Организация туристского похода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:06, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы состоит в том, Отправляясь в различные путешествия, да и просто на отдых, человек сталкивается с целым рядом проблем, которые при стечении ряда обстоятельств могут привести к неблагоприятным последствиям для его здоровья и имущества, сделать любую туристскую поездку или выход на природу невозможным мероприятием или отрицательно влияющим на впечатление отдыхающего.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.21 Кб (Скачать файл)

 

Определение цели маршрута, выбор района и времени  маршрутапохода в зависимости от подготовки и туристского опыта его участников

Успех любого туристского  путешествия, в том числе и  его безопасность, во многом зависит  от того, насколько подробно разработан его маршрут. Разработать маршрут  это значит, что необходимо определить основную цель путешествия, изучить  район путешествия и его экскурсионные  объекты, определить потенциально опасные  участки маршрута, наметить безопасный путь движения и составить план-график похода, разработать пути запасных вариантов и аварийных выходов, рассчитать смету финансового обеспечения  путешествия.

Всякое туристское путешествие  должно иметь одну общую цель всех участников группы без исключения, а также несколько сопутствующих  целей. Отсутствие общей цели делает маршрут непривлекательным, а порой  и не безопасным. Основные цели туриста  довольно подробно рассмотрены в  третьей главе учебно-методического  пособия. Самый распространенный мотив  участия в туристском путешествии  – желание познакомиться с  памятными и историческими местами, с местными достопримечательностями, самому все увидеть и узнать. На маршрутах выходного дня с  активными способами передвижения имеют место оздоровительные  и спортивные цели, так как дают возможность провести тренировку организма на выносливость и получение специальных туристских знаний для более сложных путешествий.

 

В зависимости от поставленных целей определяется район туристского  путешествия и оптимальное время  его проведения, а так же зависит  от вида туризма и характера планируемого маршрута: длительности и транспортной составляющей условий подъездов  к начальной и конечной точке. Руководитель или инструктор-проводник  туристского маршрута должен хорошо знать весь маршрут и район  похода, изучить выходы с маршрута и расположение населенных пунктов, возможность устройства бивака. Практически  всю эту информацию участники  маршрута могут получать самостоятельно, ознакомившись с ней из доступных  источников информации, но окончательный  выбор маршрута и проработку его  деталей лучше делать всей группе вместе, учитывая особенности предстоящего путешествия. Намечая варианты пути, необходимо в целях повышения  уровня безопасности соблюдать главный  принцип, заключающийся в постепенном  накоплении туристского опыта. Начинать необходимо с походов по уже известным  местам и маршрутам, а лишь на их основе уже можно расширять их перечень разведкой новых. Маршрут  должен быть интересным, но для новичков и туристов старшего возраста его  сложность надо упрощать, иначе начинающих он отпугнет, а пожилым не даст желаемого  результата.  

 

Формирование  туристской группы и распределение  обязанностей 

 

Одним из важных этапов в  организации туристского похода или путешествия является комплектование туристской группы. Без особых усилий формируется туристская группа из членов одного коллектива, связанных общими производственными или другими  интересами, близких по возрасту и  физической подготовке. При таком  условии формирования участников учитываются  цели и возможности каждого из них, заранее совместно выбирается и разрабатывается маршрут. При этом необходимо придерживаться оптимального количественного состава участников группы, которое колеблется в пределах 10 – 15 человек. Это обеспечивает маневренность, соблюдение графика движения, безопасное преодоление естественных препятствий и т.д. Правила соревнований по спортивному туризму определяют количественный состав участников некатегорированного маршрута от 4 до 20 человек. При большем числе желающих активно совместно отдохнуть на природе, можно создать параллельные группы, возглавляемые туристами с необходимым опытом, выполняющими рекомендации и указания руководителя похода. Оптимальным составом спортивной туристской группы, следующей по категорированным маршрутам, является 7 – 9 человек.

