства, но также и противостоящими
им антиправительственными силами или
силами оппозиции.
Защита жертв вооруженных
Одним из важнейших направлений
международного гуманитарного права
является международно- правовая защита
жертв вооруженных конфликтов. К
важнейшим правовым актам в данной
сфере относятся Женевские конвенции
1949 года о защите жертв войны и Дополнительные
протоколы к ним, касающиеся защиты жертв
вооруженных конфликтов. В них речь идет
об обеспечении воюющими государствами
в период войн и вооруженных конфликтов
международно-правовой защиты следующим
категориям лиц: раненым, больным, лицам,
потерпевшим кораблекрушение из состава
вооруженных сил на море, военнопленным,
а также гражданскому населению, находящемуся
в районе боевых действий, т.е. предоставления
им такого статуса, который гарантировал
бы гуманное обращение с ними и исключал
насилие, издевательство, глумление над
личностью. Кроме того, к жертвам военного
конфликта международное гуманитарное
право относит пропавших без вести, умерших
(погибших). Принцип защиты жертв войны
обязывает воюющих охранять интересы
названных лиц, обращаться с ними при всех
обстоятельствах гуманно и предоставлять
им в максимально возможной мере и в кратчайшие
сроки медицинскую помощь и уход. Между
ними не должно проводиться никакого различия
независимо от цвета кожи, исповедания,
религии, пола, национального и социального
происхождения, политических и других
убеждений. При этом следует учитывать,
что жертвы вооруженных конфликтов пользуются
уважением и находятся под защитой международного
гуманитарного права, если они воздерживаются
от любых враждебных действий по отношению
к вооруженным силам.
В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших
кораблекрушение, а также лиц, которые
приравнены к ним по правовому положению,
запрещаются следующие действия: посягательство
на жизнь и физическую неприкосновенность,
в частности всякие виды убийства, увечья,
жестокое обращение, пытки, истязания,
надругательство над человеческим достоинством,
взятие заложников, коллективные наказания,
угрозы совершить любое из перечисленных
деяний, проведение медицинских или научных
экспериментов, лишение права на беспристрастное
и нормальное судопроизводство, применение
практики апартеида и другие негуманные
и унижающие действия, оскорбляющие достоинство
личности, основанные на расовой дискриминации.
Международное гуманитарное право обязывает
воюющих принимать все возможные меры
к тому, чтобы разыскивать и подбирать
раненых и больных, ограждать их от ограбления
и дурного обращения. При этом воюющие
стороны могут обращаться к местным жителям
с просьбой подбирать и ухаживать за ранеными
и больными под их контролем, предоставляя,
изъяснившим желание выполнять такую
работу необходимую помощь и льготы.
Военные власти должны разрешать гражданскому
населению и благотворительным обществам,
даже в районах вторжения или оккупированных
районах, по собственной инициативе подбирать
раненых и больных и ухаживать за ними.
При этом никто из таких лиц не должен
подвергаться преследованию или быть
осужденным за то, что он ухаживал за ранеными
или больными. В тех случаях, когда позволяют
обстоятельства войны, стороны должны
заключать соглашения о перемирии или
о прекращении огня или же местные соглашения
для того, чтобы подобрать раненых, больных,
оставшихся на поле боя, транспортировать
их, обеспечить доступ к ним медицинского
персонала, а также произвести обмен между
ними.
В содержание принципа защиты жертв войны
входит также обеспечение воюющими правового
режима военнопленных. Из международного
гуманитарного права вытекает, что правами
военнопленных пользуются комбатанты
и некомбатанты. Женевская конвенция об обращении с военнопленными
(ст. 4) более конкретно говорит о том, кто
считается военнопленным. Это попавшие
во власть неприятеля следующие лица:
лица, принадлежащие к личному составу
вооруженных сил воюющего государства,
ополчения, добровольческих отрядов, движений
сопротивления, партизаны, а также лица,
сопровождающие вооруженные силы, но не
входящие в их состав непосредственно,
члены экипажей судов торгового флота
и другие.
В случае сомнения в отношении того, является
ли лицо, принимающее участие в боевых
действиях и попадающее во власть противника,
военнопленным, оно считается военнопленным
до тех пор, пока его статус не будет определен
судебным органом.
Говоря о правовом режиме военнопленных,
нужно подчеркнуть, что нормы международного
гуманитарного права исходят из того,
что военнопленные находятся во власти
неприятельского государства, но не отдельных
лиц или воинских частей, взявших их в
плен. Именно государства должны обеспечивать
соблюдение надлежащего правового режима
военнопленных и нести ответственность
за его нарушения.
В основе правового статуса рассматриваемой
категории лиц лежит норма, согласно которой
с военнопленными следует всегда обращаться
гуманно. Никакие физические или моральные
пытки и другие меры принуждения не могут
применяться к военнопленным для получения
от них каких-либо сведений. Они не могут
быть подвергнуты научным или медицинским
опытам, физическому калечению. К офицерам
и приравненным к ним следует относиться
с уважением, полагающимся по их званию
и возрасту. После взятия в плен военнопленные
эвакуируются в лагеря, которые должны
быть расположены достаточно далеко от
зоны военных действий. Они не могут посылаться
в районы, где могли бы подвергаться действию
огня, а также использоваться для прикрытия
каких-либо пунктов или районов военных
операций.
Допрос должен проводиться на понятном
им языке, без применения пыток и других
мер принуждения. При допросе каждый военнопленный
обязан сообщить только свои фамилию,
полное имя, воинское звание, дату рождения
и личный номер или за неимением такового
другую равноценную информацию. Если он
сознательно нарушает это положение, то
лишается преимуществ, предоставляемых
военнопленным его звания или положения.
