Правительство Москвы
Московский департамент образования.
Московская государственная
академия делового администрирования.
Кафедра правовых проблем управления.
Курсовая работа.
Тема: «Международно-правовые
основы деятельности государств в борьбе
с терроризмом».
Выполнил: Жуков А.А. Студент
1 курса. Группы 13-Ю.
Научный руководитель: Кандидат
юридических наук.
Профессор.Токмовцева М.В.
Дата защиты: ____________
Оценка: ____________
____________
Москва
2012
Содержание:
Введение.
Глава 1) Общая характеристика
международно-правового регулирования
противодействия терроризму.
1.1) Основные направления
деятельности.
1.2) Понятие и
факторы международного терроризма
в международном праве.
1.3) Превентивный
и репрессивный подходы в борьбе с терроризмом.
Глава 2) Виды терроризма.
2.1) Религиозный
экстремизм как вид терроризма
и проблемы их взаимовлияния.
Глава 3)Органы борьбы
с терроризмом на национальном и международном
уровнях.
3.1) КТК ООН.
3.2) Борьба с
терроризмом в РФ.
3.3) Органы борьбы
с терроризмом в США.
Заключение.
Введение.
Терроризм — политика, основанная
на систематическом применении террора.
Синонимами слова «террор» являются слова
«насилие», «запугивание», «устрашение».
В праве России терроризм определяется
как идеология насилия и практика воздействия
на общественное сознание, на принятие
решений органами государственной власти,
органами местного самоуправления или
международными организациями, связанные
с устрашением населения и/или иными формами
противоправных насильственных действий.
В праве США — как предумышленное, политически
мотивированное насилие, совершаемое
против мирного населения или объектов
субнациональными группами или подпольно
действующими агентами, обычно с целью
повлиять на настроение общества.
В наши дни, деятельность по
защите общества от терроризма является
одной из основных задач органов по обеспечению
государственной безопасности большинства
стран мира. Такие организации занимаются
непосредственным пресечение террористических
актов, а также устранением лиц, их совершивших.
Другой формой борьбы с терроризмом является
принятие законодательными органами государств,
а также международными союзами государств,
юридических документов, направленных
на ужесточение ответственности за терроризм,
тем самым пресекая возможные террористические
акты.
Данная тема очень актуальна
в наши дни, так как с 1960-х годов терроризм
(в особенности, религиозный экстремизм)
становится всё большей угрозой мировому
сообществу. Ещё свежи в памяти события
11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, 29 марта
2010 года и 24 января 2011 года в Москве и 11
апреля 2011 года в Минске. Эти теракты унесли
огромное количество людских жизней. Реакцией
мирового сообщества на данные события,
стало принятие множества нормативно-правовых
актов, способствующих борьбе с актами
международного терроризма, а также различные
карательные меры, приведшие к наказанию
организаторов и участников терактов.
Целью данной работы является
анализ международных и государственных
нормативно-правовых документов, влияющих
на террористическую активность, выявление
причин и факторов международного терроризма,
а также влияние и использование религиозного
фактора в международной террористической
деятельности. Также, рассматривая данную
тему, невозможно не коснуться истории
возникновения и глубинных причин террористической
деятельности, начиная с эпохи Нового
времени.
1) Общая характеристика
международно-правового регулирования
противодействия терроризму.
За последние 20 лет в мире было
совершено огромное количество терактов
(примерно 6500 ). В ответ на это, была принята
Декларация о мерах по ликвидации международного
терроризма от 9.12.1994г. Также, 10 января
2000 г. в Нью-Йорке, прошла Международная
конвенция о борьбе с финансированием
терроризма, на которой ранее принятые
резолюции к декларации от 1994 года (всего
6 нормативных документов), были сведены
в единый нормативно-правовой акт, являющийся
основой международной правовой деятельности
государств в борьбе в терроризмом. Целью
данного документа является предупреждение
и пресечение финансирования терроризма,
наказание людей, финансирующих терроризм,
а также борьба с самим терроризмом во
всех его проявлениях (сепаратизм, терроризм,
экстремизм, диверсии и т.д.). Однако на
практике выясняется, что, не смотря на
подписание данного договора всеми странами-участницами
ООН, правящая элита государств, по-прежнему
продолжают скрытое финансирование террористических
группировок. Тем самым, они могут пресекать
готовящиеся теракты, возвращать свои
деньги обратно и получать дополнительные
средства на борьбу с международным терроризмом,
выделяемые МВФ.
