Нравственное воспитание как основа культуры безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 00:05, контрольная работа

Описание работы

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, ОУ разного уровня и направленности. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 74.19 Кб (Скачать файл)

 

  

 

 

 

Основные цели воспитания учебного курса БЖ представлены на рис. 2.4.

Формирование отношения личности к себе и миру — воспитание человека, при котором он четко представляет характер своих отношений с окружающим миром, обществом, правильно осознает свои индивидуальные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное ему место в обществе.

Воспитание всесторонне развитой личности подразумевает воспитание человека, который должен сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявлять нравственные и психологические качества, решать, преодолевать любые трудности.

Воспитание социально компетентной личности заключается в воспитании человека, умеющего строить бесконфликтные отношения с другими людьми, предотвращать напряженность и непонимание в обществе.

Приобщение личности к культуре — воспитание эстетически и духовно совершенного человека, развитие у него творческой индивидуальности.

Воспитание гражданской личности заключается в формировании у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств.

Воспитание автономно развитой личности — формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности.

Реализация целей воспитания поможет личности в самоопределении, самореализации, самоутверждении. Человек должен осознавать необходимость непрерывного совершенствования своих индивидуально- и социально-психологических качеств; стремиться к дальнейшему саморазвитию.

Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по задачам, принципам и методам.

Воспитание, как и обучение, — двусторонний процесс, который осуществляется в активном взаимодействии и взаимовлиянии педагогов и учеников. При этом педагог является организатором и руководителем процесса воспитания.

Принципы воспитания культуры безопасности.

Индивидуально-дифференцированный подход, воспитание в группе, процессе деятельности, сочетание требовательности и уважения, единство, согласованность, преемственность, положительное в личности и группе — основные принципы воспитания.

Индивидуально-дифференцированный принцип предполагает:

              ·глубокое знание и учет индивидуально-психологических особенностей учеников;

              ·определение задач в соответствии с личностными характеристиками учеников;

               ·постоянный анализ итогов воспитательной работы;

               ·своевременное внесение корректив в методику воспитания, учитывая особенности каждого ученика.

Принцип воспитания в группе заключается:

1. в определении перспектив  развития группы, которая объединяет  мысли и действия всех обучающихся;

2. формировании гордости за свой коллектив;

3. умении подчинять личные интересы общим;

4. единстве и сплоченности коллектива класса;

5. умении поддерживать групповое мнение в борьбе с негативными явлениями.

Воспитание в процессе деятельности — поощрение разумной инициативы учеников, чередование их деятельности с культурным, содержательным отдыхом.

Принцип сочетания требовательности и уважения к воспитанникам заключается в последовательном предъявлении к школьникам требований, которые отражают интересы общества; недопущении в работе с детьми элементов формализма, попустительства и мелочной опеки; уважении к каждому ребенку.

Опора на положительное в личности и группе подразумевает:

1. изучение и знание  лучших положительных индивидуально- и социально-психологических качеств воспитанников;

2. умелое использование  положительного примера;

3. побуждение детей к  настойчивому и целенаправленному  самоизучению и самовоспитанию;

4. терпеливое вовлечение  учеников в такие виды деятельности, которые позволяют им проявлять  себя с лучшей стороны. 

Принцип единства, согласованности, преемственности в воспитании заключается:

· в наличии единства взглядов всех педагогов на задачи воспитания;

               · достижении единства стиля в работе и одинаковых требований всех        педагогов ко всем школьникам;

               ·согласованной линии воспитателей по отношению к отдельным ученикам;

               ·обобщении опыта по достижению согласованности и преемственности в воспитании.

Методы воспитания — научно обоснованные способы целесообразного взаимодействия педагогов с детьми. Данные способы организуют детскую жизнь, деятельность, отношения, общение, стимулируют активность и регулируют поведение воспитуемых.

Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания, ведущего типа деятельности, содержания и закономерностей воспитания, а также от возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников и др.

Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизни, прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу для достижения позитивного результата в воспитании необходимы не только методы прямого воздействия, но и косвенного, долгосрочного влияния на сознание детей посредством целенаправленного и духовного насыщения всех областей их жизни.

Методы воспитания эффективны тогда, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению духовных ценностей. Методы должны быть основаны на психологии ребенка. Школьник реагирует на воспитательное воздействие как целая личность, в единстве проявления его сознания, воли, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, чувств.

Метод воспитания как педагогическая категория характеризуется рядом признаков.

Во-первых, каждый отдельный метод — это особым способом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение специфических задач.

Во-вторых, метод обусловлен объективными, социальными и природными свойствами человека, его психикой.

В-третьих, методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с объективными возможностями педагога, которые позволяют решать лишь определенную часть воспитательных задач. В соответствии с функцией метода и теми свойствами человека, которые обусловили данный метод, подбираются средства воспитательного воздействия.

В-четвертых, методы воспитания влияют на формирование личности в целом, играют важную роль в развитии, изменении, устранении тех или иных качеств. Однако ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач.

