Яркими примерами идеологического
терроризма была серия убийств русскими
эмигрантами советских дипломатов. Первым
актом такого рода стало убийство В. Воровского
в Лозанне (1923 г.). Потом последовали убийства
Т. Нетте в Латвии (1926 г.), П. Воейкова в Варшаве
(1927 г.). Все они главной целью имели обострение
отношении Советской России с Западом,
провоцируя ее на жесткую реакцию и конфликт.
Стимулом была ненависть к коммунистам.
Все исполнители были на момент совершения
преступления маргиналами. В случае с
В. Воровским цель была достигнута, впоследствии
СССР предпочитал более мягкую реакцию
на произошедшее. Примечательно, что ни
один из террористов не был наказан. Своеобразным
отклонением от идеологического терроризма
стало убийство в 1932 году президента Франции
П. Думера, опять-таки русским эмигрантом
В. Горгуловым. Цель- помешать наметившемуся
сближению двух государств. Террорист
был застрелен на месте, что, само по себе,
подозрительно. Впрочем, и цель реализована
не была. Противоположная идеологическая
сторона также стала использовать террористические
методы, создав специальную структуру
в недрах НКВД под руководством П. Судоплатова.
Похищение во Франции и последующее убийство
в России генералов Кутепова (1930) и Миллера
(1937), а уж тем более убийство Л. Троцкого
в Мексике (1940) – типичные случаи идеологического
терроризма.
В юридической литературе можно встретить
понятие суицидный терроризм, который
определяют как готовность пожертвовать
своей жизнью в интересах достижения определенной
политической цели. В настоящее время
существует около десяти религиозных
и светских террористических организаций,
способных использовать суицидный терроризм
как тактический прием в борьбе против
своего или иностранного правительства.
К таким группам относятся: Исламское
движение сопротивления ("Хамас")
и "Палестинский исламский джихад",
на оккупированных Израилем территориях;
"Хезболлах" ("Партия Аллаха")
в Ливане; "Египетский исламский джихад"
и "Гамайя исламия" ("Исламская
группа") в Египте; "Вооруженная исламская
группа" (GIA) в Алжире; международная
группа "Барбар Халса" (BKI) в Индии;
"Тигры освобождения Тамила" (LTTE)
в Шри-Ланке; Рабочая партия Курдистана
(РКК) в Турции; сеть ячеек террористической
организации Усамы бен Ладена "Аль-Каида"
в Афганистане. Примером суицидного терроризма
могут служить известные трагические
события, произошедшие в Нью-Йорке, Вашингтоне
и Пенсильвании (США) 11 сентября 2001 года,
когда пассажирские самолеты, захваченные
террористами-смертниками были направлены
в объекты, имевшие крайне важное значения
для правительства и всего народа Соединённых
Штатов Америки14.
По мнению В.В. Лунеева, можно
выделить следующие виды терроризма:
а) политический;
б) международный;
в) национальный и религиозный;
г) государственный;
д) стихийный и организованный;
е) воздушный;
ж) уголовный.15
Как представляется специалистам
в данной сфере, подобная классификация
построена на нарушении принципа одинаковости
логического основания: смешиваются виды
терроризма и их формы. Многие из указанных
видов терроризма не могут быть предметом
правового регулирования (например, государственный
внутренний терроризм в отношении граждан
своего государства). Поскольку международное
право не признает государство в качестве
субъекта преступлений - понятие "государственный
терроризм" представляется некорректным
и об этом было сказано выше. В этой классификации
смешиваются виды терроризма и формы его
реализации.
2.1) Религиозный экстремизм
как вид терроризма и проблемы их взаимовлияния.
Термин «религиозный экстремизм»
стал широко использоваться в последние
10 лет. Под ним понимают агрессию, исходящую
от религии. Наибольшей опасностью обладают
экстремистские течения Ислама, а точнее Ваххабизма (религиозного
течения, обособившегося от Ислама около
100 лет назад, и принявшее крайне радикальную
позицию к представителям других вероисповеданий,
а также к мусульманам, противоборствующим
им).
Религиозный экстремизм, как
вид терроризма, само собой не может быть
чисто религиозным. В любом случае, в него
входят социально-политические и экономические
составляющие. В современном мире, религиозный
экстремизм отличается от международного
терроризма лишь тем, что совершается
представителями определённых религиозных
течений, против нетерпимых вероисповеданий.
Нельзя не упомянуть о том, что
религиозный экстремизм в Исламе предполагался
изначально: пророк Муххамед, повторяя
слова Аллаха, призывал мусульман начать
священную войну- джихад- против
неверных, то есть представителей других
религий (в особенности, христиан). Крестовые
походы в Иерусалим стали первой, своего
рода, «контртеррористической акцией»,
во имя освобождения гроба Господня. Мусульмане,
понимая, что эта святыня важна для глав
христианской церкви, решили не отдавать
её без боя. В итоге, джихад, объявленный
больше 1000 лет назад, так и не был завершён.
