Нравственное воспитание как основа культуры безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 00:05, контрольная работа

Описание работы

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, ОУ разного уровня и направленности. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 74.19 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования Российской Федерации 
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
 
высшего профессионального образования 
 
«Владимирский государственный университет 
 
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» 
 
(ВлГУ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа по дисциплине "Культура безопасности"

 
Тема: Нравственное воспитание как основа культуры безопасности. 
 
 
 

 

 

 

Выполнил:  
Принял:

 
 
 
 
 
 
 

Владимир 2015

 

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, ОУ разного уровня и направленности. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание как педагогическое явление — это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения в соответствии с предъявленными обществом социальными и педагогическими требованиями.

Воспитание культуры безопасности (широкий аспект) — это процесс формирования готовности учеников к различным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной и т. д.); выполнению социальных функций (гражданина, производственника, потребителя и т. д.); усвоению разнообразных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической и т. д.).

Воспитание культуры безопасности (узкий аспект) — усвоение школьниками фрагментов культуры, основной функцией которых является обеспечение безопасности человека и общества (Мошкин В. Н., 2002). Кроме того, в узком аспекте воспитание культуры безопасности — это специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка школьников к БЖ, которая осуществляется на материале конкретных видов опасных и экстремальных ситуаций, правил поведения человека в этих ситуациях. Результаты подготовки имеют обобщенный характер и позволяют обеспечить безопасность в различных видах деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ниже воспитание культуры безопасности рассмотрено как самостоятельный компонент, отдельный этап и специфическое средство педагогического процесса.

Воспитание культуры безопасности — компонент педагогического процесса, который помогает сформировать у личности готовность действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) ситуациях, стремление к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. Таким компонентом в учебном процессе, как правило, является тот или иной учебный курс, например ОБЖ, валеология или экология. Учебный курс, основным содержанием которого является культура безопасности, интегрирует, объединяет усилия всех учителей по подготовке школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

Воспитание культуры безопасности — этап педагогического процесса, на котором формируется культура безопасности у обучающихся. Это достаточно четкий, ограниченный во времени, специально организованный пери-од жизнедеятельности воспитанников, в ходе которого освоение культуры безопасности является основной целью. Примером такого этапа служит инициация подростков, цель которой — подготовка новых членов общества к вступлению во взрослую жизнь. Основным критерием подготовки молодых людей является их готовность к выживанию, способность справиться с опасностью. Так, в прошлом юноши в период инициации готовились к схватке с самыми опасными стихиями. Они должны были победить мощного хищника, выжить в лесу без поддержки взрослых и т. п.

В наши дни примерами этапов воспитательного процесса являются походы в горы, обучение в школе выживания, специальные смены в молодежных лагерях отдыха, участие детей и юношей в Школе безопасности, организуемые ГИБДД, управлениями пожарной охраны, подразделениями МЧС и др., а также сборы в рамках подготовки к военной службе в армии.

Воспитание культуры безопасности — средство педагогического процесса, используемое для развития творческих сил и способностей учеников в профилактике рисков, предупреждении и снижении вреда себе, другим людям и обществу в целом. Такими средствами являются различные формы обучения и воспитания: уроки ОБЖ, психологические тренинги по отработке действий в экстремальных ситуациях, тренировки в спортивных секциях и т. п.

В таблице 2.3 перечислены основные компоненты деятельности участников образовательного процесса в воспитании культуры безопасности, в таблице 2.4 — компоненты воспитания культуры безопасности в школе.

Компоненты деятельности педагога и школьников в воспитании культуры безопасности

 

 

 

КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ

УЧАЩИЕСЯ

 

 

 

    

 цели

Создание благоприятных условий для трансляции культуры безопасности в учебном процессе.

Присвоение культуры безопасности, самосовершенствование готовности к безопасной жизнедеятельности.

 

 

 

 

 предмет

Деятельность школьников по присвоению культуры безопасности.

Культура безопасности, воплощенная в науке, искусстве, идеологии, мифологии, спорте, в жизнедеятельности и личности педагога и школьников. Контркультура деструктивности

 

 

 

 

 средства

Культура безопасности, воплощенная в личности и деятельности педагога, данных науки, произведениях искусства, мифах, идеологии, спорте.