При неоднородном составе  одному руководителю или инструктору, естественно, трудно управлять слишком  большой группой. Поэтому, если путешествие  будет длиться более трех дней или два-три дня с ночлегом в полевых условиях, следует заранее  распределить постоянные обязанности  между участниками. Кроме руководителя группы и его заместителя, в группе необходимо иметь завхоза, который, ведает денежными расходами, в том  числе, на покупку продовольствия и  проездных билетов, учитывает расход продуктов, составляет меню, назначает  дежурных по кухне. Следующая должность  – реммастер, который определяет количество необходимого специального и общественного снаряжения, получает напрокат туристское снаряжение, распределяет его между членами группы, организует в случае необходимости ремонт туристского снаряжения и по окончании похода сдает его в пункт проката. Немаловажную роль в группе по профилактике заболеваний играет медик или санинструктор, имеющий необходимую подготовку по оказанию первой доврачебной медицинской помощи больному или пострадавшему на маршруте. Медик отвечает за состав и хранение медицинской аптечки, следит за состоянием здоровья участников похода, соблюдением ими санитарно-гигиенических требований в полевых условиях, оказывает медицинскую помощь. Кроме того, существуют не постоянные обязанности при организации привалов и установки бивуака, когда все участники похода поочередно занимаются заготовкой дров, разжиганием костра, приготовлением пищи, несут дежурство по лагерю.

Немаловажное значение при  прохождении маршрута играет психологический  климат, зависящий от общности интересов, единства целей участников похода, от доброжелательности и готовности прийти на помощь друг другу. Таким  образом, решающее влияние на психологический  климат и как следствие, на безопасность группы оказывает «схоженность», которая достигается совместным прохождением нескольких не продолжительных путешествий или походов выходного дня для ознакомления участников группы перед планируемым походом. [4]

Сбор сведений о районе

 

 

Изучение района путешествия  обычно осуществляется с разработкой  маршрута. В результате этого изучения, туристы должны подробно ознакомиться с географическими, экономическими, климатическими, политическими и  другими особенностями района предстоящего путешествия. Для этих целей используют научную и художественную литературу, географические описания и справочники, метеорологические наблюдения, карты  и картосхемы, лоции рек и озер, отчеты туристских групп, побывавших в  этом районе и другие. Сведения о  рельефе местности, температурных  колебаниях, количестве осадков, наиболее вероятной погоде, о существующих категорированных и иных препятствиях позволят не только больше увидеть  и узнать, но и повысят безопасность во время прохождения туристского  маршрута. В каждом областном центре есть описания туристских маршрутов  с описанием их особенностей, со схемами, чтобы с ними мог бы ознакомится каждый желающий отправиться в поход.[4]  

 

Разработка маршрута и календарного плана похода 

 

После определения района туристского путешествия и времени  его преодоления приступают к  разработке маршрута, с учётом физической подготовки и туристского опыта  участников. Если персональный состав участников путешествия не определён, то туристские организаторы обычно планируют  несколько маршрутов, различающихся  между собой сложностью прохождения, увязывая сложность с требованиями безопасности к туристскому опыту  потенциальных туристов. Для туристского  организатора лучший способ изучить  маршрут это пройти по нему с одной  из групп под руководством инструктора-проводника, уже знающего дорогу.

Разработка деталей маршрута напрямую связана с избираемой тактикой движения, способами преодоления  всех видов препятствий и планируемых  стоянок. По своему построению все маршруты подразделяются на следующие типы: линейные, радиальные и кольцевые, а  также состоящие из их комбинации – комбинированные. После определения начальной и конечной точек маршрута приступают к его условной разбивке на составные части, которые соответствуют дням похода. Кроме того, рекомендуется разбивать весь маршрут на три части: начало, середина и окончание маршрута, которые различаются как по сложности препятствий, так и по физическим нагрузкам. Начало это обычно первая треть маршрута, в течение которой происходит врабатывание группы в походный режим. Середина маршрута это максимальное насыщение его нитки сложными препятствиями и физическими нагрузками. Окончание это период постепенного снижение сложности маршрута перед возвращением к повседневной жизнедеятельности. Далее можно приступить к планированию календарного плана похода, т.е. определения более точного построения каждого ходового дня. При этом необходимо учитывать по возможности все параметры, характеризующие каждый конкретный участок маршрута: характер местности, сезон и погодные условия, сложность естественного препятствия, уровень подготовки всей группы, веса рюкзаков, времени суток и многое другое. Например, при планировании протяженности пешеходных переходов для младших школьников в течение одного дня не следует их протяженность делать более 10 – 13 км, для старших – не более 15 – 18 км при общей массе рюкзака около 10 кг. [4]

Оформление маршрутных документов, утверждение маршрута похода в МКК и сообщение о нем  в органы МЧС 

 

Согласно Правилам соревнований по спортивному туризму, утвержденных Федеральным агентством по физической культуре и спорту, все туристские группы выходящие на маршруты предусматривающие прохождение категорированных препятствий различной категории трудности (к.т.) должны иметь положительное заключение маршрутно-квалификационной комиссии о готовности группы к данному походу или путешествию.

