Охрана труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:17, лекция

Описание работы

Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия и средства.
Важнейший социальный эффект реализации мер по охране труда - это сохранение жизни и здоровья работающих, снижение производственного травматизма и заболеваемости работников.
Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.

Файлы: 1 файл

шпора по охране труда.doc

— 958.00 Кб (Скачать файл)

1.Понятие «охрана труда» и её социально-экономическое значение

Охрана труда - это  система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические,  санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия и средства.

Важнейший социальный эффект реализации мер по охране труда - это  сохранение жизни и здоровья работающих, снижение производственного травматизма и заболеваемости работников.

Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.

Мероприятия социально-экономического характера направлены на создание, развитие и совершенствование экономической базы охраны труда на производстве.

Организационные мероприятия  направлены на практическое осуществление трудового законодательства на основе Конституции Республики Беларусь, Трудового Кодекса Республики Беларусь, правил, норм, инструкций по технике безопасности.

Мероприятия технического характера направлены на предохранение работающих от производственных травм и несчастных случаев, на облегчение труда и устранение причин, вызывающих травматизм и вредные воздействия на организм человека.

Мероприятия санитарно-гигиенического характера направлены на обеспечение здоровых условий труда на предприятиях, строительных площадках, в организациях и учреждениях путём устройства бытовых помещений, рационального освещения рабочих мест, снижения уровней воздействия всех вредных производственных факторов.

Мероприятия лечебно-профилактического  характера направлены на создание на предприятии (по необходимости и возможности) медицинских пунктов, сети санаториев и профилакториев.

Наряду с правами  работника на здоровые и безопасные условия труда предусмотрен механизм реализации этого права через обязанность нанимателя обеспечивать такие условия труда.

Законодательно регламентирована деятельность службы охраны труда, предусмотрены обязанности работников по охране труда, установлена ответственность за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда.

Законодательно определено, что систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством, а право общественного контроля за соблюдением законодательства о труде предоставлено профессиональным союзам. Установлено также, что координация деятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде осуществляется республиканским органом государственного управления в сфере труда.

По признакам воздействия  неблагоприятных факторов и методам противодействия им охрана труда делится на разделы:

- организационно-правовые основы охрана труда;

- производственная санитария и гигиена труда;

- безопасность труда;

- пожарная профилактика.

Раздел – правовые основы охраны труда изучает основные положения существующего законодательства по охране труда; организацию работы по созданию безопасных условий труда на производстве и в строительстве; расследование, учёт, статистический анализ и экономическую оценку уровня травматизма и профессиональных заболеваний.

Раздел производственная санитария и гигиена труда  изучает производственную среду  и все технологические процессы при производстве работ и пути уменьшения их вредных воздействий.

Раздел основы безопасности труда изучает вопросы охраны труда в проектной документации и безопасность труда на производстве.

Раздел пожарная безопасность изучает вопросы огнестойкости строительных материалов, конструкций и методы пожарной профилактики.

2.Основные цели и принципы государственной политики в области охраны труда

Государственное управление охраной труда в РБ осуществляется в соответствии с Концепцией государственного управления охраной труда в РБ (утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 16 августа 2005г. № 904). Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:

- обеспечение гарантий права работников на охрану труда;

- создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности;

- установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

- совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

3.Основные законодательные и нормативные правовые акты РБ по охране труда

Систему законодательных актов, регулирующих вопросы охраны труда в республике, составляют: Конституция РБ, Трудовой кодекс РБ, Законы РБ "Об охране труда", "Об основах государственного социального страхования", "О санитарно-эпидемическом благополучии населения", "О сертификации продукции работ и услуг", "О пенсионном обеспечении", "О здравоохранении", "О техническом нормировании и стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О пожарной безопасности", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и др.

Правовой основой организации  работы по охране труда в республике является Конституция РБ (ст. 41, 45), которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, в настоящее время является Трудовой кодекс РБ.

Трудовой  кодекс определяет основные обязанности, права работников и нанимателей, гарантии прав работников, ответственность нанимателей и работников; предусматривает систему государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; регламентирует деятельность службы охраны труда.

