Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:15, курсовая работа
Целью исследования является изучение технологий социальной работы с семьей «группы риска» на современном этапе в России.
В контексте поставленной цели реализуются следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме исследования и выявить характеристику семей «группы риска».
2. Рассмотреть причины возникновения семей «группы риска» и их воздействие на развитие детей.
3. Рассмотреть технологии социальной работы с семьями «группы риска» в России.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
ГЛАВА 1. Семьи «группы риска» как особая категория семей...............5
1.1. Понятие и виды семей «группы риска» .............................................5
1.2. Причины возникновения семей «группы риска»...............................9
ГЛАВА 2. Организация социальной работы с семьями «группы
риска»...........................................................................................................14
2.1. Содержание социальной работы с семьями «группы риска»..........14
2.3. Технологии социальной работы с семьями «группы риска»..........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................
3. Работа после сетевой
встречи заключается в
Сеть социальных контактов – профилактический метод, позволяющий семье социализироваться, выстроить новые модели взаимодействия с обществом.
Вхождение в контакт с воспитательно-коррекционной целью – один из наиболее сложных этапов в работе с семьей «группы риска». Обеспечить этот процесс может методика контактного взаимодействия, предложенная Л.Б. Филоновым. Методика предусматривает шесть стадий в контактировании, в процессе которых закономерно развиваются положительные отношения между контактерами:
1. Снятие напряжения, тревоги и неуверенности родителей в отношениях со специалистом посредством акцентирования внимания на положительном из того, что известно специалисту о семье по предварительно собранной информации. Специалист использует в работе приемы эмпатического слушания.
2. Родитель «выговаривается», специалист – слушатель. Родители просят рекомендаций у специалиста. Специалист переключает внимание родителей на повышение требований, как к себе, так и к каждому члену семьи.
4. Стадия действий –
обсуждение отдельных
5. Стадия, когда доверие
со стороны членов семьи
6. Ведется коррекционно-
Итак, методы работы с семьей «группы риска» базируются на применении теории семейных систем, когда семья рассматривается как самостоятельная система, а также теории поля, учитывающая социальное окружение семьи. Организация сетевой работы состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на восстановление утерянных доверительных детско-родительских отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по проблеме показал, что организация и проведение социальной работы с семьями «группы риска» является весьма актуальной в настоящее время. Изучение психологических факторов семейного неблагополучия является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на благополучие семьи, так и для организации социальной работы и консультирования семей.
Анализ литературы позволил рассмотреть понятие «семья» как малой социальной группы важнейшей формы организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Семья «группы риска» - это семья, утратившая во многом свой собственный потенциал, растерявшая свои внутренние ресурсы. Данным семьям продолжительное время никто не предоставлял возможность оказывать влияние на принимаемые решения.
В курсовой работе рассмотрены возможные причины возникновения семей «группы риска»: малообеспеченность, безработица, неопределенность гражданского статуса, неудовлетворительные жилищные условия, алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, нарушения здоровья и семейная дезадаптация, духовно - нравственная деградация семьи.
Социальная работа, являясь общественным институтом и необходимой неотъемлемой частью общественного устройства современного общества, представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства; кроме того, она направлена на жизненные проблемы и поддержку людей, реабилитацию и защиту личности.
Также в работе раскрыты проблемы семей «группы риска», и рассмотрены наиболее эффективные технологии социальной работы с ними.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Организация социальной работы с семьями «группы риска»