Оценка и повышение защищенности образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является: разработка предложений по совершенствованию системы обеспечения безопасности образовательного учреждения. Для достижения указанной цели, в дипломной работе поставлены следующие задачи: 1. Провести обследование образовательного учреждения в интересах его защищённости;
2. Рассмотреть опыт организации безопасности образовательного учреждения;
3. Раскрыть основные направления и общие принципы повышения защищенности образовательного учреждения.
4. Разработать предложения по совершенствованию системы безопасности образовательного учреждения.
6. Провести расчетным способом оценку электробезопасности предлагаемого оборудования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 9
1.1 Общая характеристика объекта 9
1.2 Силы и средства охраны ОУ 15
1.3 Размещение образовательного учреждения по отношению к объектам инфраструктуры 17
1.4 Организационно-педагогические условия безопасности образовательного процесса 18
РАЗДЕЛ 2. ВОЗМОЖНЫЕ КРИТИЧЕСКИЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 24
2.1 Основы организации комплексного обследования защищенности образовательного учреждения 24
2.2 Планирование обследования и подготовка исходных данных 31
2.3 Методические подходы к проведению комплексного обследования защищенности образовательного учреждения 36
2.4 Прогнозирование масштабов техногенных ЧС 43
2.5 Вероятностная оценка обеспечения безопасности учащихся 51
2.6 Ситуационные планы действий персонала и учащихся в чрезвычайных ситуациях 54
РАЗДЕЛ 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 63
3.1 Первоочередные, неотложные мероприятия 63
3.2 Долгосрочные мероприятия 65
РАЗДЕЛ 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 67
4.1 Антитеррористическая и антикриминальная безопасность 67
4.1.1 Обеспечение физической охраны 69
4.1.2 Организация пропускного режима 69
4.1.3 Организация системы автоматизированного контроля доступа 71
4.1.4 Организация системы видеонаблюдения (наружного, внутреннего) 72
4.1.5 Обеспечение защищенности территории и зданий от несанкционированного доступа 73
4.2 Безопасность труда 74
4.2.1 Создание функционального подразделения охраны труда 75
4.2.2 Расходы на оформление и оборудование кабинета по охране труда 76
4.3 Информационная безопасность 76
4.4 Противопожарная безопасность 78
РАЗДЕЛ 5. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ 79
ВЫВОДЫ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 95

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 5.43 Мб (Скачать файл)

 

 

Таблица 1.10 Условия и показатели безопасности образовательного учреждения.

Условия безопасности

Минимальные требования

Показатели достижений

Условия, создаваемые другими учреждениями

1.Организация безопасного пути  в школу

1.Знания правил безопасности движения пешехода учащимися.

2.Наличие плана-схемы микрорайона  и наиболее безопасного маршрута  в образовательное учреждение.

3.Наличие дворника в школе,  обеспечивающего безопасные подходы  к зданию  образовательного учреждения

1.Выполнение правил безопасного движения пешехода

2.Знание знаков дорожного движения

3.Наличие детского органа по  дорожному движению – юные  инспекторы движения

1.Совместная работа  с сотрудниками ГАИ (регулируемый  переход учащихся школы на  перекрестке, разметка на дороге и т.д.)

2.Ремонтно-эксплуатационное управление  – обеспечение безопасности тротуаров,  дворов (гололед, листва, разбитая  дорога).

3.Электросеть – освещение маршрута  движения к школе (отсутствие  оголенных проводов, электрощитков  и т.п.).

4.Теплоэнерго – обеспечение безопасности теплотрассы (наличие крышек на люках теплотрассы).

5.Ленгаз – контроль за соблюдением  нормативов содержания газового  хозяйства.

2.Контоль входа и выхода учащихся.

1.Выполнение режима школы.

2.Дежурство по школе.

3.Организованный выход учащихся начальной школы.

1.Наличие карт передачи детей   1-3-х классов после уроков.

2.Отсутствие краж.

 

3.Организация работы гардероба.

1.Оборудованный гардероб.

2.Правила пользования гардеробом.

3.Разделение мест между старшими  и младшими школьниками.

4.Закрепление определенных мест  в гардеробе за классами.

1.Наличие гардеробщицы.

2.Организация дежурства старшеклассников

3.Отсутствие краж и травм.

 

4. Организация перемен.

1.Дежурство по школе.

2.Организация перемен.

3.Расследование несчастных случаев и анализ травматизма.

1.Подвижные игровые перемены 

1-4-х классов.

2.Организация  зон отдыха  с учётом возрастных особенностей  учащихся.

3.Соблюдение правил безопасного  поведения в школе.

 

4.Выявление зон повышенной опасности.

 

5.Охрана труда на занятиях

1.Наличие типовых инструкций  в каждом классе.

2.Выполнение нормативных документов

3.Наличие утвержденных и введенных  в действие приказом по школе  инструкций по охране труда  на все виды работ, при выполнении  которых существует опасность  получения травм.

4.Наличие журналов регистрации:

-вводного инструктажа;

-несчастных случаев с учащимися  и сотрудниками;

-выполнения техники безопасности.