Основные методы воспитания: убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.

Метод убеждения — основной метод воспитания, представляет собой воздействие педагога на рациональную сферу сознания учеников. Этот метод формирует мировоззрение школьников, их гражданские и политические качества. Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам обучающихся, что позволяет им осмысленно принимать решения.

Важно, чтобы в результате убеждения у детей формировалась твердая уверенность в истинности усвоенных идей. Ученики должны защищать свои убеждения, реализовывать их в жизни, бороться с ошибочными, сомнительными взглядами.

В основе убеждения должны лежать объективная информация, разъяснение и гласность по важнейшим вопросам общественной жизни. Поэтому правдивость, искренность — основные условия в работе воспитателя.

Убеждение также должно основываться на доказательствах той или иной информации, ее правильности, чтобы в сознании школьников не возникали неясности, сомнения. Убеждение лучше всего достигается в условиях дискуссии, свободного обсуждения, когда дети обмениваются мнениями, полемизируют, совместными усилиями устанавливают истину.

Доказательства необходимо дополнять фактами, цифрами. Факт как часть живой действительности, объективно поданный учителем, обладает рядом свойств педагогического средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. Для убеждения важно правильно подобрать и подать факты. Их можно приводить и произвольно, но за этим следуют, как правило, совершенно неправильные, необъективные выводы.

Большую роль в убеждении и переубеждении играют практика, опыт, показательный пример. Убеждение делом, работой обычно побуждает школьников к овладению новыми приемами и формами деятельности.

Под методом упражнения в воспитании понимают систему организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет школьникам накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждениями и поведением, словом и делом.

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров (личный пример педагогов, родителей, товарищей, примеры из жизни и деятельности выдающихся людей и т. д.), призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, средством самовоспитания.

Поощрение — метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности. Направлено на создание ситуации успеха учащихся.

Принуждение — это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию. Принуждение должно опираться на убеждение и другие методы воспитания, только тогда возможен положительный результат.

Соревнование — метод воспитания, основанный на естественной потребности школьников к соперничеству. «Здоровое» соревнование позволяет проверить собственные силы, развить чувство сопереживания, поддержки, коллективизма, гордости за сделанное дело, увидеть недостатки и попытаться их исправить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время человек придает особое внимание культуре безопасности жизнедеятельности. В России ежегодно происходит свыше 50000 аварий, число погибших варьируется около 35000 человек, 270000 получают травмы различной степени. В 80% случаев причиной ДТП является несоблюдение правил дорожного движения, как пешеходам, так и водителям транспортных средств. Также в России происходит большое количество пожаров причиной является не осторожное обращение с огнем. В современном обществе наблюдается рост заболеваний СПИДом, алкоголизмом, наркоманией, зависимости от табакокурении, пренебрежение правилами культуры поведения в обществе, семье, личной гигиены и здорового образа жизни - это и является следствием отсутствия культуры жизнедеятельности. 
          Стремление создать систему образования, способную адекватно решать стоящее перед обществом задачи, является одним из приоритетных направлений современной государственной политики. Компонентом такой системы должно стать образование в области безопасности жизнедеятельности человека и общества. 
Любая деятельность потенциальная опасна. Самые строгие меры и законы не могут снизить потери общества и государства, если не будут создать условия для развития культуры безопасности поведения, поощрения и формирования безопасности личности. 
          Основной причиной возникновения катастроф — отсутствие культуры безопасности.  
          Воспитание культуры безопасности у студентов закономерно входит в состав педагогического процесса вуза, реализуется в педагогической практике как компонент и функция педагогического процесса. Культура безопасности человека включает содержательно-процессуальный (качества личности, направления базовой культуры личности – мировоззрение, нравственность и т.д., компоненты деятельности, способствующие безопасности человека и общества) и функциональный (самосовершенствование безопасной жизнедеятельности; присвоение и совершенствование культуры безопасности общества; прогнозирование, профилактика и минимизация ущерба от вредных и опасных факторов жизнедеятельности; использование социальных факторов защиты; создание безопасных условий жизнедеятельности; противодействие негативному влиянию социальных и природных факторов, контркультуры деструктивности на направленность и содержание безопасной жизнедеятельности) аспекты.

Воспитание культуры безопасности включает следующие аспекты: формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), специальную теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества). Важным направлением является формирование культуры безопасности жизнедеятельности в социуме. Под культурой безопасности жизнедеятельности в социуме понимается такое состояние развития личности, которое характеризуется осознанным отношением к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, практической деятельностью по снижению социальных рисков, развитостью психологических и духовно-нравственных качеств, владение нормами безопасного и продуктивного поведения в социуме, ведение здорового образа жизни, развитостью умений пользоваться информацией. 
          В качестве компонентов культуры безопасности жизнедеятельности в социуме выделяются следующие:  
          1. Ценностно-мотивационный:

Информация о работе Нравственное воспитание как основа культуры безопасности