Авторитет католической церкви был подорван,
что (в совокупности со многими другими
факторами) привело к окончанию гегемонии
религии в жизни человека.
В современном мире, религиозный
экстремизм стал наиболее распространённой
формой терроризма. Такие организации
как «Талибан» и «Аль-Каида», принимающие
на себя ответственность за большинство
терактов, совершённых в мире, преследуют
не только политические, но и социально-религиозные
цели. Совершая террористические акты,
они стремятся показать мировому сообществу,
что, по их мнению, глобализация, к которой
неуклонно идёт весь мир, должна заключаться,
прежде всего, в принятии Ислама (или его
ответвлений) всем миром. Тех кто откажется
менять свою веру, по их мнению, необходимо
уничтожить или обратить в рабство как
«неверных», которые «не имеют чести служить
всемогущему Аллаху».16 Не должно вызывать удивления
то, что большая часть населения планеты
считает террористами именно мусульман.
На это людей подталкивают не только личные
предубеждения, но и политика, проводимая
государством через средства массовой
информации. Ярким примером такой политики
может служить призыв властей, обращённый
к москвичам, обращать повышенное внимание
на граждан кавказской национальности
и вероятных мусульман, прозвучавший после
терактов в московском метрополитене
в марте 2011 года. Оправданной такую политику
можно считать, только с точки зрения ярых
противников Ислама - последователей других
религиозных учений (по сути, точно таких
же экстремистов). В реальности, статистика,
составленная Советом безопасности ООН,
гласит, что 63% терактов совершены гражданами
стран Европы или Америки, являющихся
христианами, но совершавших свои преступления
без каких-либо религиозных оснований
и экстремистских побуждений17.
3)Органы борьбы с
терроризмом на национальном и международном
уровнях.
В каждой стране мира существует
организация, занимающаяся борьбой с терроризмом.
Например: ФСБ (Российская Федерация),
Совет Национальной Безопасности, ФБР
(Соединённые Штаты Америки) и так далее.
Также существуют организации, выполняющие
координирующую функцию, а также занимающиеся
разработкой всемирной стратегии борьбы
с терроризмом. Основной такой организацией
в мире является Контртеррористический
комитет ООН (КТК ООН).
3.1) КТК ООН.
Комитет был создан во исполнение резолюции 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года. В рамках органа учреждены подкомитеты:
A, B и C. Все члены распределены по указанным
подкомитетам следующим образом:
А: Бразилия, Дания, Российская
Федерация, Филиппины, Франция;
В: Греция, Китай, Румыния, Соединенные
Штаты Америки, Танзания;
С: Алжир, Аргентина, Бенин, Соединенное
королевство Великобритании и Ирландии,
Япония.18
В резолюции 1535 (2004) от 26 марта
2004 года Совет Безопасности одобрил доклад
Контртеррористического комитета (КТК)
об активизации его работы (S/2004/124) и учредил
Исполнительный директорат Контртеррористического
комитета (ИДКТК), с тем чтобы усилить способность
Комитета контролировать осуществление
резолюции 1373 (2001) и эффективно продолжать
работу по наращиванию потенциала, которой
он занимается.19 Резолюция 1373, во исполнение
которой создавался КТК, состоит в том,
чтобы запретить и установить ответственность
за терроризм, как деятельность, направленную
на уничтожение государственных и правовых
устоев.
3.2) Борьба с
терроризмом в РФ.
В Российской Федерации основными
органами борьбы с терроризмом являются
Федеральная служба безопасности и Вооружённые
Силы Российской Федерации.20 Данные органы используются
для пресечения терактов или устранения
их последствий. Основные направления
политики государства в области противодействия
терроризму, а также компетенцию федеральных
органов исполнительной власти, руководство
деятельностью которых он осуществляет,
по борьбе с терроризмом определяет Президент
Российской Федерации. Правительство
Российской Федерации:
1) определяет компетенцию
федеральных органов исполнительной
власти, руководство деятельностью
которых оно осуществляет, в области
противодействия терроризму;
2) организует разработку
и осуществление мер по предупреждению
терроризма и минимизацию и (или)
ликвидацию последствий проявлений
терроризма;
3) организует обеспечение деятельности
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления по противодействию терроризму
необходимыми силами, средствами и ресурсами.
Федеральные органы исполнительной
власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления осуществляют
противодействие терроризму в пределах
своих полномочий. В целях обеспечения
координации деятельности федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления
по противодействию терроризму по решению
Президента Российской Федерации могут
формироваться органы в составе представителей
федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и иных
лиц. Для реализации решений указанных
органов могут издаваться акты (совместные
акты) указанных органов, представители
которых входят в состав соответствующего
органа.
3.3) Органы борьбы
с терроризмом в США.
С Начала 1970-х годов, правительства
США неоднократно реформировали систему
своих котртеррористических органов.
