Организация социальной работы с семьями «группы риска»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение технологий социальной работы с семьей «группы риска» на современном этапе в России.
В контексте поставленной цели реализуются следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме исследования и выявить характеристику семей «группы риска».
2. Рассмотреть причины возникновения семей «группы риска» и их воздействие на развитие детей.
3. Рассмотреть технологии социальной работы с семьями «группы риска» в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
ГЛАВА 1. Семьи «группы риска» как особая категория семей...............5
1.1. Понятие и виды семей «группы риска» .............................................5
1.2. Причины возникновения семей «группы риска»...............................9
ГЛАВА 2. Организация социальной работы с семьями «группы
риска»...........................................................................................................14
2.1. Содержание социальной работы с семьями «группы риска»..........14
2.3. Технологии социальной работы с семьями «группы риска»..........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

3. Работа после сетевой  встречи заключается в реализации  позитивных и конструктивных  решений, предложений, найденных в  процессе встречи.

Сеть социальных контактов – профилактический метод, позволяющий семье социализироваться, выстроить новые модели взаимодействия с обществом.

Вхождение в контакт с воспитательно-коррекционной целью – один из наиболее сложных этапов в работе с семьей «группы риска». Обеспечить этот процесс может методика контактного взаимодействия, предложенная Л.Б. Филоновым. Методика предусматривает шесть стадий в контактировании, в процессе которых закономерно развиваются положительные отношения между контактерами:

1. Снятие напряжения, тревоги  и неуверенности родителей в  отношениях со специалистом посредством акцентирования внимания на положительном из того, что известно специалисту о семье по предварительно собранной информации. Специалист использует в работе приемы эмпатического слушания.

2. Родитель «выговаривается», специалист – слушатель. Родители просят рекомендаций у специалиста. Специалист переключает внимание родителей на повышение требований, как к себе, так и к каждому члену семьи.

4. Стадия действий –  обсуждение отдельных отрицательных  свойств личности своей и членов  семьи, неблагоприятных сопутствующих обстоятельств.

5. Стадия, когда доверие  со стороны членов семьи завоевано, и это служит началом к взаимодействию.

6. Ведется коррекционно-воспитательная  работа специалистами по социальной  работе с семей. [11]

Итак, методы работы с семьей «группы риска» базируются на применении теории семейных систем, когда семья рассматривается как самостоятельная система, а также теории поля, учитывающая социальное окружение семьи. Организация сетевой работы состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на восстановление утерянных доверительных детско-родительских отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы по проблеме показал, что организация и проведение социальной работы с семьями «группы риска» является весьма актуальной в настоящее время. Изучение психологических факторов семейного неблагополучия является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на благополучие семьи, так и для организации социальной работы и консультирования семей.

Анализ литературы позволил рассмотреть понятие «семья» как малой социальной группы важнейшей формы организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Семья «группы риска» - это семья, утратившая во многом свой собственный потенциал, растерявшая свои внутренние ресурсы. Данным семьям продолжительное время никто не предоставлял возможность оказывать влияние на принимаемые решения.

В курсовой работе рассмотрены возможные причины возникновения семей «группы риска»: малообеспеченность, безработица, неопределенность гражданского статуса, неудовлетворительные жилищные условия, алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, нарушения здоровья и семейная дезадаптация, духовно - нравственная деградация семьи.

Социальная работа, являясь общественным институтом и необходимой неотъемлемой частью общественного устройства современного общества, представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства; кроме того, она направлена на жизненные проблемы и поддержку людей, реабилитацию и защиту личности.

Также в работе раскрыты проблемы семей «группы риска», и рассмотрены наиболее эффективные технологии социальной работы с ними.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонов, А.И. Социология семьи /А.И.Антонов, В.М. Медков   – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 2006 г. – 304 с.
  2. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.
  3. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 320 с.
  4. Дивицына, Н. Ф. Семьеведение: краткий курс лекций / Н. Ф. Дивицына. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325 с.
  5. Зубкова,Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – М.: «Академия», 2008 г. – 224 с.
  6. Капелевич, Т. С. Социально-педагогическая и психологическая работа с семьей как профилактика социального сиротства: Учеб.-метод. пособие / Т. С. Капелевич, О. Ю. Дедук. – Минск: РИПО, 2003. – 50 с.
  7. Крылова, Т.А. Работа социального педагога с семьей группы риска. /Т.А.Крылова, М.Л. Струкова  // Социальная педагогика - № 2 – 2009 – с. 31 – 58.
  8. Крылова, Т.А. Работа социального педагога с семьей группы риска. Планирование и содержание реабилитационной работы с семьей. /Т.А.Крылова, М.Л. Струкова  // Социальная педагогика - № 3 – 2009 – с. 31 — 44.
  9. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика/ Л.В.Мардахаев. – М., 2005. 269 с.
  10. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов ораганов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 216 с.
  11. Нарыкова, И.Н. Групповые формы работы с семьей и детьми как одно из направлений деятельности центра/ И.Н.Нарыкова, А.Е. Волохова // Работник социальной службы. – 2001. – №1. – 78–82 с.
  12. Организация деятельности специалистов по социальной работе с семьей и детьми.- СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2004. -  84 с.
  13. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми.– СПб., 2004.-132c.
  14. Социальный патронаж семей группы риска: методические рекомендации Управления по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Ростовской области и Областного центра социальной помощи семье и детям // Работник социальной службы. - 2006. - № 3. - с. 58-69
  15. Савинов, Л.И. Семьеведение. Уч. Пособие/ Л.И.Савинов. – Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2000. – 113 c.
  16. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Ученики, учебные пособия». – г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 576 с. 
  17. Социальная работа с семьей: учебное пособие / С. И. Михайлова; Мин-во образ. и науки РФ; Волог. Гос. Педагог. Университет. – Вологда: ВГПУ, 2011. – 98 с.
  18. Технология профессионального сопровождения семьи и семьи «группы риска». Методическое пособие по итогам реализации проекта « Разработка и реализация технологий командной работы специалистов по профессиональному сопровождению замещающих семей и семей группы «риска» на базе ГУСО «Областной Центр семьи». - Псков, ООО «Гименей», 2007.- 248 С.
  19. Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР/ А.Г.Харчев. - М., 1964. - 57 с.
  20. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 427 с.

 


 



Информация о работе Организация социальной работы с семьями «группы риска»