Оценка и повышение защищенности образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является: разработка предложений по совершенствованию системы обеспечения безопасности образовательного учреждения. Для достижения указанной цели, в дипломной работе поставлены следующие задачи: 1. Провести обследование образовательного учреждения в интересах его защищённости;
2. Рассмотреть опыт организации безопасности образовательного учреждения;
3. Раскрыть основные направления и общие принципы повышения защищенности образовательного учреждения.
4. Разработать предложения по совершенствованию системы безопасности образовательного учреждения.
6. Провести расчетным способом оценку электробезопасности предлагаемого оборудования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 9
1.1 Общая характеристика объекта 9
1.2 Силы и средства охраны ОУ 15
1.3 Размещение образовательного учреждения по отношению к объектам инфраструктуры 17
1.4 Организационно-педагогические условия безопасности образовательного процесса 18
РАЗДЕЛ 2. ВОЗМОЖНЫЕ КРИТИЧЕСКИЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 24
2.1 Основы организации комплексного обследования защищенности образовательного учреждения 24
2.2 Планирование обследования и подготовка исходных данных 31
2.3 Методические подходы к проведению комплексного обследования защищенности образовательного учреждения 36
2.4 Прогнозирование масштабов техногенных ЧС 43
2.5 Вероятностная оценка обеспечения безопасности учащихся 51
2.6 Ситуационные планы действий персонала и учащихся в чрезвычайных ситуациях 54
РАЗДЕЛ 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 63
3.1 Первоочередные, неотложные мероприятия 63
3.2 Долгосрочные мероприятия 65
РАЗДЕЛ 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 67
4.1 Антитеррористическая и антикриминальная безопасность 67
4.1.1 Обеспечение физической охраны 69
4.1.2 Организация пропускного режима 69
4.1.3 Организация системы автоматизированного контроля доступа 71
4.1.4 Организация системы видеонаблюдения (наружного, внутреннего) 72
4.1.5 Обеспечение защищенности территории и зданий от несанкционированного доступа 73
4.2 Безопасность труда 74
4.2.1 Создание функционального подразделения охраны труда 75
4.2.2 Расходы на оформление и оборудование кабинета по охране труда 76
4.3 Информационная безопасность 76
4.4 Противопожарная безопасность 78
РАЗДЕЛ 5. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ 79
ВЫВОДЫ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 95

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 5.43 Мб (Скачать файл)

Качественное  проведение комплексного обследования образовательного учреждения во многом зависит от правильной его организации и проведения. Оно должно проводиться, как правило, раз в 5 лет перед пересмотром паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения [11;36].

Основными документами  по организации и проведению комплексного обследования образовательного учреждения являются:

  • приказ о создании комиссии и проведению комплексного 
    обследования;
  • план мероприятий по подготовке и проведению комплексного обследования;
  • график проведения комплексного обследования.

По результатам  комплексного обследования составляется акт, на основании которого разрабатывается перспективный план мероприятий по совершенствованию системы безопасности образовательного учреждения. Долгосрочные мероприятия плана, как правило, ложатся в основу раздела «Проводимые и планируемые мероприятия по усилению антитеррористической защищенности образовательного учреждения» паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения.

При необходимости  по результатам обследования может  разрабатываться техническое задание на проектирование комплекса технических средств безопасности, в которое, кроме средств охранной, пожарной сигнализации, могут быть включены и системы телевизионного наблюдения, и системы контроля доступа [32;18].

Основные  этапы комплексного обследования образовательного учреждения приведены в таблице 2.1.

Поэтапное комплексное  обследование позволяет осуществить его в плановом порядке в качественно, а также обеспечивает системность его проведения. На сегодняшний день эксперты в области безопасности считаий1, что поэтапное комплексное обследование позволяет избежать серьезных ошибок в его проведении и исключает всякую возможность упустить отдельные вопросы при организации и проведении комплексного обследования [4;20].

 

 

 

 

Таблица 2.1 – Основные этапы комплексного обследования образовательного учреждения

Этапы

Участники процесса

Задачи этапов

Планирование

Руководство ОУ

Подготовка приказа  и плана проведения обследования. При необходимости подготовка графика и технического задания на проведение обследования

Подготовка исходных данных

Руководство ОУ, эксперты

Формирование общей  стратегии, определение возможных угроз, подготовка планов территории, поэтажных планов здания, схем коммуникаций ОУ

Проведение обследования

Комиссия

Обследование прилегающей  к ОУ местности, его территории, здания. Оценка возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, антитеррористической защищенности ОУ. Анализ нормативно-правовых документов, состояния физической охраны ОУ, его технической укрепленности

Документальное оформление результатов оформление результатов

Комиссия

Подготовка акта обследования, определение мер повышения защищенности ОУ

Разработка перспективного плана совершенствования системы безопасности ОУ

 

Руководство ОУ

Определение приоритетных направлений, сроков проведения всех мероприятий, при необходимости подготовка исходных данных для разработки технического задания инженерно-технического оборудования ОУ


 

2.2 Планирование  обследования и подготовка исходных данных

При планировании комплексного обследования необходимо руководствоваться основными принципами его проведения. Практика организации и проведения комплексных обследований объектов различных форм собственности свидетельствует о необходимости соблюдения этих принципов [16;47]. К ним относятся:

  • системный подход к рассматриваемой проблеме на основе последовательного выполнения всех организационных, нормативных, технических и других мероприятий и поэтапного их выполнения;
  • плановость проводимой работы;
  • участие подготовленных специалистов и экспертов в комплексном обследовании;
  • комплексное рассмотрение всех составляющих элементов системы безопасности образовательного учреждения;
  • использование существующих методик оценки защищенности объектов; 
  • разумная достаточность предлагаемых мероприятий, сил и средств в целях, совершенствования системы безопасности.

