Организационные основы ГО, нормативно-правовое регулирование в области ГО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:49, реферат

Описание работы

1. ГО, ее роль и место в общей системе национальной безопасности РФ.
2. Нормативно-правовое регулирование в области ГО.
3. Принципы организации и ведения ГО.

Файлы: 1 файл

Тема 1Р.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Организационные  основы ГО, нормативно-правовое регулирование  в области ГО

Учебные вопросы:

    1. ГО, ее роль и место в общей системе национальной безопасности РФ.
    2. Нормативно-правовое регулирование в области ГО.
    3. Принципы организации и ведения ГО.

 

Учебная литература:

1.ФЗ. «О гражданской  обороне» от 12 февраля 1998 г. №  28-ФЗ в редакции 122-ФЗ.

2. Постановление правительства РФ № 1149 от 3.09.98г. «О порядке отнесения территорий к группам по ГО».

3. Постановление правительства  РФ № 1115 от 19.09.88г. «О порядке отнесения организаций к категориям по ГО».

4. Постановление правительства РФ № 1309 от 29.11.99 г. «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО».

5. Постановление правительства  РФ № 359 от 23.04.94 г. «Об утверждении  положения о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями».

6. Постановление правительства  РФ № 227 от 16.03.2000 г. «О возмещении  на подготовку и проведение  мероприятий по ГО».

7. Постановление правительства  РФ № 379 от 27.04. 2000 г. «О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

 

 

 

Введение

 

Датой рождения ГО является 4 октября 1932г. (День рождения ГО) когда Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о противовоздушной обороне СССР, согласно которому местная противовоздушная оборона (МПВО) была выделена в самостоятельную составную часть всей системы ПВО. В довоенные годы органы МПВО создавали невоенизированные формирования, сооружали убежища, развертывали систему оповещения и наблюдения, обучали население действиям в условиях воздушного нападения противника.

 В 1961г., в связи с появлением ЯО, на базе МПВО была создана государственная система гражданской обороны. Она должна была обеспечить защиту населения на территории всей страны от поражающих факторов качественно нового оружия - ОМП.

В 1992г. дополнительно  к системе ГО и частично на базе ее органов управления и войск ГО, была создана качественно новая, система РСЧС, которая призвана обеспечить готовность государства по защите населения и территорий от ЧС в мирное время, а также в военное время.

При этом ГО и  РСЧС действуют под единым руководством МЧС РФ.

Сегодня ГО является одной  из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны

Удельный  вес жертв среди мирного населения  составляет от всех погибших

1 мировая  война – 5%

2 мировая  война – 50 %

в современных  конфликтах – 90 %.

 

 

 

 

  1. ГО, ее роль и место в общей системе национальной безопасности РФ.

 

ГО - это  система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей возникших при ведении военных действий или в следствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

ГО РФ организуется и  ведется в соответствии с положениями  Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и другими  нормативно-правовыми актами РФ, а  также международных нормативных  актов.

Конституция РФ объявила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства.

Вопросы обороны и безопасности, согласно конституции отнесены к  ведению РФ.

Правовые  основы обеспечения безопасности личности, общества и государства закреплены в ФЗ РФ «О безопасности», который определяет систему безопасности, ее функции, порядок организации деятельности органов обеспечения безопасности и контроля за их работой.

Закон определяет, что  безопасность – это состояние  защищенности от внутренних и внешних угроз основных объектов безопасности, которыми являются:

- личность – его  права и свободы;

- общество – его  материальные и духовные ценности;

- государство – его  конституционный строй, суверенитет  и территориальная целостность.

Закон разграничивает полномочия органов власти, установил порядок руководства гос. Органами обеспечения безопасности и определил задачи федеральных органов государственной власти.

В Законе указано, что ФГО и службы ликвидации ЧС включаются в силы обеспечения безопасности.

Данное законодательное  закрепление места ГО развито  в ФЗРФ «Об обороне», где определено, что в целях защиты населения  и организаций от опасностей, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий, организуется ГО, задачи и организация которой определяется ФЗ.

ГО охватывает многие стороны  жизни любого государства в самых  сложных ситуациях, когда решается судьба значительной части населения  страны. Поэтому в современных  условиях прогрессивное развитие норм права вооруженных конфликтов невозможно без признания норм международного права, в т.ч. по вопросам ГО.

(Мы правовое государство  или нет? ФЗ №101 от 15.07.95 г. «О  международных договорах РФ»).

