Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 13:30, курсовая работа
Целью данной работы является анализ международных и государственных нормативно-правовых документов, влияющих на террористическую активность, выявление причин и факторов международного терроризма, а также влияние и использование религиозного фактора в международной террористической деятельности. Также, рассматривая данную тему, невозможно не коснуться истории возникновения и глубинных причин террористической деятельности, начиная с эпохи Нового времени.
Введение.
Глава 1) Общая характеристика международно-правового регулирования противодействия терроризму.
1.1) Основные направления деятельности.
1.2) Понятие и факторы международного терроризма в международном праве.
1.3) Превентивный и репрессивный подходы в борьбе с терроризмом.
Глава 2) Виды терроризма.
2.1) Религиозный экстремизм как вид терроризма и проблемы их взаимовлияния.
Глава 3)Органы борьбы с терроризмом на национальном и международном уровнях.
3.1) КТК ООН.
3.2) Борьба с терроризмом в РФ.
3.3) Органы борьбы с терроризмом в США.
Заключение.
д) если дальнейшие события того потребуют, подготовить конкретные предложения для рассмотрения государствами-членами в целях укрепления потенциала Центра в рамках его мандата в области разработки компонента предупреждения терроризма его деятельности и управления этой работой.
1.2) Понятие и факторы международного терроризма в международном праве.
По мнению премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, международный терроризм изначально был инструментом борьбы между разными государствами, как минимум одно из которых использует против других государств террористов как альтернативу обычной войне. Данное высказывание как нельзя лучше доказывает отступление правящих элит государств от положений Конвенции 20 января 2000 года. Однако официальное определение звучит так: Международный терроризм — терроризм, осуществляемый под руководством зарубежных лиц, организаций или государств.
Данный вид терроризма наиболее распространён в наши дни, так как его целью является давление на политическую элиту государства, которое бывает прямым (насильственные действия направленные напрямую на политика) или косвенным (теракты, запугивающие народные массы и заставляющие политиков выбирать другой политический курс, более выгодный для организации или государства, организовавшего теракт.
Действующие соглашения не содержат общего определения международного терроризма. Круг противоправных деяний очерчивается исходя из целей соответствующей конвенции (например, ст. 1 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (16.12.1970г.), ст. 1 Конвенции по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (23.09.1971г.), ст. 2, пар. 1, Конвенции о предупреждении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой (14.12.1973), ст. 2 Конвенции о пресечении бомбового терроризма (15.12.1997), ст. 2 Международной конвенции о пресечении финансирования терроризма (9.12.1999), ст. 2 проекта Всеобщей конвенции по терроризму, представленного Комитетом по терроризму в 2002 г.).
Международные соглашения, в большей своей массе, не регламентируют международный терроризм в целом, а направлены на борьбу с отдельными его проявлениями, такими, как незаконный захват и угон воздушных, морских и речных судов, взятие заложников, использование различных отравляющих или взрывчатых веществ для совершения террористических актов и др. Отдельные региональные акты, как, например, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (принятая 15.06.2001г.), также очерчивают только круг противоправных деяний, рассматриваемых как терроризм, хотя и в более общей форме.
По мнению специалистов, единственный орган, способный решить каким-либо образом проблему определения международного терроризма – это Совет Безопасности ООН. Совет Безопасности, к сожалению, часто отводится не основная, а вспомогательная роль в законотворчестве. По объективным причинам ранее страны избегали передавать спор на его рассмотрение из-за боязни насторожить государства, оказывающие помощь террористам, или ввиду возможности наложения вето постоянных членов Совета Безопасности. Государства предпочитают опираться на реальные факты нарушения международного мира и безопасности государств, чем нарушать прямой запрет Совета Безопасности, даже в случаях, когда Совет демонстрирует свою готовность рассмотреть сложившуюся ситуацию. Данная тактика использовалась Израилем во время захвата заложников в аэропорту Ентеббе (1976г.), при бомбардировке атомной станции в Ираке, странами НАТО в Югославии (1999г.). Схожая ситуация сложилась в отношении Афганистана (2001г.) и Ирака (2003г.). В первом случае США использовали неопределенность резолюции Совета и начали военную операцию без прямой санкции Совета Безопасности. В ситуации с Ираком мнение Совета Безопасности просто игнорировалось.
Резолюции Совета Безопасности, принятые за последнее время и касающиеся случаев террористических актов, имеют следующие общие черты:
Во-первых, признается, что международный терроризм является угрозой для международного мира и безопасности и является вызовом всем государствам и всему человечеству5. На государства налагается обязанность найти, осудить и привлечь к ответственности исполнителей, организаторов и спонсоров террористических нападений6. При этом Совет Безопасности подчеркивает актуальность принципа aut dedere aut judicare7
Во-вторых, международный терроризм квалифицируется как преступление8.