Но ещё до принятия данной конвенции,
Генеральной Ассамблеей ООН был принят
ряд важнейших нормативно-правовых документов,
расширяющих понятие «терроризм»:
-Конвенция о борьбе с незаконным
захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год);
-Конвенция о борьбе с незаконными
актами, направленными против безопасности
гражданской авиации (Монреаль, 1971 год);
-Конвенция о предотвращении
и наказаний преступлений против лиц,
пользующихся международной защитой,
включая дипломатических агентов (Конвенция
ООН 1973 года);
-Конвенция о борьбе с незаконными
актами, направленными против гражданской
авиации (1977)
-Конвенция о борьбе с захватом
заложников (Нью-Йорк, 1979 год);
-Конвенция о физической защите
ядерного материала (1980 год);
-Конвенция о борьбе с незаконными
актами, направленными против безопасности
морского судоходства (1988 год);
-Конвенция о борьбе с бомбовым
терроризмом (1997).
В Российской Федерации,
нормативно-правовая борьба с терроризмом
осуществляется на основе Федерального
закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму»,
принятый 26 февраля 2006 года . Данный нормативно-правовой
документ устанавливает основные принципы
противодействия терроризму, правовые
и организационные основы профилактики
терроризма и борьбы с ним, минимизации
и (или) ликвидации последствий проявлений
терроризма, а также правовые и организационные
основы применения Вооруженных Сил Российской
Федерации в борьбе с терроризмом. Также,
в данном федеральном законе сказано,
что: «Правовую основу противодействия
терроризму составляют Конституция Российской
Федерации, общепризнанные принципы и
нормы международного права, международные
договоры Российской Федерации, настоящий
Федеральный закон и другие федеральные
законы, нормативные правовые акты Президента
Российской Федерации, нормативные правовые
акты Правительства Российской Федерации,
а также принимаемые в соответствии с
ними нормативные правовые акты других
федеральных органов государственной
власти». В июле 2006 в связи с похищением
и убийством работников российского посольства
в Ираке президент РФ Владимир Путин обратился
к Совету Федерации с просьбой дать разрешение
на использование российских формирований
вооружённых сил и подразделений спецназначения
за рубежом для борьбы с терроризмом —
для «защиты прав и свобод человека, обеспечения
приоритета защиты прав лиц, подвергающихся
террористической опасности, неотвратимости
наказания за совершение терактов, охраны
суверенитета РФ». 7 июля Совет Федерации
единогласно проголосовал за предоставление
такого права бессрочно и без каких-либо
дополнительных условий.
Одновременно 5 июля 2006 Госдума
внесла поправки в законы «О ФСБ» и «О
противодействии терроризму», которые
дают президенту право не ставить Совет
федерации в известность о сроках, количестве
и типе подразделений, использующихся
в спецоперациях.
Другими поправками в законодательство
по борьбе с терроризмом предусматривается:
-право президента РФ единолично
принимать решение об использовании спецподразделений
ФСБ за пределами России,
-возможность заочного судебного
разбирательства и вынесения заочного
приговора в отношении лиц, обвиняемых
в тяжких и особо тяжких преступлениях
и недостижимых для правоохранительных
органов,
-разрешение спецслужбам пренебрегать
тайной переписки, телефонных переговоров
и неприкосновенностью жилища,
-запрет средствам массовой
информации не только заниматься публичным
оправданием терроризма, но и разглашать
информацию о средствах, методах и других
подробностях проведения спецопераций.
1.1) Основные направления
деятельности.
На протяжении последнего десятилетия
ХХ века был проведен ряд мероприятий
по определению основных направлений
совместной деятельности государств по
предотвращению и устранению последствий
террористических актов. Не умоляя важности
деятельности ООН в предыдущие периоды
по указанному вопросу, следует отметить,
что именно в этот период необходимость
решения вопроса, касающегося терроризма,
встала наиболее остро.
Декларация и Программа действий,
принятая на Всемирной конференции ООН
по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене,
определила, что акты терроризма во всех
его формах и проявлениях являются деятельностью,
направленной на уничтожение прав, основных
свобод и демократии, создает угрозу территориальной
целостности и безопасности государств
и дестабилизирует законные правительства1.