Культура безопасности, воплощенная в обобщенных понятиях, фактах, образах, символах.

 

 

 

 

 способы

Создание информационных, игровых, дозированных и реальных опасных ситуаций в учебном процессе.

Познавательные, оценочные, практические, коммуникативные, эстетические действия в информационных, игровых, дозированных и реальных опасных ситуациях.

 

 

 

  

 форма

Преподавание ОБЖ, валеологии, экологии, интегрированное обучение основам безопасности на уроках других учебных дисциплин.

Учебная деятельность на уроках ОБЖ, валеологии, экологии, других учебных дисциплин, способствующая присвоению культуры безопасности.

 

 

 

результаты

Стимулирование, организация деятельности школьников, коррекция, развитие, формирование готовности школьников к безопасной жизнедеятельности.

Совершенствование теоретической и практической готовности к профилактике, минимизации, преодолению, ликвидации последствий вредных и опасных факторов жизнедеятельности.


 

 

Таблица 2

Воспитание культуры безопасности в начальной школе,

основной школе и старших классах  

 

Компоненты воспитания культуры безопасности

Начальнаяшкола

(1 – 4 кл.)

Основная

школа

(5 – 9 кл.)

Полная

школа

(10 – 11 кл.)

цели

воспитания

Ставит педагог с участием школьников: формирование готовности к профилактике и преодолению опасных ситуаций.

Ставит педагог и школьники совместно: формирование готовности к прогнозированию, профилактике, преодолению вредных и опасных  факторов

жизнедеятельности.

Ставят школьники при помощи педагога: формирование готовности к прогнозированию, профилактике, минимализации, преодолению, устранению последствий вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание

воспитания

Эмпирические знания о безопасности.

Опыт деятельности в трудных и опасных ситуациях.

Формирование мировоззренческих, нравственных представлений и взглядов по проблемам безопасности.

Эмпирические и теоретические знания о безопасности.

Опыт деятельности в опасных и экстремальных ситуациях. Формирование мировоззренческих, нравственных, правовых взглядов и убеждений по проблемам безопасности человечества, общества и природы.

Теоретические и эмпирические знания о безопасности.

Опыт деятельности в опасных, экстремальных, чрезвычайных и критических ситуациях.

Формирование мировоззренческих, нравственных, правовых, политических, экономических, военно-патриотических взглядов и убеждений по проблемам безопасности человечества, общества и природы. 

 

 

 

 

 

средства

воспитания

Информационные и игровые опасные ситуации.

Преобладание репродуктивных методов воспитания.

Информационные, игровые и дозированные опасные ситуации.

Сочетание продуктивных и репродуктивных методов воспитания и обучения.

Информационные, игровые, дозированные и реальные опасные ситуации.

Сочетание эвристических, продуктивных и репродуктивных методов воспитания и обучения.

 

 

 

диагностика

в воспитании

Контроль педагога за знаниями, умениями и практическими навыками безопасной жизнедеятельности.

Взаимоконтроль школьников и контроль педагога за знаниями, умениями и навыками безопасной жизнедеятельности.

Сочетание взаимоконтроля школьников за уровнем готовности к безопасной жизнедеятельности с взаимоконтролем и контролем педагога за знаниями и умениями.


 

 

Таблица 3

Содержание культуры безопасности

по параметру – компоненты деятельности

Компоненты

деятельности

Содержание культуры безопасности школьников

мотивация

Стремление предвидеть и предупредить вредные и опасные факторы, преодолеть с наименьшими потерями (если предупредить не удалось), уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов. Стремление к овладению системой знаний о безопасности, совершенствованию практического опыта, личностных качеств для безопасной жизнедеятельности, творческому самостоятельному применению правил и норм безопасности, совершенствованию готовности к самоконтролю в опасных ситуациях.