В-третьих, акцентируется необходимость сотрудничества, а не принуждения в вопросах выдачи9.
Анализ международного законодательства в целом позволяет выделить следующие закономерности:
1) кодификация законодательных норм в области борьбы с терроризмом способствует его более эффективному применению;
2) внутреннее право стран должно своевременно реагировать на изменение в международной договорной практике в этом направлении, последовательно отражая все ее позитивные начала;
3) при подготовке и принятии законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих борьбу с терроризмом, целесообразно исходить из особенностей складывающейся общественно-политической и криминогенной ситуации в стране или регионе, а не придерживаться принципа так называемой модельности, то есть построения нормативно – правового акта на основании уже существующего, чаще всего, имеющего большую юридическую силу, с закреплением правил, содержащихся в нем без каких – либо изменений, необходимых применительно, допустим, к региону, имеющему специфические черты.
Существует 2 подхода к борьбе с терроризмом: превентивный и репрессивный. Превентивной называют деятельность, направленную на предотвращение террористического акта, исходящую от законодательного органа власти. Примером такого подхода может служить принятие НПА, в котором усиливается ответственность за террористическую деятельность. Такие меры могут «отбить желание» у потенциального террориста совершать задуманное деяние. Репрессивный подход, напротив, применяется уже после совершения террористического акта. Меры воздействия, в этом случае, могут исходить как от законодательных, так и от исполнительных органов власти. Примером репрессивного подхода, может служить уничтожение специальными подразделениями МВД или ФСБ незаконных банд формирований на Северном Кавказе. Не стоит забывать о том, что законодательная деятельность, направленная на борьбу с терроризмом, всегда является отстающим компонентом. Принятие какого-либо НПА, как проявление репрессивного подхода, может служить лишь реакционной мерой воздействия на террористические организации.
1.4) Терроризм в истории.
Терроризм, как вид политического воздействия, проявился ещё в I веке до н. э. в, захваченной римлянами, Иудее. Там действовала организация сикариев, деятельность которой носила скорее экстремистский, чем террористический характер (сикарии убивали римских легионеров, чиновников и иудеев, сочувствующих оккупационному режиму. Доходило до того, что сикарии выходили на дороги, останавливали необрезанных прохожих и предлагали выбор: добровольное обрезание или смерть. Таким образом, террористическая деятельность, изначально носила религиозный подтекст). В Средние века, любая деятельность, связанная с подрывом существующих государственных и религиозных устоев, пресекалась жесточайшим образом. Террористы просто боялись дальше работать на свою идею, и террористические сообщества «канули в Лету». С началом эпохи Нового времени началась и эпоха «возрождения терроризма». В связи с промышленной революцией, во всех странах появилось огромное количество шпионов, стремящихся выкрасть технологии производства тех или иных изделий и подорвать промышленность государства. Вместе с тем, набирал силу и политический терроризм. В России, первой террористической организацией стала Народная Воля, а первым терактом в истории Отечества, стало убийство императора Александра II в 1881 году10. С тех пор, террористы-революционеры не давали спокойно спать ни одному русскому монарху и высшему государственному чиновнику. В результате теракта, в 1914 году началась Первая Мировая война, унесшая более 10 000 000 людских жизней11. В результате терактов, погибли многие высшие государственные лица, в том числе и в России.
С приходом к власти большевиков, террористическое движение в России пошло на спад. Народ добился того чего хотел, тем более, что идеологами террора были именно большевики. За дальнейшей ненадобностью, терроризм в России , как вид политики, исчез почти на 80 лет.
Очередной подъём терроризма произошёл в 1960-х годах в Латинской Америке, во время становления режимов Че Гевары и Пиночета. В этом случае имел место быть такой вид терроризма, как диверсия и сепаратизм. Террористы боролись не за смену политического курса, а за полное свержение действующей власти и воцарение их командиров. Но при приведении данных примеров, нельзя не упомянуть о таком явлении как международный терроризм. Именно он имел место в этих случаях, ведь революции на Кубе и в Латинской Америке произошли, потому что лидеры восстаний поддались пропаганде Советского Союза. Советский Союз, в данной ситуации, преследовал свои цели. СССР нужна была база для ядерных боеголовок, расположенная недалеко от США, с которым, в ту пору, СССР вёл «холодную войну». Правительства Хрущёва и Кенеди понимали, что доставка ракет на Кубу приведёт к Третьей Мировой войне, и вовремя начали переговоры. И хоть ракеты так и не оказались на Кубе, советское руководство по-прежнему оказывало значительную финансовую и техническую поддержку коммунистическим партиям всего мира.
