Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:49, контрольная работа
Безопасность жизнедеятельности - это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека.
Безопасность следует принимать как комплексную систему, мер по защите человека и среды его обитания от опасностей формируемых конкретной деятельностью. Чем сложнее вид деятельности, тем более компактна система защиты.
5.3. “Наличие регламентированных
перерывов и их
6. Общая оценка напряженности трудового процесса
Общая оценка напряженности трудового процесса проводится следующим образом.
6.1. Независимо от
6.2. По каждому из 22 показателей
в отдельности определяется
6.3. При окончательной оценке напряженности труда.
6.3.1. “Оптимальный” (1 класс) устанавливается
в случаях, когда 17 и более
показателей имеют оценку 1 класса,
а остальные относятся ко 2 классу.
При этом отсутствуют
6.3.2. “Допустимый” (2 класс) устанавливается в следующих случаях:
· когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные - к 1 классу;
· когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1 и/или 2 классов.
6.3.3. “Вредный” (3) класс устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу.
При этом труд напряженный 1 степени (3.1) в тех случаях:
· когда 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;
· когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.
Труд напряженный 2 степени (3.2):
· когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;
· когда более 6 показателей отнесены классу 3.1;
· когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей - к классу 3.2;
· когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.
6.4. В тех случаях, когда более
6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность
трудового процесса
Умственный труд: |
Широко распространено ошибочное
представление об умственном труде
как труде легком. Такое представление
основано на том, что при умственном
труде энергетические затраты (а
это один из главных критериев
оценки тяжести труда) значительно
ниже, чем при физическом. В условиях научно-технического прогресса, когда наука становится непосредственной производительной силой общества, роль и значение умственного труда существенно возрастают. Еще в недавнем прошлом являвшийся занятием сравнительно ограниченного круга лиц, умственный труд в современных условиях стал органическим элементом практически всех видов профессиональной деятельности. По мере усложнения техники и технологий возрастает социальная значимость личной ответственности каждого работника, его решений и действий в обеспечении нормального и безопасного функционирования промышленных объектов, топливно-энергетических предприятий, транспорта и других объектов. Одно из важнейших условий этого — хорошее состояние здоровья, постоянный высокий уровень умственной работоспособности и психологической устойчивости в процессе трудовой деятельности. В физиологическом отношении
главной особенностью умственного
труда является то, что при нем
мозг выполняет функции не только
координирующего, но основного работающего
органа. При этом значительно активизируются
аналитические и синтетические функции
центральной нервной системы, усложняются
прием и переработка информации, образуются
новые функциональные связи, новые комплексы
условных рефлексов, возрастают роль функций
внимания, памяти, напряжение зрительного
и слухового анализаторов и нагрузка на
них. Тем не менее ряд видов трудовой деятельности может быть отнесен к преимущественно умственной: управленческий труд, творческий (труд научных работников, писателей, художников, композиторов, артистов, архитекторов, конструкторов и др.), труд операторов и работающих за дисплеями ЭВМ, труд учителей и преподавателей, медицинских работников. Одну из наиболее многочисленных групп работников умственного труда составляют учащиеся и студенты. Для их трудовой деятельности характерны напряжение памяти, внимания, восприятия, частые стрессовые ситуации (контрольные занятия, зачеты, экзамены), в большой мере малоподвижный образ жизни. |
Способы разработки оптимального режима труда и отдыха
В разное время делались
различные попытки правильного
построения сменного режима труда и
отдыха. Нередко пытались приспособить
его к местным условиям (работа
бытовых учреждений, подготовка производства
и т. д.). Вряд ли можно признать правильным
и чисто эмпирический путь подбора
произвольно взятых вариантов режима.
Правильный путь поиска оптимального
режима труда и отдыха на конкретном
участке производства основывается
на тщательном изучении динамики работоспособности
по производственным и физиологическим
показателям. Перерывы должны назначаться
в критические моменты (определяемые
по кривой работоспособности), когда
снижается точность регулирования
соответствующих функций. В зависимости
от особенностей условий труда, глубины
функциональных сдвигов при работе определяются
продолжи-тельность и характер дополнительных
перерывов, изменение темпа работы машин,
скорость движения лент конвейера, изменения
других факторов, влияющих на продолжительность
рабочих операций и микропауз между ними.
Систематическая работа физиологов, психологов
труда, а также специалистов по физическому
воспитанию над проблемой режима труда
и отдыха привела к уточнению основных
критериев наилучшего режима труда и отдыха.
В общем случае оптимальный режим труда
и отдыха должен соответствовать следующим
требованиям.
Во-первых, такой режим должен обеспечивать
высокую производительность труда, показателями
которой служат количество продукции,
произведенной за смену, время, затраченное
на единицу продукции, наличие или отсутствие
брака.
