Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 09:15, курсовая работа
Целью исследования является изучение технологий социальной работы с семьей «группы риска» на современном этапе в России.
В контексте поставленной цели реализуются следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме исследования и выявить характеристику семей «группы риска».
2. Рассмотреть причины возникновения семей «группы риска» и их воздействие на развитие детей.
3. Рассмотреть технологии социальной работы с семьями «группы риска» в России.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
ГЛАВА 1. Семьи «группы риска» как особая категория семей...............5
1.1. Понятие и виды семей «группы риска» .............................................5
1.2. Причины возникновения семей «группы риска»...............................9
ГЛАВА 2. Организация социальной работы с семьями «группы
риска»...........................................................................................................14
2.1. Содержание социальной работы с семьями «группы риска»..........14
2.3. Технологии социальной работы с семьями «группы риска»..........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективна закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.
7. По мнению Е.И. Холостовой,
семьи инвалидов вынуждены
8. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат. Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком - инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу, более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую.
По мнению Е.И. Холостовой, полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность - в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных. [20]
Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждении пока не в состоянии.
Число семей «группы риска», как отмечает В.И. Курбатов, умножается за счёт расширения зон военных и межнациональных конфликтов, экономического неблагополучия.
К категории семей «группы риска» относят семьи несовершеннолетних матерей. К семьям «группы риска» В.И. Курбатов, относит семьи матерей, имеющих маленьких детей и освободившихся из заключения; семьи, чьи дети в домах младенцев. [16]
Таким образом, я обозначила наиболее характерные особенности проявления типичных причин появления семей «группы риска»: малообеспеченность, безработица, неопределенность гражданского статуса, неудовлетворительные жилищные условия, алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, нарушения здоровья и семейная дезадаптация, духовно - нравственная деградация семьи. Для семей «группы риска» необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога.
ГЛАВА 2. Организация социальной работы с семьями «группы риска»
2.1. Содержание социальной работы с семьями «группы риска»
Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.
Работу с семьей можно описать как подход к человеческим существам в плане их отношений с ближайшим и более широким окружением, рассмотрение их с точки зрения их потребности в помощи. Такой подход помещает в центр внимания семью и утверждает ее как “единый предмет интереса”. Это означает, что человека можно понять и можно оказать ему помощь только в контексте тех ближайших для него более общих систем, частью которых он является. Важнейшей из таких систем обычно является семья. Это сразу показывает, что семья находится в традиционной области интереса социальной работы, всегда рассматривающей человека в его окружении. Работа с семьей не ограничивается ни семьей и ее членами, ни более широким окружением, которое влияет на характер семейной жизни. Она предполагает, что наиболее важны те взаимоотношения между человеком, семьей и окружением, которые являются существенными не только для отдельных людей или семей, но и для более крупных социальных сил и систем, в которые включена семья.
Социальная работа с семьей «группы риска» сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:
а) диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);
б) охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);
в) организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);
г) социально-психолого-педагогиче
д) прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);
е) координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб). [20]
В работе с «семьей группы риска», социальный педагог руководствуется следующими основными принципами:
- соблюдение приоритета интересов ребенка: «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (Конвенция о правах ребенка, ст.3);
- максимально возможное
сотрудничество с
- защита права ребенка
на воспитание по возможности
в своей биологической семье,
его «право знать своих
- тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и т.д. [13]
Социальная работа с семьей «группы риска» состоит из:
1. Социальная защита семьи
– это многоуровневая система
преимущественно
В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:
а) денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
б) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
в) юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы;
г) федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие; [5]
2. Социальная поддержка
семьи «группы риска»
а) сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;
б) предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
в) содействие в открытии предприятий семейного типа;
г) профессиональная ориентация детей и подростков;
д) выплата пособий по временной не занятости;
е) консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;
ж) оказание помощи в кадровом обеспечении;
з) социально – психологическая работа с клиентами. [5]
Социальное обслуживание семьи «группы риска» представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования. Социальной обслуживание семьи – это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности. [13]
Социальная помощь семье и детям в настоящее время – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей – обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.
Социальное обслуживание семей и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями. [13]
Общепринятого определения работы с семьей не существует. Многие приравнивают ее к семейной терапии и даже ограничивают ее отдельными методами, которые предполагают рассматривать всех или нескольких членов семьи как единое целое. В более широком смысле, однако, практическая социальная работа с семьей определяется с точки зрения перспективы.
Специалист, работающий с семьей, может исполнять огромное количество ролей и работать с системами разной величины. Работа с семьей может вестись также в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства. [5]
Работа социального педагога с родителями из «семьи группы риска» строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Источником информации могут выступать школа, детский сад, поликлиника, участковый милиционер, соседи, родители других детей и. т.д. С момента поступления сигнала социальному педагогу рекомендуется вести записи всех выявляемых фактов по данному делу в хронологическом порядке. Такой дневник поможет не только при составлении отчетов, но и в разработке планов дальнейших действий. [10]
Этап I. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка социальный педагог производит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребенка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья. В случае необходимости такой процедуры дальнейшая работа с родителями производится после принудительного изъятия ребенка из семьи.
Этап П. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический и психиатрический диспансеры, районное отделение милиции, соседей, коллег родителей по работе и т.д.
Информация о работе Организация социальной работы с семьями «группы риска»