Организационно-административные методы управления природными рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить организационно-административные методы управления природными рисками.
Основная цель определяет решениe следующих конкретных задач:
- изучение понятий рисков чрезвычайных ситуаций;
- изучение методов управления природными рисками;
- изучение анализа рисков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РИСКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 6
1.1. Опасность 6
1.2. Вызов 9
1.3. Угрозы 9
1.4. Риск 10
1.5. Управление риском 11
1.6. Анализ риска 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ
РИСКАМИ 15
2.1. Управление природным риском 15
2.2. Неблагоприятные и опасные природные явления 15
2.3. Основные задачи при управлении природными рисками 25
2.4. Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций 27
2.5. Организационно-административные методы управления природными рисками 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Файлы: 1 файл

Природный риск рассмотрен как функция от подверженности населения и хозяйства опасным природным воздействиям.docx

— 80.51 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

Допущено к защите:

зав. кафедрой, к. п. н., доцент

Абрамова С.В._______________

Дата_____________________2011г

 

 

 

 

 

ЕВГЕНЬЕВ Станислав Геннадьевич

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ РИСКАМИ 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

Специальность: 033300 (050104.65) –  Безопасность жизнедеятельности

Специализация: 033302 – Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

 

 

 

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Светецкий С.Н.______________

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск – 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                   3

ГЛАВА 1. РИСКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ                               6

             1.1. Опасность                                                                                 6

             1.2. Вызов                                                                                          9

            1.3. Угрозы                                                                                         9

            1.4. Риск                                                                                            10

1.5. Управление риском                                                                      11

1.6. Анализ риска                                                                                 12

 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ

 РИСКАМИ                                                                                                  15

2.1.  Управление природным  риском                                                    15

2.2. Неблагоприятные и опасные природные явления                       15

2.3.  Основные задачи  при управлении природными рисками           25

2.4.  Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций                                                                                                                 27

2.5.  Организационно-административные  методы управления природными  рисками                                                                                            32  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                        38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С давних времен экономическое  состояние человеческих сообществ и государств в той или иной мере зависело от частоты и масштабов происходящих природных и иных бедствий. Однако эта зависимость в условиях малонаселенности, низкой степени урбанизации населения и неразвитости техногенной сферы была невелика.

С увеличением численности  населения, с ростом его плотности, хозяйственным освоением новых территорий, урбанизацией, развитием техносферы природные и техногенные бедствия стали наносить все более ощутимый ущерб.

В наше время названные  и многие другие факторы, обусловленные развитием цивилизации, прежде всего в связи с количественным ростом ее параметров, значительно усугубились. Земная цивилизация в современном мире стала весьма уязвимой и, как считают многие представители мирового научного сообщества, переживает начало цивилизационного кризиса. Вспомним хотя бы глобальные проблемы человечества – те всеобщие, имеющие планетарный масштаб противоречия во взаимоотношениях природы и человека, а также внутри общества. В состав глобальных проблем входят и рассматриваемые нами проблемы природной и техногенной безопасности.

Сейчас мировое сообщество во главе с ООН выработало новый подход к преодолению кризиса цивилизации – переход к устойчивому развитию. Однако предпринятые в этом направлении шаги пока результатов не дали. В то, что переход государств и мирового сообщества к устойчивому развитию пока неосуществим, вносят свой негативный вклад и неукрощенные бедствия.

В связи с названными обстоятельствами сейчас влияние бедствий на экономику стало значительным. Подсчитано, что за последние 40 лет суммарный прямой экономический ущерб только от наиболее разрушительных природных бедствий возрос более чем в 15 раз, а их количество с ущербом свыше 1 млрд. долларов США увеличилось вчетверо. По оценкам некоторых экспертов, во второй половине ХХ века темпы роста ущерба превышали темпы роста производства валового продукта.