В продолжение данных тезисов
на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации
Объединенных Наций (1994) принята Декларация
о мерах по ликвидации международного
терроризма, в которой выражается убежденность
в целесообразности более тесной координации
и сотрудничества между государствами
в борьбе с преступлениями, связанными
с терроризмом, включая оборот наркотиков,
незаконную торговлю оружием, "отмывание
денег" и контрабанду ядерных и других
потенциально смертоносных материалов.
В этой декларации государствам предлагается
в срочном порядке провести обзор сферы
применения существующих международно-правовых
положений о предупреждении, пресечении
и ликвидации терроризма во всех его формах
и проявлениях с целью обеспечить наличие
всеобъемлющих правовых рамок, включая
все аспекты этого вопроса.
В свою очередь, на совещании
по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля
1996 г.) министры стран «большой восьмерки»
приняли итоговый документ, в котором
заявили о своей решимости уделять первостепенное
внимание борьбе с терроризмом, сделали
обзор новых тенденций развития терроризма
в мире. Участники форума представили
на итоговой пресс-конференции согласованный
ими список из 25 мер, необходимых для борьбы
с терроризмом, значительная часть которых
касается национальной компетенции государств.
Одна из рекомендаций относится к "улучшению
взаимодействия между отдельными органами
и ведомствами, которые занимаются различными
аспектами данной проблемы"2. Речь идет также об улучшении
подготовки квалифицированных специалистов
контртеррористических подразделений,
в том числе для "предотвращения терроризма
с использованием радиоактивных, химических,
биологических и отравляющих веществ"(цитата
из того же Заявления).
С учетом большого числа террористических
актов на транспорте правительствам стран
"большой восьмерки" предлагается
срочно начать консультации о повышении
безопасности общественного транспорта.
Особого внимания требуют поиск
и разработка методов обнаружения и маркировки
взрывчатки и других средств, которые
могут привести к гибели или ранению людей.
"Восьмерка" призывала
все государства взять под
свой контроль неправительственные
организации (гуманитарной, культурной
или социальной направленности),
которые могут служить прикрытием
для террористических организаций.
Предметом пристального внимания
должны стать новейшие средства коммуникации,
которые террористы используют для пропаганды
собственных идей и общения между собой.
Подразумеваются, прежде всего, глобальная
сеть Интернет и частные средства кодирования
передаваемой по ней информации.
В отдельный пункт выделено
принятие национальных законов, целью
которых будет осуществление более эффективного
контроля за производством, торговлей
и экспортом оружия и взрывчатки.
Документ обязывает подписавшие
его страны отказаться от любой пассивной
или активной поддержки террористов, ужесточить
юридические меры преследования террористических
организаций, отдавать под суд любое лицо,
обвиняемое в совершении или подготовке
терактов или оказании помощи в их проведении.
Страны "Большой восьмёрки"
рекомендовали всем государствам препятствовать
передвижениям групп террористов и их
отдельных членов по всему миру, и в этих
целях ввести более строгий пограничный
контроль и правила оформления удостоверений
личности и визовой документации.
Организация Объединенных Наций
осуществляет борьбу с терроризмом в рамках
своих департаментов, подразделений и
учреждений:
• Контртеррористический комитет
(КТК), который контролирует осуществление
резолюции 1373 (2001) и представляет доклады
Совету Безопасности;
• Совет Безопасности, который
занимается вопросом терроризма как явления,
угрожающего существованию и нормальному
функционированию институтов общества
и государства. Он встречается для рассмотрения
структуры и деятельности КТК на регулярной
основе и при необходимости обсуждает
более широкие вопросы, связанные с терроризмом;
• Рабочую группу Организации
Объединенных Наций по разработке политики
в отношении терроризма, которая была
учреждена Генеральным секретарем в октябре
2001 года и уполномочена изучать последствия
и широкие аспекты политики борьбы с терроризмом
применительно к Организации Объединенных
Наций и сформулировать рекомендации.
Рабочая группа ,по разработке политики,
определила порядок включения деятельности
Организации Объединенных Наций в рамках
трехсторонней стратегии в поддержку
глобальных усилий, чтобы не допустить
вовлечения в терроризм недовольных групп
населения, закрыть доступ террористическим
организациям или террористам-одиночкам
к средствам совершения актов терроризма
и поддерживать широкое сотрудничество
в борьбе против терроризма;