Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:49, реферат
1. ГО, ее роль и место в общей системе национальной безопасности РФ.
2. Нормативно-правовое регулирование в области ГО.
3. Принципы организации и ведения ГО.
Тема 1. Организационные основы ГО, нормативно-правовое регулирование в области ГО
Учебная литература:
1.ФЗ. «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ в редакции 122-ФЗ.
2. Постановление правительства РФ № 1149 от 3.09.98г. «О порядке отнесения территорий к группам по ГО».
3. Постановление правительства РФ № 1115 от 19.09.88г. «О порядке отнесения организаций к категориям по ГО».
4. Постановление правительства РФ № 1309 от 29.11.99 г. «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО».
5. Постановление правительства
РФ № 359 от 23.04.94 г. «Об утверждении
положения о порядке
6. Постановление правительства РФ № 227 от 16.03.2000 г. «О возмещении на подготовку и проведение мероприятий по ГО».
7. Постановление правительства РФ № 379 от 27.04. 2000 г. «О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».
Введение
Датой рождения ГО является 4 октября 1932г. (День рождения ГО) когда Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о противовоздушной обороне СССР, согласно которому местная противовоздушная оборона (МПВО) была выделена в самостоятельную составную часть всей системы ПВО. В довоенные годы органы МПВО создавали невоенизированные формирования, сооружали убежища, развертывали систему оповещения и наблюдения, обучали население действиям в условиях воздушного нападения противника.
В 1961г., в связи с появлением ЯО, на базе МПВО была создана государственная система гражданской обороны. Она должна была обеспечить защиту населения на территории всей страны от поражающих факторов качественно нового оружия - ОМП.
В 1992г. дополнительно к системе ГО и частично на базе ее органов управления и войск ГО, была создана качественно новая, система РСЧС, которая призвана обеспечить готовность государства по защите населения и территорий от ЧС в мирное время, а также в военное время.
При этом ГО и РСЧС действуют под единым руководством МЧС РФ.
Сегодня ГО является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны
Удельный
вес жертв среди мирного
1 мировая война – 5%
2 мировая война – 50 %
в современных конфликтах – 90 %.
ГО - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей возникших при ведении военных действий или в следствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
ГО РФ организуется и
ведется в соответствии с положениями
Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и другими
нормативно-правовыми актами РФ, а
также международных
Конституция РФ объявила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства.
Вопросы обороны и безопасности, согласно конституции отнесены к ведению РФ.
Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства закреплены в ФЗ РФ «О безопасности», который определяет систему безопасности, ее функции, порядок организации деятельности органов обеспечения безопасности и контроля за их работой.
Закон определяет, что безопасность – это состояние защищенности от внутренних и внешних угроз основных объектов безопасности, которыми являются:
- личность – его права и свободы;
- общество – его
материальные и духовные
- государство – его
конституционный строй,
Закон разграничивает полномочия органов власти, установил порядок руководства гос. Органами обеспечения безопасности и определил задачи федеральных органов государственной власти.
В Законе указано, что ФГО и службы ликвидации ЧС включаются в силы обеспечения безопасности.
Данное законодательное закрепление места ГО развито в ФЗРФ «Об обороне», где определено, что в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, организуется ГО, задачи и организация которой определяется ФЗ.
ГО охватывает многие стороны жизни любого государства в самых сложных ситуациях, когда решается судьба значительной части населения страны. Поэтому в современных условиях прогрессивное развитие норм права вооруженных конфликтов невозможно без признания норм международного права, в т.ч. по вопросам ГО.
(Мы правовое государство или нет? ФЗ №101 от 15.07.95 г. «О международных договорах РФ»).
Международно-правовая регламентация деятельности ГО сформирована в Дополнительном протоколе 1 Женевской конвенции о защите жертв войны от 12.08.49 г., принятом в 1977 году. Здесь сформулированы задачи ГО, нормы защиты организаций, персонала и материальной части ГО в период вооруженных конфликтов. В Протоколе 1 указано, что «ГОГО и их персонал пользуются уважением и защитой и имеют право выполнять порученные им задачи по ГО». Уважение и защита распространяется на здания и материальную часть, используемые в целях ГО, а также на убежища, предоставляемые для гражданского населения.
Таким образом, при определении правового положения ГОГО следует принимать во внимание два критерия:
- их неучастие в боевых действиях;
- основное назначение – гуманитарную деятельность.
В конце 20 начале 21 века под влиянием изменившихся военно-политических и военно-стратегических факторов в большинстве ведущих стран мира выявились определенные общие тенденции в области развития ГО.
Если в недалеком прошлом ГО развивалась в рамках военных постулатов и военных доктрин и рассматривалась как один из важнейших факторов безопасности, то сегодня она приобретает скорее социальное звучание, чем оборонное.
ГО все больше отходит от военной организации государств и выходит на первое место гуманитарная сторона ее мероприятий.
Вместе с тем речь не идет о полной «девоенизации» ГО. Ее связь с оборонными мероприятиями остается.
С осуществлением административной
реформы органов
В связи с тем, что полностью покрыть расходы на ГО из федерального бюджета даже очень богатой стране не представляется возможным, принимаются меры по распределению этих расходов на федеральный, местный уровень и частный сектор.
За последние годы произошли изменения в концептуальных основах государственной политики в области ГО.
Мероприятия ГО на военное
время планируются и
Силы и средства ГО активно привлекаются к защите населения и ликвидации крупномасштабных ЧС в мироне время, включая акции технологического терроризма на транспорте и производстве.
Система ГО должна быть мобильной, позволяющая осуществлять маневр силами и средствами в короткие сроки.
Руководство государств стремится сделать ГО нормальной составной частью общественной жизни, когда каждый гражданин призван принимать участие в мероприятиях ГО.
Дальнейшее развитие системы ГО определено в «Концепции ГОРФ» (проект которой был предложен в 2004 г.), а также законодательной и нормативно-правовой базой, которая претерпела и претерпевает значительные изменения.
К 2010 году должен быть закончен процесс реформирования ГОРФ. Она должна перейти на качественно новый уровень своего развития. Тем самым, можно сказать как бы завершается цепь преобразований системы защиты населения в военное время: МПВО – ГО – ГЗ!
За последние годы в РФ проведена большая работа по созданию законодательно-нормативных основ для функционирования ГО в новых условиях.
Принципиальное значение для организации ГО имеет ФЗ « О ГО» № 28 – ФЗ от 12.02.98 года, который претерпел существенные изменения (ФЗ №122 от 22.08.2004 года « О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и использованных органов гос. власти субъектов РФ» и «Об общих принципах местного самоуправления РФ»).
ФЗ «О ГО» определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области ГО.
Основными задачами в области ГО и защиты населения являются:
Закон определил полномочия в области ГО и защиты населения:
- Президента РФ;
Президент Российской
определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;
утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;
утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны;
осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Правительства РФ;
Правительство Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;
руководит организацией и ведением гражданской обороны;
издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;
определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения
определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
определяет порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.
- Федеральный орган
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Информация о работе Организационные основы ГО, нормативно-правовое регулирование в области ГО