Наиболее чёткие и качественные реформы
были проведены при президентах Рональде
Рейгане (создание Совета Национальной
Безопасности и передача полномочий по
координированию контртеррористической
деятельности Госдепартаменту США) и Джордже
Буше-младшем (после трагедии 11 сентября
2001 года был создан Совет по внутренней
безопасности. Позже СНБ и СВБ были объединены
в Министерство внутренней безопасности.).
В структуре Армии США появился, созданный
в 2003 году, Центр по противодействию террористическим
угрозам. Он был призван координировать
действия армейских подразделений на
местах. Также, с 2004 года, в состав системы
органов противодействия терроризму вошло
Центральное Разведовательное Управление,
в котором был создан специальный департамент
по делам терроризма- Национальная Секретная
Служба.
Таким образом, можно сделать
вывод о разнице в противодействии терроризму
в Российской Федерации и в США. Деятельность
российских структур регламентируется
только лишь федеральным законом, а в Соединённых
Штатах каждому контртеррористическому
органу даны свои полномочия. Но, не смотря
на столь, казалось бы, эффективную систему,
США по-прежнему остаётся «рекордсменом»
по количеству терактов, совершённых на
их территории и по количеству жертв этих
терактов.
4) Заключение.
В заключении, хотелось бы указать
на то, что терроризм, как вид политики
(в особенности, международный терроризм),
очень распространён в современном мире.
Мировое сообщество делает всё, чтобы
предотврати возможные террористические
акты, а также, найти и наказать организаторов
и исполнителей уже совершённых «преступлений
против человечества». Принятие государствами,
на национальном и международном уровнях,
различных нормативно-правовых документов,
имеющих цель разграничить ответственность
за различные виды терроризма, а также
способствующих скорейшему и наиболее
правильному восстановлению порядков
и прав людей на территориях, подвергшихся
нападению террористов.
На основании положений международных
конвенций ООН, приведённых в данной работе,
можно сделать вывод о том, что национальная
деятельность государств, в сфере правового
противодействия терроризму, тесно сопряжена
с международной. Ратификация государствами
различных правовых документов ООН, посвящённых
борьбе с терроризмом, способствует наиболее
полному и взаимовыгодному сотрудничеству
государств в данной сфере.
Также, данная работа освещает
принципы правовой борьбы отдельно взятых
государств против терроризма, а также
государственные меры принуждения, направляемые
на поиск, осуждение и наказание лиц, организовавших
или исполнивших террористический акт,
или на их уничтожение. Однако, как показывает
международная практика, в последние годы
наиболее частыми становятся случи суицидного
терроризма. В таких случаях исполнители
уже мертвы, а организаторов, чаще всего,
обнаружить не удаётся. Другим, наиболее
распространённым видом терроризма в
наши дни, является деятельность незаконных
банд формирований, преследующих в своей
деятельности социально-политические
цели. В таком случае, лидеры данных террористических
группировок, обычно погибают в ходе спецопераций
по их задержанию или устранению.
Тем не менее, какие бы нормативно-
правовые акты, регламентирующие ответственность
за совершение террористических актов,
не принимались бы, наилучшим методом
борьбы с терроризмом, является предупреждение
терактов, то есть более полный контроль
за прибывающими о отправляющимися в поездки
людьми в аэропортах, на вокзалах и в морских
портах. Такой метод борьбы с терроризмом
позволяет сохранить огромные средства,
которые тратятся на восстановление материальной
части после террористических актов, ну
и конечно, огромное количество сохранённых
людских жизней, которые являются наивысшей
ценностью в правовых документах всех
стран мира.
1
Венская декларация и программа действий
(Вена, 25 июня 1993 г.), п.17, ГАРАНТ – справочная
правовая система, версия 5.5е
2
Заявление участников Московской Конференции
министров стран «восьмерки» о противодействии
терроризму // Дипломатический вестник,
1999, № 11, с. 18
3 http://www.unodc.org/unodc/terrorism_definitions.html,
Definitions of Terrorism, 24.04.06
4
Емельянов В. П. Терроризм и преступления
с признаками терроризирования: уголовно-правовое
исследование. СПб.: Юридический центр
Пресс, 2002. С. 24.
5
преамбула резолюции 1373(2001) от 28 сентября
2001 г., п. 1 резолюции 1378(2001) от 12 сентября
2001 г., преамбула резолюции 1438(2002) от 14 октября
2002 г., резолюции 1440(2002) от 24 октября 2002
г., преамбула и пар. 1 резолюции 1450(2002) от
13 декабря 2002 г., преамбула резолюции 1455(2003)
от 17 января 2003 г., ГАРАНТ – справочная
правовая система, версия 5.5е
6
п. 3 резолюции 1438(2002) от 14 октября 2002г.,
п. 4 резолюции 1440(2002) от 24 октября 2002 г.,
п. 3 резолюции 1450(2002) от 13 декабря 2002 г.,
ГАРАНТ – справочная правовая система,
версия 5.5е