знания,

представления,

образы

Система достоверных научных знаний о видах вредных и опасных факторов жизнедеятельности, причинах их возникновения, характере их влияния на человека, о типичных ошибках людей при столкновении с опасными и вредными факторами, о содержании и последовательности действий при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, о путях уменьшения отрицательных последствий вредных и опасных факторов. Комплекс житейских знаний и представлений о безопасности, вытекающий их собственного и чужого практического опыта. Художественные и эстетические представления, образы, чувства, отражающие опыт успешного и неудачного поведения человека в опасных ситуациях, ориентирующие в путях профилактики и преодоления вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Знания о философских, нравственных, психологических, правовых, естественнонаучных, политехнических, эстетических, экологических, валеологических, медицинских, экономических, политических, военных, профориентационных, физических, информационных аспектов безопасности.

умения, навыки, практический опыт

 Умение ставить цели  самосовершенствования готовности  к безопасной жизнедеятельности; умение пополнять знания об  опасности и безопасности; умение  предвидеть и предупредить воздействие  вредных и опасных факторов; умение  замечать опасность и возможность  причинения вреда; умение готовить, выбирать и использовать средства, снаряжение с учетом характера  опасности; умение уменьшать отрицательные  последствия вредных и опасных  факторов; умение правильно действовать  в опасных и экстремальных  ситуациях; умение получать помощь  окружающих людей в обеспечении  безопасности; умение помогать другим  людям в опасных ситуациях; умение  учиться на опыте других в  обеспечении безопасности; умение  делиться опытом безопасного  поведения. Опыт применения знаний о философских, нравственных, психологических, правовых, естественнонаучных, политехнических, эстетических, экологических, валеологических, медицинских, экономических, политических, военных, профориентационных, физических, информационных аспектах безопасности в обычных, трудных, опасных и экстремальных ситуациях. 

творчество

Опыт самостоятельного анализа противоречивости опасных ситуаций, комбинирования новых средств безопасности из известных с учетом конкретных условий, разработки принципиально новых подходов, стратегий и средств безопасного поведения. Готовность к творческому решению познавательных и практических проблем безопасности непосредственно в опасных и экстремальных ситуациях и при взаимодействии с контркультурой деструктивности.

самоконтроль

Адекватный пошаговый и прогностический самоконтроль при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, умение учиться на своих ошибках, извлекать уроки из опыта поведения в опасных ситуациях.


 

 

Таблица 4

Содержание культуры безопасности

по параметру – личностные качества 

 

Характеристики личности

Содержание культуры безопасности школьников

ценностные ориентации

Цель – обеспечить личную безопасность, безопасность других людей, общества, природы. Идеал совершенного человека, подготовленного к безопасной жизнедеятельности. Приоритет жизни и здоровья человека над другими ценностями (экономическими, политическими и т.д.).

личные

смыслы

Идея о том, что человек самостоятелен, независим, свободен по своей природной сущности. Смысл жизни в самореализации, включающей развитие готовности к безопасной жизнедеятельности, к повышению безопасности общества и природы.

способности

Способность к целеполаганию в сфере безопасности, самосовершенствованию готовности к вредным и опасным факторам жизнедеятельности, к самоконтролю в опасных и экстремальных ситуациях. Стрессоустойчивость, способность сохранять и восстанавливать силы и работоспособность в опасных и экстремальных ситуациях.

взгляды и

убеждения

Одной из предпосылок самореализации, счастья человека является овладение культурой безопасности. Безопасность отдельного человека и общества, природы неразрывно взаимосвязаны. Исходная предпосылка безопасности – личностные качества человека: смелость, ответственность и т.д. Один из основных факторов безопасности – творческая деятельность самого человека на основе знаний о безопасности и подготовки снаряжения, оборудования, подручных средств. Основную часть вредных и опасных факторов можно предупредить или преодолеть без потерь или с наименьшими потерями. К травмам, ущербу, потерям, которые предупредить и избежать невозможно, следует относиться как к одному из неизбежных моментов жизни человека. Готовность каждого отдельного человека к безопасной жизнедеятельности – предпосылка личного счастья и социального прогресса.

качества

личности

Ответственность, уверенность, оптимизм, дальновидность, смелость, осторожность, готовность к разумному риску, стрессоустойчивость, доброта, коллективизм, трудолюбие, скромность, милосердие, отзывчивость, честность.

Информация о работе Нравственное воспитание как основа культуры безопасности