Введение:
Безопасность
жизнедеятельности - это состояние деятельности,
при которой с определенной вероятностью
исключаются потенциальные опасности,
влияющие на здоровье человека.
Безопасность следует
принимать как комплексную систему,
мер по защите человека и среды
его обитания от опасностей формируемых
конкретной деятельностью. Чем сложнее
вид деятельности, тем более компактна
система защиты.
Для обеспечения безопасности
конкретной деятельностью должны быть
решены три задачи.
1. Произвести полный детальный
анализ опасностей формируемых в изучаемой
деятельности.
2. Разработать эффективные
меры защиты человека и среды обитания
от выявленных опасностей. Под эффективными
подразумевается такие меры по защите,
которые при минимуме материальных затрат
эффект максимальный.
3. Разработать эффективные
меры защиты от остаточного риска данной
деятельности. Они необходимы, так как
обеспечение абсолютную безопасность
деятельности не возможно
предпринять.
Охрана труда - это свод законодательных
актов и правил, соответствующих им гигиенических,
организационных, технических, и социально-экономических
мероприятий, обеспечивающих безопасность,
сохранение здоровья и работоспособность
человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002-80).
Охрана труда и здоровье
трудящихся на производстве, когда
особое внимание уделяется человеческому
фактору, становится наиважнейшей задачей.
При решении задач необходимо
четко представлять сущность процессов
и отыскать способы (наиболее подходящие
к каждому конкретному случаю)
устраняющие влияние на организм
вредных и опасных факторов и
исключающие по возможности травматизм
и профессиональные заболевания.
Сложность
стоящих перед охраной труда
задач требует использования
достижений и выводов многих
научных дисциплин, прямо или
косвенно связанных с задачами
создания здоровых и безопасных
условий труда.
Так как
главным объектом охраны труда
является человек в процессе
труда, то при разработке требований
производственной санитарии используются
результаты исследований ряда
медицинских и биологических
дисциплин.
Условия труда по показателям напряженности
трудового процесса.
Напряженность- характеристика
трудового процесса, отражающая нагрузку
преимущественно на ЦНС, органы чувств,
эмоциональную сферу работника.
Влияет на эмоциональную и интеллектуальную
сферу работников и может приводить
к утомлению, снижению работоспособности
и нарушению состояния здоровья.
Показатели напряженности
имеют качественную или количественную
оценку и сгруппированы следующим
образом: интеллектуальные(содержание
работы, восприятие сигнала, сложность
задания, характер выполняемой работы),
сенсорные(длительность сосредоточенного
наблюдения(%), плотность сигналов и
сообщений, число объектов одновременного
наблюдения, размер объекта, работа с
оптическими приборами, наблюдение
за экранами, нагрузка на слух, нагрузка
на голос), эмоциональные(степень ответственности
за ошибку, степень риска для собственной
жизни, степень ответственности
за безопасность других лиц), монотонные(число
элементов(приемов), продолжительность
выполнения простых заданий или
повторяющихся операций, время активных
действий, монотонность производственной
обстановки), режимные(фактическая
продолжительность раб дня, наличие
регламентированных перерывов) .
Методика оценки напряженности
трудового процесса
Напряженность трудового процесса
оценивают в соответствии с настоящими
“Гигиеническими критериями оценки
условий труда по показателям
вредности и опасности факторов
производственной среды, тяжести и
напряженности трудового процесса”.
Оценка напряженности труда
профессиональной группы работников основана
на анализе трудовой деятельности и
ее структуры, которые изучаются
путем хронометражных наблюдений в
динамике всего рабочего дня, в течение
не менее одной недели. Анализ основан
на учете всего комплекса производственных
факторов (стимулов, раздражителей), создающих
предпосылки для возникновения неблагоприятных
нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения).
Все факторы (показатели) трудового процесса
имеют качественную или количественную
выраженность и сгруппированы по видам
нагрузок: интеллектуальные, сенсорные,
эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.
1. Нагрузки интеллектуального
характера
1.1. “Содержание работы” указывает
на степень сложности выполнения задания:
от решения простых задач до творческой
(эвристической) деятельности с решением
сложных заданий при отсутствии алгоритма.
1.2. “Восприятие сигналов (информации)
и их оценка” - по данному
фактору трудового процесса восприятие
сигналов (информации) с последующей
коррекцией действий и выполняемых
операций относится ко 2 классу (лаборантская
работа). Восприятие сигналов с
последующим сопоставлением фактических
значений параметров (информации) с
их номинальными требуемыми уровнями
отмечается в работе медсестер,
мастеров, телефонистов и телеграфистов
и др. (класс 3.1). В том случае,
когда трудовая деятельность
требует восприятия сигналов
с последующей комплексной оценкой
всех производственных параметров
(информации), то труд по напряженности
относится к классу 3.2 (руководители
промышленных предприятий, водители
транспортных средств, авиадиспетчеры,
конструкторы, врачи, научные работники
и т. д.).
