Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:18, курсовая работа
Проблема социальной реабилитации — масштабное понятие высоко интегративного смысла.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава I. Основы реабилитации инвалидов ……………………………… 4
1.1 Определение понятия "инвалидность" .………….……………. . 4
1.2 Виды деятельности, необходимые для
реабилитации инвалидов ….…………. ……………….………….. 6
Система реабилитации инвалидов ……………………………. 7
Глава II. Медико - социальная экспертиза ………………………………. 13
2.1 Особенности реабилитации инвалидов с детства …………… 13
2.2 Особенности реабилитации инвалидов с
патологией органа зрения ………………………………………… 15
2.3 Особенности реабилитации инвалидов с
поражениями опорно-двигательного аппарата………………….. 16
2.4 Особенности реабилитации нервно-психических больных …. 18
2.5 Реабилитация инвалидов с заболеваниями
внутренних органов ………………………………………………… 19
2.6 Особенности старения и реабилитации
пожилых и старых людей …………………………………………… 21
Глава III. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов ………………… 23
3.1 Технические средства реабилитации
инвалидов в Российской Федерации………………………………… 23
3.2 Занятость и обучение инвалидов……………………………….. 25
Заключение ………………………………………………………………… 28
Список литературы ……………………………………
Для некоторой части больных пороками сердца консервативная медикаментозная терапия является малоэффективной. На определенной стадии заболевания предпринимается хирургическое лечение.
2.6. Особенности старения и реабилитации пожилых и старых людей
Старость — один из периодов нормального цикла жизни, не прерванный болезнью или насилием. В большинстве западных стран, да и в России тоже, возраст 45-59 лет считается средним. К пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет. Возраст от 75 до 90 лет считается старческим. Лица старше 90 лет относятся к долгожителям.
Говоря о реабилитации пожилых людей, отмечается высокая степень одиночества, тоски и изоляции у престарелых.
Процесс реабилитации предусматривает адаптацию реабилитируемого к потребностям общества и общества к потребностям данного состава лиц. Определяющим фактором для реабилитации являются последствия утраты или нарушения, каких - либо функций организма и способностей человека, обуславливающие различные социальные ограничения.
Разработка методов реабилитации пожилых людей приобрела большое социальное и общегосударственное значение. Своевременное и адекватное проведение восстановительного лечения позволяет уменьшить степень инвалидизации, зависимость от посторонней помощи и тем самым решить основную задачу реабилитации лиц пожилого и старческого возрастов - адаптацию каждого к условиям жизни в привычной для него микро социальной среде. Здоровье людей пожилого возраста во многом зависит от поведения окружающих, от их отношения, способности понять старого человека, умения уважать и любить его.
В процессе реабилитации необходимо развить заинтересованность старого человека, в том, что его жизнь служит чему-нибудь или кому-нибудь. Важнейшие компоненты успешной реабилитации и гериатрической профилактики - противодействие общественной изоляции и одиночеству, пробуждение интересов, оживление социальных контактов, поощрение независимости, выбор осмысленной работы.
Таким образом, реабилитацию пожилых и престарелых людей следует определять как систему мер, направленных на обеспечение сохранения их способности к работе и облегчения реинтеграции в общество, а также независимого существования.
В первую очередь людям пожилого возраста требуется медицинская помощь и реабилитация, так как в силу естественного старения организма с возрастом проявляется ряд хронических заболеваний.
Под медицинской реабилитацией в применении к пожилым людям следует понимать комплекс, прежде всего, лечебных мероприятий, направленных на поддержание физиологических функций организма, а в случае возникновения заболевания - их восстановление с тем, чтобы обеспечить условия для адаптации и возвращения к самостоятельной жизни. Этот аспект реабилитации включает вопросы госпитализации, диспансерного наблюдения, организации рационального питания, двигательной активности и т.п. В комплекс мер медицинской реабилитации входят также физиотерапия, лечебная физкультура, трудотерапия, ортопедия, снабжение компенсирующими техническими средствами, бандажами, очками, слуховыми аппаратами, ортопедической обувью. Таким образом, в медицинской реабилитации заложены элементы и социальной, и социально-трудовой реабилитации.
