Обеспечение жизнедеятельности инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Проблема социальной реабилитации — масштабное понятие высоко интегративного смысла.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава I. Основы реабилитации инвалидов ……………………………… 4
1.1 Определение понятия "инвалидность" .………….……………. . 4
1.2 Виды деятельности, необходимые для
реабилитации инвалидов ….…………. ……………….………….. 6
Система реабилитации инвалидов ……………………………. 7
Глава II. Медико - социальная экспертиза ………………………………. 13
2.1 Особенности реабилитации инвалидов с детства …………… 13
2.2 Особенности реабилитации инвалидов с
патологией органа зрения ………………………………………… 15
2.3 Особенности реабилитации инвалидов с
поражениями опорно-двигательного аппарата………………….. 16
2.4 Особенности реабилитации нервно-психических больных …. 18
2.5 Реабилитация инвалидов с заболеваниями
внутренних органов ………………………………………………… 19
2.6 Особенности старения и реабилитации
пожилых и старых людей …………………………………………… 21
Глава III. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов ………………… 23
3.1 Технические средства реабилитации
инвалидов в Российской Федерации………………………………… 23
3.2 Занятость и обучение инвалидов……………………………….. 25
Заключение ………………………………………………………………… 28
Список литературы ……………………………………

Файлы: 1 файл

Реабилитация инвалидов.docx

— 80.63 Кб (Скачать файл)

Восстановительная терапия  предусматривает использование  механотерапии, физиотерапии, кинезотерапии, массажа, иглорефлексотерапии, грязе- и бальнеотерапии, традиционной терапии, трудотерапии, психотерапии, предоставление логопедической помощи и др.

Механотерапия – это метод  лечения, состоящий в выполнении физических упражнений на аппаратах, специально сконструированных для развития движений в отдельных суставах. Физиотерапия – это раздел медицины, изучающий  лечебные свойства физических факторов и разрабатывающий методы их применения с лечебно-профилактической целью. Кинезотерапия - это лечение движением  и специальными нагрузками. Иглорефлексотерапия  – это лечебный метод, при котором  осуществляется воздействие на центральную  нервную систему путем раздражения  рецепторов кожи, слизистых оболочек и мышечных тканей. Грязетерапия –  это лечение грязью, то есть разнообразное  применение грязи в лечебных целях. Бальнеотерапия - это наружное лечение  минеральными водами.

Реконструктивная хирургия как метод оперативного восстановления анатомической целостности и  физиологической состоятельности  способностей инвалида включает в себя методики косметологии, органозащищающей и органовосстанавливающей хирургии.

Протезирование - замена частично или полностью утраченного органа искусственным эквивалентом (протезом) с максимальным сохранением индивидуальных особенностей и функциональных способностей.

Ортезирование - компенсация  частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних  устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функций.

Протезирование предусматривает  предоставление протезов, ортопедических и других вспомогательных средств, включая необходимую подгонку, ремонт и замену, а также обучение обращению  с ними. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской  помощи.

Проведение медицинской  реабилитации пересекается с лечением заболеваний, так как и те, и  другие мероприятия направлены на исключение обострений в будущем и сведение инвалидности к минимуму. Желательно использование методики перехода (без  перерыва) от лечения обострения к  реабилитации.

Профессиональная реабилитация инвалидов - это процесс и система. Социальная реабилитация инвалидов - система  и процесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Социальная реабилитация проводится реабилитационно-социальными  учреждениями, осуществляющими социально-средовую ориентацию и социально-бытовую  адаптацию.

Социально-средовая ориентация - система и процесс определения  структуры наиболее развитых функций  инвалида с целью последующего подбора  на этой основе вида общественной или  семейно-общественной деятельности.

Социально-бытовая адаптация - система и процесс определения  оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним  инвалидов.

У инвалидов с физической недостаточностью социально-бытовая  адаптация позволяет достичь  психической и социальной самостоятельности.