Закон РБ "Об охране труда" направлен на регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией РБ права граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Закон РБ "Об основах государственного социального страхования" в рамках общих вопросов страхования граждан предусматривает вопросы страхования их от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Закон РБ "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения и регламентирует действия органов государственной власти общественных объединений, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия.

Закон РБ "О сертификации продукции, продукции работ и услуг" устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг в РБ. Закон направлен на обеспечение безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества населения, а также охраны окружающей среды, определяет национальную систему сертификации.

Закон РБ '' О техническом нормировании и стандартизации " регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации н утилизации или оказанию услуг, определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.

Закон РБ "О пожарной безопасности" устанавливает государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, а также принципы деятельности пожарной службы.

Закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов'' определяет основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечения готовности к локализации и ликвидации последствий производственных аварий. В Законе установлены требования к организации и проведению производственного и общественного контроля в области промышленной безопасности, а также предусмотрен учет аварий и инцидентов, ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности.

4.Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда

Надзор и  контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда, и в этом состоит их общность.

Контроль  является элементом управленческой деятельности и присущ всем управленческим структурам, которые осуществляют руководство всеми сторонами деятельности подчиненных предприятий и организаций. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины и намечают пути устранения не только нарушений, но и недостатков в работе, подчиненных предприятий и организаций.

Надзор уже контроля по сфере воздействия, так как в его задачи входят выявление нарушений и их пресечение путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка деятельности, наложение штрафов и т. п.). В задачу надзорного органа или должностного лица, строго говоря, не входит выяснение того, насколько эффективно и рационально налажена работа, и дача рекомендаций, как улучшить организацию дела.

Большинство государственных органов являются надзорно-контрольными, т. е. ими осуществляются как функции надзора, так и функции контроля.

Надзор и контроль отличаются и по формам реагирования на выявленные нарушения. Как указывалось выше, надзорные органы наделены определенными властными полномочиями. Однако и контрольные органы имеют немало средств воздействия для вмешательств в деятельность субъектов хозяйствования в целях устранения выявленных нарушений, упущений и недостатков в работе по обеспечению охраны труда на производстве.

Предприятия и организации  малого и среднего бизнеса, как правило, не имеют вышестоящих органов управления. Однако их деятельность не может рассматриваться, как подлежащая только надзору со стороны соответствующих государственных органов. Деятельность таких предприятий и организаций подконтрольна местным исполнительным и распорядительным органам, зарегистрировавшим их учредительные документы.

5.Органы государственного управления охраной труда

Согласно  Концепции государственного управления охраной труда в РБ, государственное управление охраной труда реализуется на следующих уровнях:

  • республиканском;
  • отраслевом;
  • региональном.

На республиканском  уровне – Правительство РБ непосредственно  или уполномоченные им республиканские органы государственного управления в области охраны труда.

На отраслевом уровне – республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, имеющие отраслевую направленность и подведомственные организации.

На региональном уровне – местные исполнительные и распорядительные органы.

6Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда

Общественный  контроль за соблюдением законодательства РБ о труде осуществляется на основании:

Трудового кодекса РБ, статья 463;

Закона РБ от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» (в редакции Закона РБ от 14 января 2000 г.), статья19;

Указа Президента РБ от 19 июля 2005 г. № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников»;

Порядка осуществления  профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства РБ о труде (утвержден постановлением Совета Министров РБ от 23 октября 2000 г. № 1630 (с последующими изменениями и дополнениями).

Общественный контроль за соблюдением законодательства РБ о труде осуществляется только профсоюзами, другие общественные объединения, политические партии таким правом не наделены.

Общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства РБ о труде осуществляют профсоюзы (их объединения) через их правовые и технические инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда.

Правовые  и технические инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства РБ о труде в организациях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, а также у индивидуальных предпринимателей, у которых работают члены соответствующего профсоюза.

Общественные  инспекторы по охране труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях, в которых они работают.

Полномочия  представителя профсоюза на осуществление  общественного контроля за соблюдением законодательства РБ о труде подтверждаются документом, оформленным и выданным в установленном порядке.

Правовые и технические  инспекторы труда при наличии оформленных в установленном порядке полномочий имеют право:

- беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей для проведения проверок;

Информация о работе Охрана труда