Наркомания как угроза национальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Замдиректора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков А. Федоров считает, что нет никаких "легких наркотиков", а существуют определенные структуры, навязывающие молодежи это понятие для продвижения своей продукции в наркоиндустрии.

Содержание работы

1. Введение.
2. Основная часть:
Глава 1. Аспекты анализа наркомании как явления:
- социальный;
- экономический;
- медицинский;
- трудовой;
-демографический;
- моральный;
- политический;
- международный межгосударственный);
- медицинский;
- психологчиеский.
Глава 2. Наркотизация как угроза системе национальной безопасности Российской Федерации: история и современность.
Глава 3. Профилактика наркомании.
3.1. Общественность в профилактике наркомании.
3.2. Деятельность государственных органов по профилактике наркомании в РФ.
3. Заключение.
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по ОБЖ.docx

— 54.55 Кб (Скачать файл)

           Безусловно, антипропаганда очень эффективна, как и Программы профилактики и борьбы с наркоманией. И, несмотря на нехватку средств в полиции, на таможне и ФСБ созданы специальные отделы борьбы с наркотиками, но этих мер все равно недостаточно.

           Существующая система наркологической помощи в России ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания. Профилактические программы направленные на предотвращение злоупотребления наркотиками и токсикантами не получили должного распространения в нашей стране.

Несмотря на наличие богатого мирового опыта в области профилактической наркологии, оригинальных отечественных разработок, коллективов способных реализовать профилактические программы, эта основная сфера антинаркотической деятельности остается без должного внимания заинтересованных ведомств. Основной причиной такой ситуации является межведомственная разобщенность отсутствие единой стратегической концепции профилактики.

           Попытки решить проблему путем активизации деятельности наркологической службы страны не приносят должного результата. Причин этому несколько: отсутствие реального постоянного контакта наркологов с коллективами несовершеннолетних (которые являются основной средой для приобщения к наркотикам), трудность первичного выявления начальных этапов алкоголизма и наркомании, слабая материально- техническая база наркологических учреждений.

           Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

          Обучение педагогов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, психодрама, дискуссионная работа), способами формирования системы альтернативных наркотикам увлечений, позволит уже в ближайшем будущем оградить подрастающие поколение страны от наркотической эпидемии.

 

           3.2. Деятельность государственных органов по профилактике наркомании в РФ.

            Предусмотрена «Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений».

           Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации, (далее – Концепция) является системой взглядов на цель, задачи, основные принципы и направления профилактики наркомании и предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – наркотики)

            Концепция призвана обеспечить комплексный, дифференцированный и целенаправленный подход к организации и проведению профилактики наркомании и предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (далее – профилактика наркомании и предупреждение наркопреступности).

          Масштаб незаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства. В последние годы в Российской Федерации предприняты меры по коренному изменению стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков. С 1 января 1997 г. в Российской Федерации исключена уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах без цели сбыта. С 11 декабря 2003 г. утратило силу положение Уголовного кодекса Российской Федерации позволявшее применять принудительные меры медицинского характера к лицам, признанным нуждающимися в лечении от наркомании. Таким образом, прежний правоприменительный вектор смещен от борьбы с потребителями наркотиков (наркозависимыми) на противодействие организованному наркобизнесу, пресечение наркотрафика, подрыв финансовых основ наркопреступности. В этой связи основным средством воздействия на потребителей наркотиков является профилактика наркомании и предупреждение наркопреступлений.

            В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» одним из принципов государственной антинаркотической политики является приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании, а антинаркотическая пропаганда как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

             В формировании системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также различные организации, включая государственные учреждения, общественные и религиозные объединения.

              Несмотря на актуальность требований нормативных правовых актов и концептуальных документов, они не стали руководством к действию для государственных органов власти и органов местного самоуправления, а также субъектов информационного пространства и не исполняются в полном объеме.

             Отсутствие адекватных и эффективных мер по профилактике наркомании и предупреждения наркопреступности в условиях рыночной модели экономики привело к тому, что незаконное распространение наркотиков превратилось в широкомасштабную угрозу для государственной безопасности, здоровья и благополучия населения и встало в один ряд с такими угрозами национальной безопасности, как международный терроризм, оружие массового уничтожения, вооруженные региональные конфликты. Наркоагрессия в России представляет собой угрозу всем видам безопасности: политической, социальной, экономической, информационной, личной и др., а сама наркоситуация в стране приняла характер эпидемии, став непосредственной причиной ухудшения уровня здоровья и генофонда, сокращения численности населения.

              В государстве созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, обеспечивающие позитивное изменение наркоситуации.

              Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость выработки новых государственных подходов в определении целей и задач профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности на современном этапе развития России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ угроз национальной безопасности Российской Федерации показывает, что главные из них в настоящее время и в обозримой перспективе носят преимущественно внутренний характер и сосредоточены во внутриполитической, экономической, социальной, экологической, информационной и духовной сферах.

Совокупность этих факторов, оказывая негативное воздействие на процесс развития внешней и внутренней обстановки, может дестабилизировать ситуацию и создать ряд реальных угроз безопасности нашей страны.