С развалом СССР, терроризм вернулся и в Россию, в частности, на Северный Кавказ. Первая и вторая Чеченские войны прямое тому подтверждение.
За последние 10 лет, в России произошла серия крупных терактов в многолюдных местах, таких как Московский метрополитен, театр, школа и так далее. Всё это свидетельствует о том, что кавказские террористические организации недовольны политикой, проводимой правительством Российской Федерации, не смотря на то, что правительство выделяет огромные средства из федерального бюджета на развитие национальных окраин.
Таким образом, становится понятно, что терроризм развивался на протяжении более чем 2000 лет. Одни формы терроризма сменялись другими, а, вслед за ними, изменялись и формы противодействия ему. За последние 50 лет было принято множество нормативно-правовых документов, которые практически окончательно сформулировали понятие терроризма, предупредили граждан мирового сообщества о тех деяниях, которые совершать нельзя, и выявили тех личностей, которых необходимо изолировать от общества или уничтожить.
Институт борьбы с терроризмом (Израиль) выделяет три вида терроризма:
Международный терроризм - место совершения терактов не имеет значения; террористическая группа состоит из лиц разной национальности и вероисповедания; объектом борьбы являются либо политические и религиозные взгляды, либо международные организации, соглашения, институты. Террористические акты спонсируются иностранным (по отношению к территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами, организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности группы.
Внутренний терроризм - место совершения террористических актов - страна пребывания; террористическая группа состоит, как правило, из граждан одной страны, национальности, вероисповедания; объектом борьбы являются внутренние проблемы страны пребывания.
Объектный терроризм - террористические акты совершаются в отношении определенных объектов жизнедеятельности, которые террористические организации считают вредными или опасными (анти-атомный терроризм, экологический терроризм).
Федеральное Бюро Расследования выделяет также такой вид терроризма, как вооруженная борьба за независимость, принимающая формы терроризма. К ней относится террористическая деятельность повстанцев (insurgents) против военных и полицейских объектов колониальной стороны. Впрочем, отмечается в отчете ФБР, в случае нанесения ущерба гражданским лицам или применения силы в отношении "невиновных", такая форма борьбы может также расцениваться как терроризм.12
Российский ученый Яхлов А.В. в своей статье «Терроризм и международные отношения в первой половине XX века»13 дает собственную классификацию видов терроризма, выделяя национальный, идеологический и геополитический. Не объясняя сути собственной классификации, автор приводит несколько примеров данных видов терроризма:
Говоря о национальном терроризме, автор приводит следующее историческое событие. «Ярчайший пример - убийство 28 июня 1914 года в Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его супруги. Террористический акт произошел на территории Боснии, которая в тот момент (и это было признано на международном уровне) входила в состав Дунайской империи. Поскольку преступник был пойман, то стало ясно, кого он представляет: организацию «Млада Босна», ставившую цель отторжение данной территории и присоединение к Сербскому королевству. (... принцип территориальной целостности (и, соответственно суверенитета) был закреплен в международном праве еще Венским Конгрессом 1815г.) Предварительное следствие выявило, что покровители Гаврилы Принципа и всей организации находятся в соседней Сербии».
Другим ярким примером национального терроризма была волна убийств в Веймарской Германии в начале 20-х годов политиков, выступавших за сотрудничество с Западом, сам факт которого рассматривался как национальное предательство, что не удивительно в условиях распространения «теории заговора» и, как следствие ксенофобии, глубочайшего экономического кризиса, культурной дезориентированности, социального отчаяния. Все это питательная среда терроризма. Правда, здесь убийства проходили на территории самой республики. В 1920 году был убит М. Эрцбергер, который подписал от имени Германии Версальский мирный договор и выступал за его соблюдение, в 1921 произошло покушение на первого канцлера республики Ф. Шейдеманна, в 1922 убит крупный промышленник, министр иностранных дел, еврей по национальности В. Ратенау, проводивший политику баланса между Западом и Востоком …. Это наиболее яркие примеры политического экстремизма. Следствием стало то, что внешняя политика Германии с середины 20-х (еще при демократии) ориентировалась на реванш. Данный импульс в полной мере был задействован нацистами.
Информация о работе Международно-правовые основы деятельности государств в борьбе с терроризмом