Система медико-социальной реабилитации инвалидов представляет собой совокупность:

  • реабилитационных программ и реабилитационных стандартов различного уровня и направленности;
  • реабилитационных учреждений различных организационно-правовых форм, видов и типов, реализующих реабилитационные программы;
  • органов управления и подведомственных им структур, занимающихся реабилитацией инвалидов.

Основные задачи медико-социальной реабилитации инвалидов:

  • определение реабилитационного потенциала инвалидов;
  • определение потребности инвалидов в различных видах медико-социальной реабилитации;
  • разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
  • осуществление мероприятий по реализации реабилитационного потенциала инвалидов в рамках индивидуальных программ реабилитации;
  • динамический контроль над процессом реабилитации инвалидов.

Основные принципы медико-социальной реабилитации инвалидов:

  • государственный характер гарантий соблюдения прав инвалидов в области медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;
  • приоритет интересов инвалидов при осуществлении реабилитационных мероприятий;
  • общедоступность системы реабилитации на основе учета физических, психофизиологических, социальных особенностей инвалидов;
  • принцип вмешательства на возможно более ранней стадии, когда в зависимости от возможности и необходимости должны быть приняты все меры для уменьшения масштабов и последствий инвалидности до минимума, а неизбежные последствия компенсированы наиболее эффективным образом;
  • принцип оказания индивидуальной помощи в зависимости от конкретных потребностей каждого инвалида в отдельности средствами, соответствующими этим потребностям;
  • многообразие форм и методов реабилитации на основе системного подхода при их осуществлении;
  • государственно-общественный характер управления системой реабилитации инвалидов;
  • обеспечение координации деятельности служб, осуществляющих медико-социальную реабилитацию.

Система реабилитации инвалидов  должна включать органы управления и  реабилитационные учреждения.

На региональном уровне к  органам управления относится совокупность региональных органов государственной  исполнительной власти различной ведомственной  принадлежности и органов районного (муниципального) управления.

Реабилитационные учреждения осуществляют мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и являются учреждениями регионального  и местного уровней.

Органами регионального  управления системой реабилитации являются: управления социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда  и занятости, культуры, физической культуры и спорта.

Органы регионального  управления системой реабилитации имеют ряд общих функций:

  • реализация федеральной политики в области реабилитации;
  • разработка региональной политики в области реабилитации инвалидов и осуществление контроля за ее реализацией в рамках работы своего ведомства;
  • разработка проектов региональных целевых программ по реабилитации;
  • разработка территориальных реабилитационных стандартов;
  • разработка территориального компонента базовой программы реабилитации инвалидов.

Система медико-социальной реабилитации инвалидов должна быть закреплена Федеральным законом  о реабилитации инвалидов и принимаемым  в соответствии с ним другими  федеральными законодательными актами, а также законами, законодательными и иными правовыми актами субъектов  Российской Федерации в области  реабилитации инвалидов, принимаемыми в соответствии с федеральными законодательными актами и действующими на их территориях.

Таким образом, вопрос идет о дальнейшем совершенствовании  законодательства о медико-социальной реабилитации инвалидов и о формировании в стране с помощью этого законодательства целостной системы в указанной  области с согласованными между  собой элементами и обоснованными этапами перехода к ней отныне действующей системы социальной помощи.

Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств  бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального и территориальных  фондов обязательного медицинского страхования, Государственного фонда  занятости населения Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования  Российской Федерации (в соответствии с положениями об указанных фондах), других источников, не запрещенных  законодательством Российской Федерации. Финансирование реабилитационных мероприятий, включая содержание реабилитационных учреждений, допускается на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств.

Целью информатизации системы  реабилитации инвалидов является создание ее информационно-технологической  базы и обеспечение эффективной  информационной поддержкой планирования и проведения реабилитации.

Информационные учреждения системы реабилитации инвалидов  могут быть следующих видов: информационно-статистические; информационно-консультативные; информационно-исследовательские.