Все вещи и предметы личного пользования,
за исключением оружия, лошадей, воинского
снаряжения и военных документов, остаются
в их владении. Военнопленные никогда
не должны оставаться без удостоверений
личности. Держащая в плену сторона выдает
удостоверения тем, у кого их нет. Знаки
различия и государственной принадлежности,
отличия и предметы, имеющие главным образом
субъективную ценность, не могут быть
изъяты у военнопленного. Деньги, находящиеся
у них, могут быть отобраны только по распоряжении
офицера и только после того, как в специальном
реестре будут зарегистрированы размеры
денежных сумм и данные об их владельцах.
Последним выдается расписка об изъятии
у них денег. Ценные вещи у военнопленных
могут быть изъяты только по соображению
безопасности. Указанные вещи, а также
изъятые у военнопленных деньги возвращаются
им по окончании их плена в том виде, в
каком они были отобраны.
Военнопленному с момента взятия в плен
и не позднее семи дней после прибытия
в сборный пункт, а также в случае его заболевания,
отправки в медицинский пункт (госпиталь)
и другой сборный пункт предоставляется
возможность заполнить и отправить в Центральное
справочное агентство карточку-извещение
о взятии в плен. Кроме того, он имеет право
письменно сообщить своей семье о состоянии
своего здоровья и факте взятия в плен.
Привлечение к опасным видам работ (в том
числе к разминированию) может осуществляться
только с письменного согласия самих военнопленных.
Военнопленные из числа командного состава
могут привлекаться к работам только в
качестве руководящих или контролирующих
работу военнопленных рядового состава.
Исключительно важным элементом принципа
защиты жертв войны является международно-правовая
охрана гражданского населения. На недопустимость
нападения воюющих сторон на мирное население
указывалось еще в Петербургской декларации
об отмене употребления взрывчатых и зажигательных
пуль 1868 года. В ней отмечалось, что «единственная
законная цель, которую должны иметь государства
во время войны, состоит в ослаблении военных
сил неприятеля».
Исторический опыт современных вооруженных
конфликтов свидетельствует о всевозрастающих
масштабах жертв среди гражданского населения.
Если в Первую мировую войну военные потери
составляли 95 процентов, а потери среди
гражданского населения - 5 процентов,
то во Второй мировой войне военные потери
равнялись 52 процентам, а гражданские
возросли до 48 процентов. Причем тенденция
к увеличению потерь среди гражданского
населения имела место и в последующих
войнах: во время войны в Корее военные
потери составили 16, а гражданские - 84 процента;
в период агрессии США во Вьетнаме они
составляли соответственно 10 и 90 процентов,
в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане
удельный вес жертв среди гражданского
населения увеличился до 95 процентов.
В международном гуманитарном праве содержится
определение гражданского населения. Под ним понимаются
гражданские лица, не принадлежащие ни
к одной категории участников вооруженного
конфликта и непосредственно не принимающие
участия в военных действиях.
Гуманитарные нормы в отношении данной
категории жертв вооруженного конфликта
направлены на то, чтобы способствовать
смягчению порождаемых войной страданий
гражданского населения, особенно детей.
К гражданским не должны применяться никакие
меры ни физического, ни морального порядка
в целях получения от них или от третьих
лиц каких-либо сведений.
Воюющим государствам в ходе вооруженного
конфликта запрещается причинять физические
страдания гражданскому населению или
предпринимать какие-либо меры, приводящие
к его гибели. Это запрещение распространяется
не только на убийства, пытки, телесные
наказания, увечья, медицинские, научные
опыты, но равным образом и на всякое другое
грубое насилие со стороны гражданских
или военных представителей воюющей стороны.
Кроме того, в отношении гражданского
населения запрещаются следующие действия:
коллективные наказания, использование
голода в качестве метода ведения войны,
физическое или моральное воздействие,
террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие
стороны не должны использовать передвижение
гражданского населения или отдельных
гражданских лиц для защиты определенных
объектов, пунктов или районов от нападения.
Заключение
В этом докладе были рассмотрены основные положения международного гуманитарного права, а также проведен сравнительный анализ между международным гуманитарным правом и правом прав человека. Итак, право прав человека и международное гуманитарное право имеют различные сферы применения. Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта и предусматривает целый ряд гарантий, отражающих специфические особенности этих конфликтов. Значительное число прав человека не имеет аналогов в международном гуманитарном праве. Тем не менее, между отдельными правами человека и некоторыми нормами международного гуманитарного права имеются пересечения. Это касается, прежде всего, прав, входящих в «неизменное ядро» прав человека, действие которых не может быть ограничено или приостановлено ни при каких обстоятельствах.
Актуальность изучения международного
гуманитарного права заключается
в том, что сейчас в мире складывается
политическая нестабильность.
Множество вооруженных конфликтов, противоречий
и главным образом война в
Ираке наталкивают на детальное изучение
международного гуманитарного права.
Также, сейчас строго стоит вопрос о соблюдении
положений, содержащихся в этом документе
между участниками вооруженных конфликтов.
В основе международного гуманитарного права лежит обязанность защиты жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных жителей и других категорий некомбатантов, включая раненых или пленных, а также сложивших оружие. Другими словами, международное гуманитарное право призвано обеспечить равновесие между военной необходимостью и гуманностью.
Источники информации
Литература
1.Наставление по международному гуманитарному
праву для Вооруженных Сил Российской
Федерации
2. Батырь В., Гордиевский
А. Международное гуманитарное право о
законах и обычаях войны // Ориентир. - 2002.
- № 8.
3. Гордиевский
А. Под защитой права // Ориентир. - 2003. -
№ 8.
4. Сучков В. Нормы
международного гуманитарного права о
ведении вооруженных конфликтов и миротворческих
операций //Ориентир. - 2007. - № 12.
Web-источники
Информация о работе Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов