Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 00:05, контрольная работа
Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, ОУ разного уровня и направленности. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.
·Осознание жизни как главной ценности;
·Осуществление жизнедеятельности, сохраняющей биосферу как фундамент жизни;
·Осуществление созидательной жизнедеятельности в благоприятной среде обитания, в гармонии с окружающим миром, в рациональном потреблении его ресурсов;
·Обеспечение личной безопасности как условие сохранения собственной жизни;
·Обеспечение безопасности окружающих как условие межличностного взаимодействия
·Отсутствие склонностей к риску;
·Стремление к жизненному успеху и совершенству;
·Потребность в личной независимости и свободе (политической, религиозной, экономической, физической);
·Стремление к минимизации рисков и возможных опасных и чрезвычайных ситуаций;
·Готовность к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при столкновении с вредными и опасными факторами жизнедеятельности;
·Развитие готовности действовать в опасных (сложных, трудных, экстремальных) ситуациях с элементами информационной неопределенности, помех, неожиданных препятствий;
·Развитие готовности к безопасному поведению при выполнении различных социальных функций: студента, семьянина, производственника, гражданина, военнослужащего и т.д.;
·Гордость за свою страну и свой народ;
·Стремление предвидеть и предупредить вредные и опасные факторы, преодолеть с наименьшими потерями (если предупредить не удалось), уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов;
·Стремление к овладению системой
знаний о безопасности, совершенствованию
практического опыта, личностных качеств
для безопасной жизнедеятельности, творческому
самостоятельному применению правил и
норм безопасности.
2. Когнитивный (знания):
·Опасные ситуации, которые могут возникнуть
дома, на улице, в образовательном учреждении,
их возможные последствия;
·Опасные ситуации, которые могут возникнуть
на природе;
·Опасные ситуации, возникающие на технических
объектах и производствах, их возможные
последствия;
·Опасные ситуации, связанные с жизнью социума, их возможные последствия;
·Опасные ситуации, связанные
с использованием транспорта
·Правила безопасного поведения при возникновении
различных опасных ситуаций возможных
в социуме;
·Правила безопасности при активном отдыхе в природных условиях и туризме;
·Основные последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
·Организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ
·Основные положения нормативно-правовых
актов в области обеспечения безопасности
в РФ;
·Имеющийся опыт по обеспечению безопасности
и действиям в случае оказания в опасных
или чрезвычайных ситуациях;
·Основы самообороны и возможности использования
мировоззренческих, нравственных, психологических,
правовых, физических, коммуникативных,
интеллектуальных, информационных, экономических,
политехнических, медицинских, эстетических
и иных средств обеспечения безопасной
жизнедеятельности в социуме.
3.Деятельностный (умения
и навыки):
·Предвидеть возможные опасные ситуации
в социуме;
·Принимать решения по действиям в случае возникновения опасных ситуаций;
·Проектировать свое поведение в случае возникновения опасных ситуаций в социуме;
·Ориентироваться на местности
по местным признакам;
·Пользоваться средствами коллективной
и индивидуальной защиты;
·Использовать различные средства обеспечения
безопасной жизнедеятельности;
·Пополнять знания об опасности
и безопасности;
·Предвидеть и предупреждать воздействие
вредных и опасных факторов;
·Уменьшать отрицательные последствия
вредных и опасных факторов;
·Помогать другим людям в опасных ситуациях;
·Проектировать возможные опасные
и чрезвычайные ситуации
·Продуктивно общаться;
·Учиться на опыте других в
обеспечении безопасности и передавать
опыт безопасного поведения;
4.Рефлексивный:
·Осознание правил
и норм, являющихся средствами
предметной деятельности, неправильное
применение которых приводит
к низкой эффективности (или даже
полному провалу) деятельности без
возникновения опасных
·Осознание правил и норм, являющихся
средствами предметной деятельности,
неправильное применение которых приводит
к возникновению опасных ситуаций, угрожает
человеку потерями в форме травм, болезней,
нанесением морального и иного вреда непосредственным
участникам деятельности;
·Осознание правил и норм, являющихся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых угрожает человеку физической гибелью, возникновением опасных и экстремальных ситуаций, угрожающих человеку и обществу;
·Способность анализировать опасные ситуации, свои действия в них; ·Стремление к формированию привычек, способностей, убеждений, необходимых для профилактики и преодоления многих опасных ситуаций, таких как: готовность к разумному риску, готовность к коллективным действиям в случае опасности, умение обратиться за помощью при опасности и т.д.;
·Совершенствование личностных качеств и способностей, необходимых для профилактики и преодоления практически любых опасных ситуаций:
уверенность в себе, смелость, осторожность, способность прогнозировать опасности, готовность к преодолению страха, волнения, готовность к адекватному самоконтролю в опасных условиях и т.д.; ·Способность к адекватному пошаговому и прогностическому самоконтролю при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, а также по выходу из опасной ситуации.
5. Креативный:
·Способность предлагать варианты
решения проблемы выхода из опасной ситуации
в социуме, в том числе и воображаемой;
·Способность представлять в воображении
возможные опасные ситуации дома, на улице,
в природной среде;
·Способность проектировать возможные опасные ситуации и минимизировать риски попадания;
·Способность предлагать нестандартные
варианты действий в опасной ситуации,
связанной с деятельностью социума;
Сформированность компонентов культуры
безопасности жизнедеятельности у студента,
будущего специалиста (бакалавра), по нашему
мнению, снижает риски, которые возникают
на первых порах профессиональной деятельности,
позволяют более безболезненно адаптироваться
к новым условиям жизнедеятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что степень и соразмерность названных компонентов в итоге определяют уровень сформированности культуры безопасности в социуме. Это, в свою очередь, является необходимым условием для осуществления будущими педагогами профессиональной деятельности. В основе данной деятельности должна быть заложена идеология создания безопасных и комфортных условий для обучающихся, формирование у них компонентов культуры безопасности жизнедеятельности в процессе передачи им имеющегося собственного опыта по обеспечению безопасности в современном социуме. Студенты с разными интересами, уровнем подготовки, состоянием здоровья и физического развития, поэтому главной задачей ВУЗа является обеспечение благоприятной психологической атмосферы и исключить предпосылки нарушения безопасности жизни и здоровья.
Список использованной литературы.
1. Балашов, А.В. Педагогические условия
формирования культуры безопасности жизнедеятельности
будущих менеджеров в вузе: автореф.дис.
канд. пед. наук./ А.В. Балашов. Йошкар-Ола,
2007. - 22с.
2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности:
учебник для студентов средних спец. учеб.
заведений / С.В. Белов и др..; Под общ.ред.С.В.Белова.
5-е изд., испр. и доп. -М.: Высш. шк., 2011. - 423
с.
3. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности . - 2000. - № 8. - С. 13-16.
4. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. - Барнаул: Издательство БГПУ, 2002 .- 318 с.
5. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М.: Прометей, 1997. - 201 с.
Информация о работе Нравственное воспитание как основа культуры безопасности