По отдельным пессимистическим прогнозам, к 2010 году экономический ущерб в мире от бедствий в среднегодовом выражении может достигнуть 150 млрд. долларов США, утроив аналогичный показатель 1990-х годов, причем стоимость произведенного валового продукта за это время увеличится лишь в 1,7 раза. Если согласиться с приведенной оценкой, то можно сделать вывод о том, что в недалеком будущем мировая экономика будет не способна восполнить ущерб от всей совокупности бедствий, происходящих на земном шаре. Даже при более умеренном подходе к оценке происходящего нельзя отрицать значительного экономического влияния природных и техногенных бедствий на жизнь современной цивилизации.

Еще одна особенность этой проблемы, во многом парадоксальная, состоит в том, что экономический ущерб от бедствий устойчиво увеличивается и в развивающихся, и в развитых странах. Так происходит несмотря на то, что за несколько последних десятилетий конца ХХ века развитые государства выстроили у себя результативно функционирующие системы противодействия бедствиям. Однако это не означает, что борьба с бедствиями бесперспективна. Просто, видимо, на данном этапе этой борьбы усилия развитых стран не столь результативны, чтобы заметно повлиять на снижение темпов роста ущерба.

В качестве еще одной характерной  черты проблемы «бедствия и экономика» может быть названо доминирование в экономическом ущербе доли ущерба от природных бедствий. В 1970-2000 годах на все неблагоприятные и опасные природные явления и процессы, в том числе и природные катастрофы, приходилось порядка 70-75 % совокупного ущерба от всех бедствий. При этом по своему числу природные бедствия не превышали 40 % от общего числа всех бедствий. Характерной особенностью рассматриваемой проблемы является также сокращение числа погибших в природных бедствиях и одновременный рост пострадавших в них. По сравнению с 70-ми годами прошлого столетия число погибших за последнее десятилетие сократилось в 3 раза, а число пострадавших возросло в такой же пропорции. Это говорит о некоторых успехах в защите людей от бедствий в условиях увеличения количества и масштабов природных катастроф.

Экономические аспекты бедствий не сводятся только к проблеме ущерба от них. Огромных затрат требуют также создание государственных и иных систем противодействия бедствиям, обеспечение функционирования этих систем, в том числе их оснащение и оплата труда работников, превентивные меры по предотвращению бедствий и снижению возможного ущерба от них, аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации последствий бедствий и т. д.

Цель данной курсовой работы – изучить организационно-административные методы управления природными рисками.

Основная цель определяет решениe следующих конкретных задач:

- изучение понятий рисков чрезвычайных ситуаций;

- изучение методов управления природными рисками;

- изучение анализа рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. РИСКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

Жизнь человека и существование  человеческих сообществ обусловлены и сопровождаются множеством разнообразных факторов. Однако из целей индивидуальной и общественной жизнедеятельности человечество всегда предпочитало, сначала интуитивно, а потом осознанно, стремление к повышению качества жизни.

В свою очередь из многих существенных показателей качества жизни главными приоритетами постоянно являлось стремление человека и общества обеспечить сытое существование, сохранить жизнь и здоровье, защититься от агрессии, добиться комфортных условий бытия, сберечь окружающую среду обитания.

 

1.1. Опасность

 

Что такое опасность?

Это понятие может быть отнесено к разряду наиболее общих представлений, отражающих основные свойства и закономерности явлений объективной реальности. Понятие «опасность» может быть поставлено в ряд с такими основополагающими категориями жизнедеятельности, как «жизнь», «сознание», «язык», «труд», «радость», «страдание», «успех», «качество» и другими неотъемлемыми частями бытия, его фундаментальными свойствами и особенностями.

Несмотря на сложность  содержания понятия «опасность», нормы русского языка определяют его довольно однозначно. В самом общем случае опасность – это потенциальная возможность вызвать вред, принести несчастье. Опасность также может быть представлена как возможный результат действия тех или иных негативных факторов на те или иные объекты. Опасностью, равным образом, можно назвать состоянием той или иной среды (природной, хозяйственной, политической, социальной, техногенной, психофизиологической и т. д.), чреватой своими резкими изменениями, наносящими вред. Иногда опасность трактуют как возможность утраты существенных свойств или целостности из-за неудовлетворения каких-либо потребностей.