В настоящее время огромную угрозу для национальной безопасности России представляют различные виды транснациональных преступлений, которые в своей основе носят организованный международный характер. В числе таких преступлений необходимо отметить и незаконный оборот наркотических веществ, который является фактором, фундаментом, обусловливающим наркотизацию населения Российской Федерации.

Национальная безопасность – способность общественной системы страны обеспечить высокий уровень стабильности, устойчивости, жизнедеятельности нации и ее конкурентные возможности во взаимоотношении с внешним миром в целях надежного существования и устойчивого безопасного развития. И от того, насколько удачно власть устраняет факторы риска, угрозы стабильности, во многом зависит эффективность системы обеспечения национальной безопасности страны.

Организовать профилактическую и превентивную работу с молодыми людьми можно, зная, во-первых, их ценностные ориентации, во-вторых, обстановку, при которой они впервые пробуют наркотики, в-третьих, причины их употребления. Этот вопрос требует серьёзного изучения.

В научной литературе высказывается много различных точек зрения, подходов и мнений по проблеме наркотизации современного общества. Это обусловлено тем, что данное явление чрезвычайно сложно, многообразно, противоречиво и рассматривается в различных плоскостях научного знания. Следует отметить и то обстоятельство, что за исследовательскими рамками остается интегрирование в единое целое всех граней и уровней сущности и содержания наркотизации при учете наработок в других отраслях научного знания.

Анализ имеющейся литературы показывает, что существование проблемы наркотизации современного общества связано, прежде всего, с распространением не только различных наркотиков, но и доктринальных идей, обосновывающих необходимость удовлетворения гедонических потребностей человека, изменения его сознания или выражения протестного отношения к существующим в социуме отношениям. В связи с этим возникает необходимость проанализировать взаимосвязи, взаимовлияния и взаимодействия наркотизации с различными сферами общества.

К великому сожалению, проблема наркотизации общества актуальна на сегодняшний день и для России, и для всего пространства СНГ. А ведь именно через территории приграничных с РФ стран – членов СНГ, в нашу страну поступает основной поток наркотических веществ из Афганистана. Весьма прискорбно, что совсем недавно, в марте 2010 г. руководство НАТО отвергло российский план по уничтожению опиумных полей в Афганистане.

           На фоне отсутствия государственной политики в области борьбы с распространением наркомании в России, отсутствия единой государственной программы и федерального финансирования регионы вынуждены были решать эту проблему в рамках отдельных краев и областей, исходя из имеющихся, сильно ограниченных средств. И с 1998 года практически во всех регионах России были приняты областные программы по борьбе с наркоманией.

           Сегодня основными действующими лицами антинаркотических программ являются административные органы власти, правоохранительные органы (областные УВД, отделы по незаконному обороту наркотиков, отделы предупреждения правонарушений несовершеннолетних, Федеральная служба безопасности), управления образования, учреждения официальной медицины (комитеты здравоохранения, наркологические диспансеры, СПИД- центры), комитеты по делам молодежи.

            Во всех регионах инициаторами этих программ выступили губернаторы, а основными разработчиками - силовые ведомства. Главная цель таких программ - объединение и координация мер, предпринимаемых различными ведомствами, «по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ».

           Даже беглого анализа программ достаточно, чтобы понять, что в них четко и полно прописана лишь деятельность силовых структур, которые являются главными инициаторами и идеологами «борьбы с наркоманией». Ее основные направления — пресечение сбыта и производства наркотиков, усиление материально-технической базы отделов УВД по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также оснащение наркодиспансеров, создание коммерческих реабилитационных центров для больных наркоманией.

 

ЛИТЕРАТУРА 

 

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 19 мая 2009 г.

2.  Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. Изд. 2 / М.: Изд-во РАГС, 2005 г.

3. Кулинич В.Н. Наркотизация России как угроза безопасности //Силовое принуждение: история и современность. Тезисы Общероссийской научно-практической конференции 17 мая 2006 г. (г. Голицыно). - Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2006.

4. Стратегия национальной  безопасности Российской Федерации  до 2020 г. //Российская газета. 19 мая 2009 г.

5. Журнал «Право и безопасность»  №3 (16), Август 2005 г.

6. Александров, М.   Пояс  безопасности: мир должен поставить  заслон на пути наркотрафика / М. Александров // Веч. Москва. - 2007. - № 124, 12-18 июля.

7. Алексеев, А.   Правовая  проблема / А. Алексеев // Пока не поздно. - 2007. - № 22.

8. Буняева, Н.   Путь домой / Н. Буняева // Смена. - 2007. - № 9. - C. 46-49.

О реабилитационном центре для наркоманов в Михайловске.

9. Буц, М. А.   Опасные мифы / М. А. Буц; беседу вела Ж. Андреева // Пока не поздно. - 2007. - № 23. - C. 2.

10. Данов, Ф.  Наркотики пробовал каждый десятый москвич / Ф. Данов // Известия. - 2007. - № 156, 30 авг. - C. II. - (Москва).

11. Драгункина, З.   Одна из форм профилактики вовлечения детей в наркозависимость - это доброжелательность города к юным жителям / З. Драгункина; беседовала Н. Флорова // Пока не поздно. - 2007. - № 26. - C. 4.

Информация о работе Наркомания как угроза национальной безопасности