Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:15, курсовая работа
Целью исследования является изучение технологий социальной работы с семьей «группы риска» на современном этапе в России.
В контексте поставленной цели реализуются следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме исследования и выявить характеристику семей «группы риска».
2. Рассмотреть причины возникновения семей «группы риска» и их воздействие на развитие детей.
3. Рассмотреть технологии социальной работы с семьями «группы риска» в России.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
ГЛАВА 1. Семьи «группы риска» как особая категория семей...............5
1.1. Понятие и виды семей «группы риска» .............................................5
1.2. Причины возникновения семей «группы риска»...............................9
ГЛАВА 2. Организация социальной работы с семьями «группы
риска»...........................................................................................................14
2.1. Содержание социальной работы с семьями «группы риска»..........14
2.3. Технологии социальной работы с семьями «группы риска»..........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. Семьи «группы риска» как особая категория семей...............5
1.1. Понятие и виды семей «группы
риска» ..............................
1.2. Причины возникновения
семей «группы риска»..........
ГЛАВА 2. Организация социальной работы с семьями «группы
риска»........................
2.1. Содержание социальной
работы с семьями «группы
2.3. Технологии социальной
работы с семьями «группы риска»......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Проблема современной семьи, представляющая интерес как один из негативных источников семейного неблагополучия, заключается сегодня в существенном снижении роли семьи в воспитании детей, эмоциональном отчуждении родителей и детей, принятие или, напротив, отвергание ребенка, отсутствии в этих контактах понимания, обычной любви и ласки, усилении негативных тенденций в нравственно-психологическом аспекте взаимоотношений людей, связанных семейными узами. Но, поскольку все элементы социальных контактов вступают во взаимодействие с личностью намного позже, чем семья (школьное окружение, друзья и т.п.), то, естественно, главная роль в научении общечеловеческим правилам поведения принадлежит именно этому институту. Родительская любовь является более важным психологическим и воспитательным фактором, нежели материальное благосостояние, воспитание личности коллективом, и многие другие.
Область данной проблемы уже несколько лет изучают А.И. Антонов, Е.М. Черняк, П.Я. Циткилова, которые в достаточно полной мере разработали тему семьи.
В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных технологиях в работе с семьями «группы риска», ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик.
Объект исследования – семья «группы риска».
Предметом исследования – технологии социальной работы с семьей «группы риска».
Целью исследования является изучение технологий социальной работы с семьей «группы риска» на современном этапе в России.
В контексте поставленной цели реализуются следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическу
2. Рассмотреть причины возникновения семей «группы риска» и их воздействие на развитие детей.
3. Рассмотреть технологии социальной работы с семьями «группы риска» в России.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов: изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных источников.
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. Семьи «группы риска» как особая категория семей
1.1. Понятие и виды семей «группы риска»
Существует несколько определений семьи. А.Г. Харачев определял семью как основанную на браке и (или) кровном родстве малую социальную группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. [19]
В рамках психологического подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т. п.) и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов. [1]
В своей работе я буду использовать следующее определение: семья — это социальная группа, соответствующая нормам и ценностям данного общества, объединенная формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности. [4]
Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение – один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье. [4]
В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. Допустимо разделение семей на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности семейной структуры). [2]
Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затрудненно или нарушено, а их существование как семей находиться под угрозой, характеризуются как семьи группы риска. [16] Именно эти семьи являются основными объектами социальной работы т. к, вследствие недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных, детей беспризорных, детей беглецов.
Рассмотрим комплексную типологию, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи. [15]
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социальными требованиями общества делятся на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные. Основная работа должна быть направлена именно на неблагополучные семьи.
Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. В этих семьях идет наслоение конфликтов (предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство). Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений, разрушается чувство любви, уважения, долга. Данная семья как бы разрушается изнутри. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в социальных и образовательных учреждениях (детских садах, школах, и т.п.).
Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против педагога, предъявляющего определенные требования. Протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем от семьи.
Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде (семье) усвоившие стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Невозможность достижения статуса, соответствующего этим притязаниям, ведет к тому, что они становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.
Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства. [15]
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь. Для этого необходимо знать причины возникновения таких семей.
К семьям социального риска В.И. Курбатов относит: малообеспеченные; беженцев; многодетные; неполные; с детьми инвалидами. [16]
Анализ литературы по проблеме показал, что семья — это социальная группа, соответствующая нормам и ценностям данного общества, объединенная формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности. В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. Допустимо разделение семей на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности семейной структуры).
1.2. Причины возникновения семей «группы риска»
Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально-экономические, медико-санитарные, социально-демографические, социально-психологические, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию.
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны, В.И. Курбатов выделяет следующие:
1. Экономические причины:
у большого числа семей
2. Асоциальные причины: алкоголизм
или наркомания семьи или
3. Психологические причины: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.
4. Медицинские причины: хронические инфекционные и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, импотенция.
5. Неполные семьи. В следствие
недобросовестного выполнения
6. Многодетные семьи в
настоящее время устойчиво
Все многодетные семьи Е.И. Холостова распределяет на три категории:
• семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;
• семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
• неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно. [20]
Информация о работе Организация социальной работы с семьями «группы риска»