Реализация концепции  реабилитации инвалидов определяет необходимость дальнейшего проведения исследований, направленных на углубленную  научную разработку основных ее положений  и обеспечивающих ее реализацию в  практике. Научное обеспечение реабилитации инвалидов должно предусматривать  проведение фундаментальных и прикладных исследований.

Для успешного функционирования системы реабилитации инвалидов  необходима дальнейшая разработка теоретических, организационных, медико-социальных, психологических, экономических и правовых аспектов реабилитации инвалидов; разработка базовых  программ реабилитации; разработка моделей  центров реабилитации общего профиля  и многопрофильных (для инвалидов  с нарушением опорно-двигательного  аппарата, патологией органа зрения и  т.д.); научная разработка психофизиологических критериев оценки профессиональных возможностей инвалидов и их потребностей в различных формах обучения, методика адаптации базовых программ профессионального  обучения применительно к инвалидам.

Глава II. Медико - социальная экспертиза

2.1 Особенности  реабилитации инвалидов с детства

Инвалиды с детства  и дети-инвалиды (до 16 лет) составляют существенную часть в контингенте  инвалидов всех категорий. Инвалидность у детей определяется значительным ограничением жизнедеятельности, приводящим к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Инвалидность с детства  устанавливается лицам, у которых  она наступила до начала трудовой деятельности — до 16 лет (учащиеся —  до 18 лет) — вследствие врожденного  или возникшего в детстве заболевания  или увечья. Выдача медицинского заключения на ребенка-инвалида возлагается на лечебно-профилактические учреждения, обслуживающие детей. Порядок и условия признания ребенка инвалидом определены Постановлением Правительства РФ № 95 от 20.02.2006г. Медико-социальная экспертиза осуществляется с использованием классификаций и критериев, установленных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".

Состав инвалидов с  детства неоднороден. В структуре  патологии детской инвалидности (до 16 лет) преобладают психоневрологические состояния (более 60 %), заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, слуха. Среди инвалидов  с детства более 80 % составляют инвалиды вследствие психических заболеваний  и заболеваний нервной системы. В первой группе в подавляющем  большинстве умственно отсталые, больные шизофренией, эпилепсией; во второй — с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП). Инвалидность с детства устанавливается больным с поражением опорно-двигательного аппарата. Чаще это врожденные физические дефекты (вывихи тазобедренного сустава, аномалии верхних и нижних конечностей, позвоночника, хондродистрофии). К инвалидам с детства также относятся слепые и слабовидящие в результате двустороннего врожденного или приобретенного поражения органа зрения. Среди других причин инвалидности с детства следует назвать врожденные пороки сердца, тяжелые заболевания почек, эндокринные заболевания. Около 80 % инвалидов с детства имеют первую и вторую группу инвалидности. Тяжелая инвалидность обусловлена недостаточно активными реабилитационными мероприятиями на ранних этапах жизни детей, страдающих указанными заболеваниями. Подтверждением этому служит установленный факт, что если с первых периодов жизни ребенка, у которого диагностирован ДЦП, начать последовательное лечение и применить весь широкий набор реабилитационных мер, то к 15 годам 70 % инвалидов, страдающих этим недугом, оставляют коляски и начинают полноценно жить и трудиться.

При разработке реабилитационных мер для инвалидов с детства  учитываются принципы, заложенные в  международных документах, большинство из которых ратифицированы РФ.

Под реабилитацией инвалидов с детства с учетом основополагающих теоретических и методологических положений реабилитации, особенностей этого контингента инвалидов принято понимать систему медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических и других мероприятий, направленных на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма, и на максимально полную и раннюю социальную адаптацию ребенка, формирование у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, трудовой деятельности.

Адаптация в широком смысле означает «соответствие», «согласие» человека с окружающим миром. Реабилитация инвалидов с детства должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, процесс этот должен осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций.

Информация о работе Обеспечение жизнедеятельности инвалидов