Уясняя понятие опасности, необходимо помнить, что здесь имеется в виду лишь потенциальная возможность несчастья, а не само несчастье. Это напоминание необходимо потому, что на практике иногда путают опасность с ее реализацией.

Время от времени опасности  реализуются и становятся фактом жизни, превращаясь из потенциального состояния в различного вида реальные негативные события – стихийные бедствия, аварии и т. д. Возникают поражения, ущербы, другие негативные последствия этих событий. В результате на каких-либо участках, местностях, территориях могут сложиться чрезвычайные ситуации различного масштаба. О существе понятия «чрезвычайная ситуация» разговор еще впереди, сейчас же уместно сказать об их возможном характере.

В зависимости от природы  негативного (чрезвычайного) события чрезвычайные ситуации также имеют различное происхождение или различный характер, как принято говорить.

Негативное (чрезвычайное) событие, явившееся результатом реализовавшейся опасности и послужившее причиной возникновения чрезвычайной ситуации, принято называть ее источником. По официальной трактовке источник чрезвычайной ситуации – это опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р 22.0.02-94). В нашей стране официально стандартизирован также термин «источник опасности». По ГОСТ Р 22.10.01-2001 источником опасности называется явление, процесс или объект, которые могут послужить причиной ущерба.

Уточнению представления  об опасности помогает определение опасности в чрезвычайных ситуациях, которая согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 представляет собой состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, то есть на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Опасность всегда выражается через связь двух сторон. Одна их них – субъекты опасности (природные явления, экономические, социальные, политические, техногенные процессы, движущиеся или иные потенциально опасные материальные объекты, негативные или ошибочные намерения        и т. д.) – выступает источником, носителем опасности. Другая сторона – объекты опасности (люди, их сообщества, рукотворные материальные объекты, объекты природы) – является потенциально пострадавшей стороной, которая может испытать на себе негативное, чаще – поражающее воздействие субъекта опасности. При этом обе стороны могут быть составляющими одного и того же предмета или явления. В качестве примера назовем промышленное предприятие, на котором по внутренним причинам может возникнуть авария. В этом случае предприятие в целом одновременно оказывается и субъектом и объектом опасности.

Степень опасности зависит  от вероятности ее реализации, энергетической мощи возможных явлений или процессов, интенсивности возможного воздействия на объект, а также от уязвимости и защищенности от них объекта опасности. Условно опасность может быть представлена в двух формах – в форме вызовов и в форме угроз.

 

 

 

1.2. Вызов

 

Под вызовом понимается совокупность обстоятельств, порождающих гипотетическую опасность, которая в перспективе может превратиться в непосредственную опасность. Примерами вызовов в области природной и техногенной безопасности являются опасность падения на Землю крупных небесных тел, возможные нарастающие изменения глобального климата, истощения озонового слоя атмосферы Земли, непредсказуемые результаты генно-инженерных исследований, перспектива создания новых опасных производств и видов оружия и другие. Заблаговременное выявление и осознание вызова очень важно, поскольку позволяет заранее принять меры по предотвращению перехода опасности в форму угрозы.

 

1.3. Угрозы

 

Наиболее распространенными  формами опасностей являются угрозы, которые представляют собой непосредственную опасность возникновения тех или иных катаклизмов, бедствий, невзгод, несчастий, а также наличие обстоятельств, стимулирующих эти чрезвычайные события. В качестве таких обстоятельств могут выступать природные, общественные, техногенные закономерности, обусловливающие опасность, технико-экономическая отсталость, структурные и функциональные недостатки систем безопасности, преступные намерения, декларирование и демонстрация опасных намерений, ошибочные оценки степени опасности, нерациональное природопользование и многое другое.

Информация о работе Организационно-административные методы управления природными рисками