1.3. “Распределение функций по
степени сложности задания”. Любая
трудовая деятельность характеризуется
распределением функций между
работниками. Соответственно, чем
больше возложено функций на
работника, тем выше напряженность
его труда. Так, трудовая деятельность,
содержащая простые функции, направленные
на обработку и выполнение
конкретного задания, не приводит
к значительной напряженности
труда. Примером такой деятельности
является работа лаборанта (класс
1). Напряженность возрастает, когда
осуществляется обработка, выполнение
с последующей проверкой выполнения
задания (класс 2), что характерно
для таких профессий, как медицинские
сестры, телефонисты и т. п. Обработка,
проверка и, кроме того, контроль за выполнением
задания указывает на большую степень
сложности выполняемых функций работником,
и, соответственно, в большей степени проявляется
напряженность труда (мастера промышленных
предприятий, телеграфисты, конструкторы,
водители транспортных средств - класс
3.1). Наиболее сложная функция - это предварительная
подготовительная работа с последующим
распределением заданий другим лицам
(класс 3.2), которая характерна для таких
профессий, как руководители промышленных
предприятий, авиадиспетчеры, научные
работники, врачи и т. п.
1.4. “Характер выполняемой работы”
- в том случае, когда работа
выполняется по индивидуальному
плану, уровень напряженности
труда невысок (1 класс - лаборанты)
Если работа протекает по строго
установленному графику с возможной
его коррекцией по мере необходимости,
то напряженность повышается (2 класс
- медсестры, телефонисты, телеграфисты
и др.). Еще большая напряженность
труда характерна, когда работа
выполняется в условиях дефицита
времени (класс 3.1 - мастера промышленных
предприятий, научные работники,
конструкторы). Наибольшая напряженность
(класс 3.2) характеризуется работой
в условиях дефицита времени
и информации. При этом отмечается
высокая ответственность за конечный
результат работы (врачи, руководители
промышленных предприятий, водители
транспортных средств, авиадиспетчеры).
2. Сенсорные нагрузки
2.1. “Длительность сосредоточенного
наблюдения (в % от времени смены)”
- чем больше процент времени
отводится в течение смены
на сосредоточенное наблюдение,
тем выше напряженность. Общее
время рабочей смены принимается
за 100 %.
2.2. “.Плотность сигналов
(световых, звуковых) и сообщений
в среднем за 1 ч работы” - количество
воспринимаемых и передаваемых
сигналов (сообщений, распоряжений)
позволяет оценивать занятость, специфику
деятельности работника. Чем больше число
поступающих и передаваемых сигналов
или сообщений, тем выше информационная
нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности.
По форме (или способу) предъявления информации
сигналы могут подаваться со специальных
устройств (световые, звуковые сигнальные
устройства, шкалы приборов, таблицы, графики
и диаграммы, символы, текст, формулы и
т. д.) и при речевом сообщении (по телефону
и радиофону, при непосредственном прямом
контакте работников).
2.3. “Число производственных
объектов одновременного наблюдения”
- указывает, что с увеличением
числа объектов одновременного
наблюдения возрастает напряженность
труда.
2.4. “Размер объекта различения
при длительности сосредоточенного
внимания (% от времени смены). Чем
меньше размер рассматриваемого
предмета (изделия, детали, цифровой
или буквенной информации и
т. п.) и чем продолжительнее
время наблюдения, тем выше нагрузка
на зрительный анализатор. Соответственно
возрастает класс напряженности
труда. В качестве основы размеров
объекта различения взяты категории
зрительных работ из СНиП 23-05-95
“Естественное и искусственное
освещение”.
2.5. “Работа с оптическими
приборами (микроскоп, лупа и
т. п.) при длительности сосредоточенного
наблюдения (% от времени смены)”.
На основе хронометражных наблюдений
определяется время (часы, минуты)
работы за оптическим прибором.
Продолжительность рабочего дня
принимается за 100 %, а время фиксированного
взгляда с использованием микроскопа,
лупы переводится в проценты -
чем больше процент времени,
тем больше нагрузка, приводящая
к развитию напряжения зрительного
анализатора.
2.6. “Наблюдение за экраном
видеотерминала (ч в смену)”. Согласно
этому показателю фиксируется
время (ч, мин) непосредственной
работы пользователя ВДТ с
экраном дисплея в течение
всего рабочего дня при вводе
данных, редактировании текста или
программ, чтении буквенной, цифровой,
графической информации с экрана. Чем
длительнее время фиксации взора на экран
пользователя ВДТ, тем больше нагрузка
на зрительный анализатор и тем выше напряженность
труда.