Во-вторых, оптимальный режим труда и отдыха характеризуется тем, что работающий проявляет высокий уровень работоспособности. Это должно выражаться в ряде определенных признаков, из которых важнейшие:
1) восстановление
2) наличие устойчивого уровня
функциональных
3) быстрая и эффективная
4) предупреждение и ограничение
развития глубоких стадий
В настоящее время получен
Однако этот метод характеризует в основном разновидности физического труда и не учитывает особенности современных видов механизированного труда и нагрузок на нервную систему. Более полно и подробно определение пределов нормальных уровней ключевых физиологических функций при современных видах труда приведено в таблице, разработанной по заданию Ученого совета Министерства здравоохранения СССР большой группой специалистов (1970 г.) ряда институтов (НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, НИИ железнодорожной гигиены, Ленинградским, Горьковским, Свердловским, Киевским, Донецким НИИ гигиены труда и профзаболеваний, Московским институтом охраны труда ВЦСПС, санитарно-эпидемиологической станцией Москвы). Ценность этой таблицы в том, что в ней все существующие виды труда распределяются не только по физической тяжести, но и по нервной напряженности: I — легкий, ненапряженный, II — средний, малонапряженный, III — тяжелый, напряженный, IV — очень напряженный.
Очевидно, границами нормального
проявления работоспособности по этой
классификации следует считать
первые две разновидности труда
и соответствующие им количественные
критерии. Помимо напряженностей различных
анализаторных функций в ней
предусмотрены напряженность
Однако в этой таблице не учитываются
закономерные изменения ведущих ключевых
психофизиологических функций в динамике
рабочей смены. При пользовании этими
таблицами необходимо учитывать, что в
действительности на производстве оптимальный
уровень приспособления физиологических
процессов к данному виду труда на протяжении
рабочей смены достигается постепенно
в течение более или менее продолжительного
периода врабатывания. После достижения
оптимального уровня обычно он не удерживается
до конца рабочей смены, так как вследствие
утомления (нарушения РДС) и включения
физиологических компенсаторных процессов
ключевые физиологические функции переходят
на новый уровень ин-тенсивности, отличающийся
от оптимального. Поэтому для окончательного
суждения о рациональности того или иного
режима труда и отдыха необходимо учитывать
непрерывное протекание во времени изменений
показателей физиологических функций
в течение смены, а среди этих показателей
— в первую очередь те, которые отражают
изменение состояния ключевых физиологических
функций.
При рационализации режима труда и
отдыха необходимо учитывать, что во
всех без исключения случаях физиологическим
критерием эффективного режима труда
и отдыха служит устойчивость и надежность
системы рефлексов, образующей РДС.
Для многих видов труда изменение показателей
ключевых физиологических функций исследовалось
физиологами труда и специалистами физического
воспитания экспериментальным путем.
На основе полученных данных были построены
графики ключевых физиологических функций.
На этих графиках по горизонтальной оси
откладывали время в часах и получасах
рабочей смены, а по вертикали — значение
соответствующего физиологического показателя
(через те же отрезки времени). Исследование
графиков почасового изменения ключевых
функций позволяет решать ряд важных вопросов
рационализации режима труда и отдыха.
Такой анализ, в частности, дает возможность
провести сравнительную оценку степени
интенсивности конкретных видов труда,
руководствуясь величиной продолжительности
периода устойчивой повышенной работоспособности:
чем короче этот период и, следовательно,
чем быстрее наступает период утомления,
тем выше интенсивность труда. Графический
анализ динамики почасового изменения
ключевых физиологических функций дает
основание для правильного назначения
перерывов (моменты начинающегося снижения
работоспособно-сти). Эффективность внедряемых
на основании графического анализа мер,
направленных на совершенствование приспособления
организма работающего человека к труду
и повышение его работоспособности, обычно
оценивается экспериментально, т. е. путем
повторного исследования динамики работоспособности
и почасового изменения ключевых психофизиологических
функций.
Представителям всех четырех групп
труда целесообразно начинать работу
с вводной гимнастики. Затем через
1,5 час. после начала работы работающим
с незначительной физической нагрузкой
(I группа труда) рекомендуется принять
гигиеническую процедуру (обтирание
шеи, рук, лица) и немного походить,
а спустя 3 час. выполнить комплекс
упражнений первой физкультурной паузы.
Работникам умственного труда (IV группа
труда) также рекомендуется начинать трудовую
деятельность с выполнения комплекса
вводной гимнастики. Затем, через 1 час
работы, следует сделать 2—3 упражнения
на потягивание и растягивание основных
мышечных групп (с глубоким дыханием),
немного походить, а спустя 3 час. выполнить
первый комплекс упражнений физкультурной
паузы. Для работников I и IV групп труда
обеденный часовой перерыв рекомендуется
назначать через 4 час. после начала работы.
В обеденный перерыв после принятия пищи
полезна ходьба в умеренном темпе на свежем
воздухе.