Организационно-административные методы управления природными рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить организационно-административные методы управления природными рисками.
Основная цель определяет решениe следующих конкретных задач:
- изучение понятий рисков чрезвычайных ситуаций;
- изучение методов управления природными рисками;
- изучение анализа рисков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РИСКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 6
1.1. Опасность 6
1.2. Вызов 9
1.3. Угрозы 9
1.4. Риск 10
1.5. Управление риском 11
1.6. Анализ риска 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ
РИСКАМИ 15
2.1. Управление природным риском 15
2.2. Неблагоприятные и опасные природные явления 15
2.3. Основные задачи при управлении природными рисками 25
2.4. Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций 27
2.5. Организационно-административные методы управления природными рисками 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Файлы: 1 файл

Природный риск рассмотрен как функция от подверженности населения и хозяйства опасным природным воздействиям.docx

— 80.51 Кб (Скачать файл)

Реализация указанных  подходов в РСЧС осуществляется, во-первых, в ходе повседневной деятельности по сбору, обработке, обмену информации и  анализу данных по вопросам предупреждения природных и иных чрезвычайных ситуаций, подготовке к ним населения, органов управления, соответствующих сил и средств, а также по стандартизации, экспертизе, надзору и контролю в области защиты населения и территорий от вышеупомянутых чрезвычайных ситуаций (Федулов, 1998). Во-вторых, эти подходы реализуются в рамках специальных комплексных (целевых) научно-технических программ, направленных на снижение риска возникновения потерь от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение устойчивости функционирования хозяйственных и других объектов, независимо от их организационно правовых форм.

Повседневная деятельность по уменьшению негативных последствий  и предупреждению природных катастроф  реализуется в процессе мониторинга  окружающей природной среды. В России такой мониторинг осуществляется сейчас в основном силами и средствами Росгидромета (сели, лавины, наводнения, ураганы, смерчи и другие ОПТП преимущественно гидрометеорологического ряда), Министерства природных ресурсов России (оползни, карст, разрушение берегов, подтопление территорий и другие геологические опасности) и Российской академии наук (землетрясения).

Другим способом получения  данных о природном риске, а точнее, – об уязвимости различных объектов для опасных природных и иных воздействий и безопасности этих объектов, и, одновременно, способом регулирования  рисков связанных с промышленными  предприятиями и сооружениями. является декларирование их безопасности. В настоящее время эта деятельность регламентируется Федеральными законами Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "О безопасности гидротехнических сооружений", а также принятым во исполнение первого закона "Положением о декларации безопасности промышленного объекта". Эти нормативные акты предусматривают для заранее установленного перечня промышленных объектов с повышенной опасностью и всех гидротехнических сооружений разработку специального документа по утвержденной форме. В нем отражаются меры по предупреждению риска аварийных ситуаций и защиты производственного персонала, прилегающей территории и населения при указанных ситуациях, в том числе обусловленных природными и техноприродными опасностями.

Данные декларации безопасности промышленных и гидротехнических объектов с повышенной опасностью, предпроектная и проектная документация на строительство и реконструкцию других объектов хозяйства и являются предметом специальной экспертизы и лицензирования, с помощью которых также осуществляется управление природным риском. Особое внимание уделяется экспертизе проектов и лицензированию тех объектов, которые при опасном природном воздействии, а также при техногенных авариях представляют наибольшую угрозу для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды. Результаты экспертизы ложатся в основу соответствующих заключений, на основе которых принимается решение о степени допустимости (приемлемости) риска и финансирование того или иного проекта.