5.Безопасное движение в помещениях  во время урока в классах  повышенной опасности.

6.Соблюдение требований охраны  труда в помещениях повышенной опасности (физика, химия, труд, спортзал, столовая, информатика).

7.Наличие огнетушителей в кабинетах  повышенной опасности.

8.Соблюдение требований электробезопасности.

9.Профилактические беседы по  предупреждению детского травматизма.

Отсутствие травм.

Заключение договора о помощи с  аварийными службами.

6.Организация безопасности во  внеурочное время

1.Приказы директора о безопасности  учащихся и ответственности учителей  во время праздников, экскурсий,  походов.

2.Инструктаж учащихся о безопасности движения и поведения во время проведения внеурочных мероприятий.

3.Организация дежурства.

1.Отсутствие травм.

2.Организация системы мероприятий  (День защиты детей, соревнования  по профилактике дорожного травматизма  и на первенство юных инспекторов движения, Дни здоровья и др.)

1.Районное управление образования  – финансирование мероприятий  по безопасности жизнедеятельности.

7.Обучение правилам безопасного  поведения

Курс ОБЖ в учебном плане

1.Наличие кабинета ОБЖ.

2.Наличие учебных наглядных пособий по ОБЖ, учебной о просветительской литературы.

3.Видиотека по ОБЖ.

 

 

Исходя из критериев  состояние безопасности можно определить по следующим показателям:

1. Уровень обучения учащихся и персонала правилам безопасности жизнедеятельности.

2. % изучающих курс ОБЖ от общего количества учащихся – 50,65 %;

3. По федеральной программе штатными преподавателями и учителями ОБЖ – 2 (1+1 ОБЖ, соц.педагог);

По федеральной программе  классными руководителями и учителями  – предметниками – ;

По интегрированным программам –.

Качество усвоения программы ОБЖ:

  1. По итоговой аттестации выпускников 9 классов – 80%;
  2. По итоговой аттестации выпускников 11 классов – 82%;
  3. По результатам аттестации учителя – 85%.
  4. Степень участия учащихся в развивающих программах и проектах (%)
  5. ВСИ «Зарница» – 87 %.

Обследование образовательного учреждения МОУ Лицей № 8 г. Ставрополя показало что, как и любое другое учреждение, оно имеет свои особенности, с учетом которых должна строиться система его комплексной защищенности.

 

РАЗДЕЛ 2. ВОЗМОЖНЫЕ КРИТИЧЕСКИЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

 

2.1 Основы организации  комплексного обследования защищенности  образовательного учреждения

 

В настоящее время  специалистами по вопросам безопасности дано определение и разработан порядок построения системы безопасности ОУ. В частности, под комплексной безопасностью ОУ понимается состояние защищенности ОУ от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование, которое достигается путем реализации специально разработанной системы мер и мероприятий правового, организационного, технического, кадрового, финансового характера.

Анализируя данное определение, можно сделать вывод, что безопасность ОУ во многом зависит от правильного определения целей, задач, всестороннего обеспечения – и в первую очередь нормативно-правового, организационного, технического обеспечения – эффективного использования инженерно-технических средств безопасности. Решение данной проблемы возможно при проведении комплексного обследования ОУ и выработки эффективных мер по повышению его защищенности.

Под комплексным обследованием  ОУ следует понимать изучение на месте  его параметров, характеристик систем жизнеобеспечения, определяющих устойчивость его функционирования и противодействия преступным посягательствам на данный момент, защищенности от ЧС природного и техногенного характера, а также состояния качества разработки нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и выполнение задач обеспечения безопасности ОУ [7;70].

Концептуальная модель методики комплексного обследования ОУ представлена на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Концептуальная модель методики комплексного обследования ОУ

 

Поскольку система безопасности ОУ выполняет четыре взаимосвязанные функции – препятствие, обнаружение, оповещение и пресечение возможных угроз, то комплексное обследование направлено на повышение эффективности выполнения данных функций. Следовательно, основными целями обследования являются: определение комплекса мероприятий и разработка предложений по повышению качества организации безопасности ОУ, обеспечивающих достаточную его защиту по доступной цене.

Общеизвестно, что к  комплексу мер и мероприятий  системы комплексной безопасности относятся:

  • организация физической охраны ОУ и его территории;
  • обеспечение инженерно – технической укрепленности ОУ;
  • организация инженерно-технического оборудования ОУ;
  • плановая работа по антитеррористической защищенности;
  • организация контрольно-пропускного режима;
  • выполнение норм пожарной безопасности;
  • соблюдение норм охраны труда и электробезопасности;
  • плановая работа по гражданской обороне (ГО);
  • организация планового взаимодействия с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями;
  • правовое обучение и формирование культуры безопасности;
  • финансово-экономическое обеспечение мер и мероприятий.

Планируемое комплексное  обследование ОУ должно рассмотреть  данные меры и мероприятия в соответствии со всей системой безопасности ОУ и определить дальнейший порядок работы по совершенствованию самой системы [68;15].