Международно-правовая регламентация  деятельности ГО сформирована в Дополнительном протоколе 1 Женевской конвенции о защите жертв войны  от 12.08.49 г., принятом в 1977 году. Здесь сформулированы задачи ГО, нормы защиты организаций, персонала и материальной части ГО в период вооруженных конфликтов. В Протоколе 1 указано, что «ГОГО и их персонал пользуются уважением и защитой и имеют право выполнять порученные им задачи по ГО». Уважение и защита распространяется на здания и материальную часть, используемые в целях ГО, а также на убежища, предоставляемые для гражданского населения.

Таким образом, при определении правового положения ГОГО следует принимать во внимание два критерия:

- их неучастие в боевых  действиях;

- основное назначение  – гуманитарную деятельность.

В конце 20 начале 21 века под  влиянием изменившихся военно-политических и военно-стратегических факторов в большинстве ведущих стран мира выявились определенные общие тенденции в области развития ГО.

Если в недалеком  прошлом ГО развивалась в рамках военных постулатов и военных  доктрин и рассматривалась как  один из важнейших факторов безопасности, то сегодня она приобретает скорее социальное звучание, чем оборонное.

ГО все больше отходит  от военной организации государств и выходит на первое место гуманитарная сторона ее мероприятий.

Вместе с тем речь не идет о полной «девоенизации» ГО. Ее связь с оборонными мероприятиями остается.

С осуществлением административной реформы органов государственного управления, происходит процесс перераспределения  прав, ответственности, расходов в области  ГО между федеральными органами власти, территориальными органами власти, органами  местного самоуправления и организациями.

В связи с тем, что  полностью покрыть расходы на ГО из федерального бюджета даже очень  богатой стране не представляется возможным, принимаются меры по распределению  этих расходов на федеральный, местный уровень и частный сектор.

За последние годы произошли  изменения в концептуальных основах  государственной политики в области  ГО.

Мероприятия ГО на военное  время планируются и подготавливаются в первую очередь исходя из условий  региональных войн с применением ВТО. Однако вероятность применения ОМП полностью не исключается.

Силы и средства ГО активно  привлекаются к защите населения  и ликвидации крупномасштабных ЧС в  мироне время, включая акции технологического терроризма на транспорте и производстве.

Система ГО должна быть мобильной, позволяющая осуществлять маневр силами и средствами в короткие сроки.

Руководство государств стремится  сделать ГО нормальной составной  частью общественной жизни, когда каждый гражданин призван принимать  участие в мероприятиях ГО.

Дальнейшее развитие системы  ГО определено в «Концепции ГОРФ» (проект которой был предложен в 2004 г.), а также законодательной и  нормативно-правовой базой, которая  претерпела и претерпевает значительные изменения.

К 2010 году должен быть закончен процесс реформирования ГОРФ. Она должна перейти на качественно новый уровень своего развития. Тем самым, можно сказать как бы завершается цепь преобразований системы защиты населения в военное время: МПВО – ГО – ГЗ!

 

      1. Нормативно-правовое регулирование в области ГО

 

За последние годы в РФ проведена большая работа по созданию законодательно-нормативных  основ для функционирования ГО в  новых условиях.

Принципиальное значение для организации ГО имеет ФЗ «  О ГО» № 28 – ФЗ от 12.02.98 года, который  претерпел существенные изменения (ФЗ №122 от 22.08.2004 года « О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и использованных органов гос. власти субъектов РФ» и «Об общих принципах местного самоуправления РФ»).

ФЗ «О ГО» определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области ГО.

Основными задачами в области ГО и защиты населения являются:

  1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  5. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  8. борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  10. обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  12. срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  13. срочное захоронение трупов в военное время;
  14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  15. обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

 

Закон определил полномочия в области ГО и защиты населения:

 

- Президента  РФ;

 Президент Российской Федерации:

определяет основные направления  единой государственной политики в  области гражданской обороны;

утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

вводит в действие План гражданской  обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных  ее местностях в полном объеме или  частично;

утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны;

осуществляет иные полномочия в  области гражданской обороны  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 

- Правительства РФ;

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной  политики в области гражданской  обороны;

руководит организацией и ведением гражданской обороны;

издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения

определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

определяет порядок обучения населения  способам защиты от опасностей, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий;

определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

осуществляет иные полномочия в  области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

 

- Федеральный орган исполнительной  власти;

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

Информация о работе Организационные основы ГО, нормативно-правовое регулирование в области ГО