Логическим продолжением деятельности по управлению риском, связанных с функционирование предприятий, сооружений, промышленных, городских и других комплексов, которые раннее успешно прошли экспертизу на проектной стадии, является государственный контроль и надзор за их эксплуатацией. Цель такого контроля – проверка (аудит) степени безопасности указанных объектов, обусловленной как техногенными, так и природными факторами в виде ОПТП. Указанная работа осуществляется всеми ключевыми субъектами РСЧС и, в первую очередь, – МЧС России, Госстроем России, Госгортехнадзором, МПР России и Минздравом России.                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Управление должно быть рациональным. Так, в последнее десятилетие  в России и во всем мире проявилась негативная тенденция увеличения ущерба от стихийных бедствий. Одной из причин этого явления является направленность государственной политики обеспечения  безопасности населения и объектов хозяйства в основном на ликвидацию последствий стихийных бедствий, а не на их профилактику. Необходимость  экономии расходов государства потребовала  переоценки представлений о сложившемся (как правило, стихийно) соотношении  затрат на превентивные

меры по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и на ликвидацию их последствий. Целесообразность проведения мер защиты должна быть обоснована с учетом экономических (в условиях жестких финансовых ограничений) и социальных факторов. Известно, что  повышение уровня защищенности объектов в два раза требует больших  усилий в научно-технической сфере  и существенных затрат, сопоставимых с 10-20 % стоимости проекта.

Для решения такой сложной  и многоплановой проблемы, как  управление природными рисками, необходим  научно-методический аппарат, учитывающий  основные факторы, влияющие на безопасность землепользования и жизнедеятельности, а также разработка методов и  математических моделей, позволяющих  сделать количественные оценки и  прогнозы.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Анофриков В.Н., Бобок С.А., Дудко М.Н, Елистратов Г.Д. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов/ГУУ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999г.
  2. Бабаев Н.С., Кузьмин И.И. Абсолютная безопасность или «приемлемый риск». – М.,1992г
  3. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита то них. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Ладос-Пресс, 2003.
  4. Белов С.В., Девисилов В.А., Козьяков А.Ф. Безопасность жизнедеятельности – М.: Высшая школа, 2000г.
  5. Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: Защита населения и территорий. Учебное пособие для вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 288 с.
  6. Владимиров В.А., Воробьев Ю.Л., Салов С.С. и др. Управление риском. Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. – М., 2000г.
  7. Демин В.Ф., Шевелев Я.В. Развитие основ анализа риска и управления безопасностью. М., 1989г.
  8. Демин В.Ф., Шевелев Я.В. Развитие основ анализа риска и управления безопасностью. М., 1989г.
  9. Краткий справочник по потенциальной опасности возникновения на территории России чрезвычайных ситуаций техногенного характера. – М.: 1993 – 1995.
  10. Кузнецов Ю.М. Нормативное правовое обеспечение охраны труда.: Учеб. пособие.- М.: МАДИ, 2004–40 с.
  11. Отчет по НИР «Анализ и прогноз основных опасностей и угроз техногенного характера на период до 2010 года». – Центр «БСТС», 2000.
  12. Повзик Я.С. «Пожарная тактика». – М.: ЗАО «Спецтехника», 1999.
  13. «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», ППБ 01 – 93.Типография ВНИИ ПО МВД России, 1998.
  14. Рагозин А.Л. Оценка и управление природными рисками. – М.: Издательская фирма «КРУК», 2003г. – 320 с.
  15. Сугак Е.В., Василенко Н.В., Назаров Г.Г. и др. Надежность технических систем.- Красноярск: МГП «Раско», 2001. – 608 с.
  16. Степанов Б.М. Теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. – М.: ВА РВСН, 2001г. – 351 с. 
  17. Савельев П.С. «Пожары-катастрофы». – М.: Стройиздат, 1994.
  18. Таубкин С.И. «Пожар и взрыв, особенности их экспертизы», типография ВНИИПО МВД России, 1999.
  19. «Требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям». Сборник нормативных документов, выпуск 3, типография ВНИИ-ПО МВД России, 1998.
  20. Эпов А.П. Аварии, катастрофы и стихийные бедствия в России. – М., 1994.

 

 


Информация о работе Организационно-административные методы управления природными рисками