2.7. “Нагрузка на слуховой
анализатор”. Степень напряжения
слухового анализатора определяется
по зависимости разборчивости
слов в процентах от соотношения
между уровнем интенсивности
речи и “белого” шума. Когда
помех нет, разборчивость слов
равна 100 % - 1 класс. Ко 2 классу
относятся случаи, когда уровень
речи превышает шум на 10-15 дБА
и соответствует разборчивости
слов, равной 90-70 %, или слышимости
на расстоянии до 3,5 м и т.
п.
2.8. “Нагрузка на голосовой
аппарат (суммарное количество
часов, наговариваемых в неделю)”.
Степень напряжения голосового
аппарата зависит от продолжительности
речевых нагрузок. Перенапряжение
голоса наблюдается при длительной,
без отдыха голосовой деятельности.
3. Эмоциональные нагрузки
3.1. “Степень ответственности за
результат собственной деятельности.
Значимость ошибки” - указывает,
в какой мере работник может
влиять на результат собственного
труда при различных уровнях
сложности осуществляемой деятельности.
С возрастанием сложности повышается
степень ответственности, поскольку
ошибочные действия приводят
к дополнительным усилиям со
стороны работника или целого
коллектива, что, соответственно, приводит
к увеличению эмоционального
напряжения.
3.2. “Степень риска для собственной
жизни” и
3.3. “Степень ответственности за
безопасность других лиц” отражают
факторы эмоционального значения.
Ряд профессий характеризуется
ответственностью только за безопасность
других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры
и т. п.) личную безопасность (космонавты,
пилоты и др.) - 3.2 класс. Но существует
целый ряд категорий работ,
где возможно сочетание риска,
как для себя, так и ответственности
за жизнь других лиц (врачи-инфекционисты,
водители автотранспорта т. п.).
В этом случае эмоциональная нагрузка
существенно выше, поэтому эти показатели
следует оценивать как отдельные самостоятельные
стимулы. Есть целый ряд профессий, где
указанные факторы полностью отсутствуют
(лаборанты, научные работники, телефонисты,
телеграфисты и др.) - их труд оценивается
как 1 класс напряженности труда.
4. Монотонность нагрузок
4.1. “Число элементов (приемов),
необходимых для реализации простого
задания или многократно повторяющихся
операций” - чем меньше число
выполняемых приемов, тем выше
напряженность труда, обусловленная
многократными нагрузками. Наиболее
высокая напряженность по этому
показателю характерна для работников
конвейерного труда (класс 3.1-3.2).
4.2. “Продолжительность (с) выполнения
простых производственных заданий
или повторяющихся операций”
- чем короче время, тем, соответственно,
выше монотонность нагрузок. Данный
показатель, так же как и предыдущий,
наиболее выражен при конвейерном
труде (класс 3.1-3.2).
4.3. “Время активных действий (в
% к продолжительности смены)”.
Наблюдение за ходом технологического
процесса не относится к “активным
действиям”. Чем меньше время
выполнения активных действий
и больше время наблюдена за
ходом производственного процесса,
тем, соответственно, выше монотонность
нагрузок. Наиболее высокая монотонность
по этому указателю характерна
для операторов пультов управления
химических производств (класс
3.1-3.2).
4.4. “Монотонность производственной
обстановки (время пассивного наблюдения
за ходом техпроцесса в % от
времени смены)” - чем больше
время пассивного наблюдения
за ходом технологического процесса,
тем более монотонной является
работа. Данный показатель, также
как и предыдущий, наиболее выражен
у операторских видов труда,
работающих в режиме ожидания
(операторы пультов управления
химических производств, электростанций
и др.) - класс 3.2.
5. Режим работы
5.1. “Фактическая продолжительность
рабочего дня” - выделен в самостоятельную
рубрику, в отличие от других
классификаций. Это связано с
тем, что независимо от числа
смен и ритма работы в производственных
условиях фактическая продолжительность
рабочего дня колеблется от 6-8
ч (телефонисты, телеграфисты
и т. п.) до 12 ч и более (руководители
промышленных предприятий). У целого
ряда профессий продолжительность
смены составляет 12 ч и более
(врачи, медсестры и т. п.). Чем
продолжительнее работа по времени,
тем больше суммарная за смену
нагрузка, и, соответственно, выше
напряженность труда.
5.2. “Сменность работы” определяется
на основании внутрипроизводственных
документов, регламентирующих распорядок
труда на данном предприятии,
организации. Самый высокий класс
3.2 характеризуется нерегулярной
сменностью с работой в ночное
время (медсестры, врачи и др.).