Наиболее доступны для
людей старшего возраста занятия
физическими упражнениями, куда относятся:
утренняя гимнастика, лечебная гимнастика,
производственная гимнастика, дозированное
использование элементов
Лечебная физкультура - одно из наиболее действенных направлений восстановительной терапии. Лечебную физкультуру под руководством врача или опытной медицинской сестры, методиста можно применять для лечения практически всех хронических заболеваний.
Другим видом физической реабилитации пожилых людей является массаж, наиболее широко применяется лечебный и гигиенический массаж, чаще всего в сочетании с лечебной физкультурой.
К физической реабилитации относятся и методы физиотерапии, но пожилым больным ее нужно назначать с большой осторожностью, в первую очередь оценивать состояние сердечно-сосудистой системы.
И, наконец, санаторно-курортное лечение, вопрос об этом лечении всегда решается индивидуально.
Реабилитация людей пожилого возраста должна проводиться комплексно, то есть, необходима разработка комплексных программ реабилитации, включающих все направления. Реабилитация - это современное направление медико-социальной помощи, которое в своих методах опирается, прежде всего, на личность пожилого человека, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции человека, а также его социальные связи. Успех реабилитационных мероприятий может быть продолжительным лишь тогда, когда установлена гармония между телом и окружающей средой. Правильное, рациональное сочетание физических и психических методов воздействия на конкретного пожилого человека влияет самым непосредственным образом на успех в лечении распространенных хронических заболеваний.
Глава III. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов
3.1 Технические средства реабилитации инвалидов в Российской Федерации
Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности , реабилитационные технологии или вспомогательные технологии — общее название средств для облегчения повседневной жизни людей с инвалидностью и другими ограничениями жизнедеятельности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:
Номенклатура технических
средств реабилитации определена ГОСТ
Р 51079-2006 и насчитывает многие сотни
наименований изделий, предназначенных
для уменьшения ограничений жизнедеятельности
инвалидов, расширения возможностей по
самообслуживанию и уходу за инвалидами.
В Российской Федерации предоставление
технических средств
Перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду бесплатно утвержден
В Перечень включены технические средства, востребованные наибольшим контингентом инвалидов. В соответствии со статьями 7 и 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства инвалида или по месту временной регистрации проживания и определяется Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240.
Согласно вышеназванным Правилам обеспечение инвалида техническим средством реабилитации рекомендованной в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) конструкции осуществляется бесплатно организацией, отобранной Фондом социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд), в которую инвалиду Фондом выдается соответствующее направление, при этом инвалиду предоставляется право бесплатного проезда к месту получения технического средства реабилитации.
В соответствии с пунктом 4 Правил для получения, рекомендованного в ИПР технического средства реабилитации инвалиду необходимо обратиться в исполнительный орган Фонда, по месту жительства, предоставив заявление, паспорт и копию ИПР. Также, что согласно пункту п. 7 Правил инвалид может также самостоятельно приобрести (за собственный счет) рекомендованное в ИПР техническое средство реабилитации в любой организации, а не только там, куда выдано направление Фондом, с последующим получением в Фонде денежной компенсации в размере понесенных расходов.
Этот механизм действует во всех субъектах Российской Федерации. Исключение составляют двадцать один субъект, который заключил соглашения с Минздравсоцразвития России о передаче осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. К данным субъектам относятся: Москва, Ульяновская область, Иркутская область, Воронежская область, Самарская область, Саратовская область, Рязанская область и Забайкальский край. Все соглашения утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации.
3.2 Занятость и обучение инвалидов
Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов.
Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
При невозможности осуществлять
воспитание и обучение детей-инвалидов
в общих или специальных
Порядок воспитания и обучения
детей-инвалидов на дому, в негосударственных
образовательных учреждениях, а
также размеры компенсации
Содержание детей-инвалидов
в дошкольных и общеобразовательных
учреждениях осуществляется за счет
средств бюджета
Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов
осуществляется бесплатно как в
общеобразовательных
Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Для инвалидов, нуждающихся
в специальных условиях для получения
профессионального образования, создаются
специальные профессиональные образовательные
учреждения различных типов и
видов или соответствующие
Профессиональная подготовка
и профессиональное образование
инвалидов в специальных
Организация образовательного
процесса в специальных профессиональных
образовательных учреждениях
Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.