Принимая во внимание, что одним из основных направлений  обеспечения комплексной безопасности ОУ является физическая охрана, а в  ее организации особое значение имеет выполнение требований, предъявляемых к ней, следует учесть данные требования, которые во многом распространяются и на другие мероприятия системы комплексной безопасности.

Основной целью физической охраны ОУ является недопущение противоправных действий на объекте и территории ОУ и оперативное пресечение в случае их возникновения [10;50].

Опыт показывает, что  большое значение имеют инженерные средства защиты, к которым относятся: заборы, ограждения, решетки, жалюзи, специальным  способом укрепленные двери, ворота и другие элементы строительных конструкций. Данные инженерные средства дополняются различными запирающими и фиксирующими устройствами (замки, задвижки, кодовые механизмы и др.).

Инженерные средства, кроме выполнения функций препятствия  и психологического воздействия на нарушителя, снижают возможность проникновения в здание ОУ, увеличивают время, необходимое для проникновения, тем самым создают условия для своевременного обнаружения и пресечения противоправных действий.

Необходимо также учитывать, что в сочетании с инженерно-технические средства охраны (охранная сигнализация, системы телевизионного наблюдения, контроля доступа, пожарная сигнализация) позволяют выполнить функции обнаружения и оповещения. В качестве примера можно привести охранное телевидение. Простота установки, настройки, надежность и простота эксплуатации сделал и его доступным в обеспечении защиты объектов. Главное привлекательное качество охранного телевидения состоит в том, что оно позволяет обнаруживать противоправные действия на подступах к объекту, тем самым, увеличивая качество охраны [6;21].

Следовательно, определение  мероприятий дополнительного технического оснащения образовательного учреждения является одной из задач комплексного обследования.

Данный вывод подтверждается и таким понятием, как «техническая укрепленность объекта». Так, в ряде публикаций под технической укрепленностью объекта понимается совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, сооружений» помещений, обеспечивающих необходимое и достаточное противодействие несанкционированному проникновению, нарушителя в защищаемую зону, взлому и другим преступным посягательствам [19;8].

Еще одной важной задачей  комплексного обследования является анализ состояния и качества разработки нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организации и выполнение задач по обеспечению безопасности образовательного учреждениях.

В связи с  недостаточным количеством привлекаемых сил и средств, привлекаемых в ОУ к обеспечению его безопасности, серьезной задачей комплексного обследования является анализ состояния организации и ее взаимодействия с МВД, ФСБ, МЧС России, органами местного самоуправления при возникновении чрезвычайных ситуаций и пресечении преступных проявлений в ОУ [26;70].

Таким образом, составляющими элементами организационного плана при комплексном обследовании образовательного учреждения становятся следующие: 

  • правильность организаций физической охраны ОУ;
  • достаточная защищенность ОУ от проникновения криминальных элементов с взломом или скрытно;
  • возможность противодействия выводу из строя или нейтрализации систем жизнеобеспечения, средств охранной сигнализации и контрольных устройств;
  • оценка состояния контрольно-пропускного режима;
  • правильность организаций системы антитеррористической защищенности ОУ;
  • оценка состояния защищенности ОУ от пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • анализ состояния организации взаимодействия;
  • оценка состояния учебного процесса по формированию учащихся и персонала ОУ культуры безопасности.

Рассмотрение  данных вопросов целесообразно проводить  на основе моделирования чрезвычайных ситуаций в ОУ [17;68]. При этом должны учитываться особенности, специфика и характер ОУ. Такой подход является наиболее эффективным и позволяет наглядно представить уязвимые места в системе безопасности ОУ.

Принимая во внимание то, что экспертные оценки должны проводить специалисты соответствующего профиля, комплексное обследование необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с представителями МВД, ФСБ, МЧС России и органами местного самоуправления. Необходимость, такого подхода подтверждает и зарубежный опыт.

За рубежом для проведения обследования объекта, как правило, собирают группу экспертов, специализирующихся в разных областях обеспечения безопасности, которая в течение определенного времени педантично анализирует объект с точки зрений угроз. Особое внимание уделяется расчету времени, необходимого злоумышленнику для проникновения на объект и начала совершения своих противоправных действий, которое сопоставляется со временем его обнаружения и пресечения его действий. Если время проникновения меньше времени реагирования, то принимаются соответствующие меры, планируется дополнительное оснащение объекта и изменяется так тика сил охраны до изменения ситуации, т. е. пока время реагирования не станет меньше времени проникновения.

Зарубежный  опыт еще раз подтверждает правильность рекомендованных в начале данного раздела целей обследования и позволяет сделать вывод, что, чем более сложна, и разветвлена система безопасности, тем больше времени требуется преступнику на ее преодоление и тем больше вероятность того, что угроза будет своевременно обнаружена, определена, отражена и ликвидирована [21;30]. Добиться решения данного вопроса возможно только на основе проведения качественного комплексного обследования и выработки мер по совершенствованию системы безопасности.

Информация о работе Оценка и повышение защищенности образовательного учреждения