Данный перечень, в зависимости от условий проведения комплексного обследования, может быть расширен и дополнен, но приведенные принципы должны быть соблюдены.

На первом этапе комплексного обследования осуществляется его планирование.

Планирование  проведения комплексного обследования следует начинать с подготовки проекта приказа на его проведение и назначения состава комиссии. В состав комиссии по согласованию с взаимодействующими органами целесообразно включать их представителей.

Кроме того, приказом определяются порядок и сроки  подготовки плана мероприятий по подготовке и проведению обследования, сроки проведения обследования, порядок и сроки подготовки результатов обследования и представления данных материалов на утверждение.

При необходимости  приложением к приказу или  отдельным документом может разрабатываться техническое задание на проведение обследования. В техническом задании указываются: назначение, цели и задачи обследования, сроки начала и завершения работ, необходимый комплекс мероприятий для выработки рекомендаций по совершенствованию системы безопасности образовательного учреждения, порядок проведения обследования, документы, представляемые по результатам обследования, и другие вопросы, необходимые для организации и проведения работ.

На основании  приказа и утвержденного технического задания разрабатывается план мероприятий по подготовке и проведению комплексного обследования (приложение 1). В плане определяются мероприятия, сроки их выполнения и ответственные исполнители. При составлении плана особое внимание следует обратить на определение мероприятий по подготовке исходных данных.

Разработка  плана и организация подготовки исходных данных, как правило, возлагаются на заместителя руководителя образовательного учреждения по безопасности. План подготовки и проведения комплексного обследования утверждается руководителем образовательного учреждения.

После утверждения  плаца подготовки и проведения комплексного обследования проводится организационное совещание комиссий. Па совещании доводятся до исполнителей сроки и этапы проведения обследования, а также определяются обязанности членов комиссии. С этой целью обязанности среди членов комиссии целесообразно распределить следующим образом:

  • председатель комиссии, который является наиболее подготовленным специалистом, осуществляет руководство всеми членами комиссии и координирует их работу в соответствии с планом;
  • представители взаимодействующих органов в ходе работы проводят экспертные оценки по своим направлениям;
  • ряд членов комиссии осуществляет сбор, обобщение и обработку всех результатов и выводов, полученных соответствующими экспертами;
  • и проводит оценку состояния системы безопасности образовательного учреждения;
  • группа специалистов комиссии на основе оценки состояния системы безопасности ОУ готовит документы результатов обследования.

Такое распределение  обязанностей повышает эффективность и качество планируемого обследования и конкретизирует роль каждого члена комиссии в ходе предстоящей работы.

Проведением организационного совещания завершается первый этап обследования, и в соответствии со своими обязанностями члены комиссии приступают к подготовке исходных данных.

Правильная  подготовка исходных данных позволяет избежать серьезных просчетов при проведении обследования и в первую очередь должна учитывать особенности, специфику и характер образовательного учреждения. Основными исходными данными могут стать:

  • определение возможных реальных угроз для ОУ;
  • определение допустимых пределов ограничений в защите учреждения, которые не затруднят организации учебного процесса;
  • подробный план территории и поэтажные планы помещений образовательного учреждения с указанием их функционального назначения и строительных особенностей;
  • схемы коммуникаций (энергоснабжения, теплоснабжения, телефонной связи и др.) с указанием способов их прокладки;
  • места, представляющие опасность с точки зрения несанкционированного проникновения в образовательное учреждение (туннели тепловых и водопроводных коммуникаций, тонкие стены, граничащие с чужой территорией, удобные переходы с крыши на крышу и пр.);
  • места, уязвимые с точки зрения жизнедеятельности ОУ (электрощитовая, бойлерная, холодильные установки и пр.);
  • режим освещенности в ночное время;
  • особенности эксплуатации здания, влияющие на режим безопасности образовательного учреждения;
  • организация движения по территории образовательного учреждения автотранспорта;
  • режим работы персонала и правила посещения ОУ членами кружков, секций и др.;
  • организация антитеррористической защищенности ОУ;
  • обеспечение защищенности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также состояние противопожарной безопасности.

Оценивая  приведенный перечень исходных данных, можно сделать вывод, что к организации работы по их подготовке следует подходить продуманно и ответственно. От качества их подготовки во многом зависит успех достижения поставленных целей обследования [].

При подготовке исходных данных особое внимание следует <span class="dash041e_0431_044b_0


Информация о работе Оценка и повышение защищенности образовательного учреждения