Путевыми документами  для туристской группы являются маршрутный лист (МЛ), в случае прохождения степенных  маршрутов, и маршрутная книжка (МК) для групп, следующих категорированными  маршрутами. Это требование распространяется на любой туристский маршрут в  условиях природной среды, как для  самодеятельного туризма, так и  для планового туризма.

МКК дает официальное заключение о готовности к прохождению туристского  маршрута группой, если знание маршрута, опыт, состав снаряжения и специальная  подготовка руководителя и участников  соответствуют заявленному маршруту.

Процедура рассмотрения маршрутных документов и допуска на маршрут  маршрутно-квалификационной комиссией  следующая:

 заполненная в двух экземплярах МК (МЛ), копии справок, подтверждающие опыт и подготовку руководителя, картографический материал и другие документы, необходимые для рассмотрения маршрута, представляются в МКК, имеющую соответствующие полномочия, не позднее, чем за 10 дней до начала маршрута;

 руководитель и участники группы должны знать Правила соревнований по спортивному туризму, правила техники безопасности при прохождении маршрута, а также опасности для здоровья и жизни, возникающие при прохождении маршрута, что заверяется личной подписью в маршрутной книжке;

·        МКК проверяет возраст, состав и наличие требуемого опыта, уровень специальной подготовки (физической, технической и теоретической) участников и руководителя, знание руководителем планируемого маршрута и его определяющих препятствий, график движения и запасные варианты маршрута, возможные аварийные выходы, сложные участки маршрута и способы их преодоления, состав специального снаряжения, количество средств сплава (для водных маршрутов) и средств передвижения (для маршрутов на средствах передвижения), контрольные пункты и сроки их прохождения, результаты контрольной проверки на местности при её проведении;

·        результатом рассмотрения является заключение МКК о готовности (допуске) группы к прохождению маршрута.

При положительном заключении руководителю выдается один экземпляр  МК или МЛ со штампом МКК, а также  заполненную форму-сообщение в  территориальную поисково-спасательную службу, для постановки на учет. Второй экземпляр маршрутной книжки остается в МКК для контроля за прохождением группой туристского маршрута. По истечении контрольного срока или при получении сигнала бедствия от группы, МКК сообщает об этом в спасательную службу района маршрута для начала поисково-спасательных работ.[4] 

 

Организация дневных  переходов и привалов

 

Правильный выбор режима движения, оптимальное сочетание  переходов и привалов, рациональное распределение своих сил, овладение  способами передвижения по различной  местности и приемами преодоления  препятствий – все это дает возможность успешно и безопасно  пройти намеченный маршрут. Таким образом, любой ходовой день в походе можно разделить на переходы и привалы.

Переход это время прохождения одного участка маршрута, который проходит туристская группа. Фактическое время одного перехода в туристской практике разнообразно и составляет от 20 минут до 2 часов в зависимости от вида туризма и других факторов. В течение суток туристская группа осуществляет около 8 – 10 переходов.

Привал это кратковременная остановка туристской группы в походе для отдыха, обеда, оказания медицинской помощи и т.п. Место для привала выбирается с учётом удобного и безопасного размещения группы, близко к источникам питьевой воды, обзорным точкам и т.д. В зависимости от продолжительности привалы подразделяются на подгоночные или первые, малые и большие (обеденные). Привалы продолжительностью более 10 часов называют бивак, к которым относят ночлеги и дневки.

По прибытии в начальную  точку маршрута, откуда начинается движение, руководитель по списку в  маршрутных документах проверяет списочный  состав участников похода, справляется  о самочувствии каждого, осматривает  снаряжение. Он рассказывает об особенностях маршрута, о возможных препятствиях на пути, напоминает о необходимости  соблюдать правила безопасности и охраны природы, дисциплину, интервал и порядок движения. Тогда же руководитель назначает направляющего и замыкающего, договаривается с участниками об условных сигналах во время движения.

В обязанности направляющего  входит: выбирать наиболее безопасные пути и способы преодоления препятствий  в процессе движения, а также задавать его темп. Обычно темп движения задаётся по скорости передвижения самого слабого  участника, что позволяет группе не растягиваться в пути. Чтобы  группа при движении не растягивалась  необходимо передвигаться в колонне  по одному, а участники должны двигаться  в общем темпе. В случае если кто-то из участников начинает отставать от впереди идущего, то он в свою очередь  также должен снизить скорость передвижения. Поэтому, не только по лесным тропам, проселочным дорогам удобно, а главное безопасно ходить гуськом, соблюдая определенную дистанцию и дисциплину, т.к. самовольный выбор пути кого-либо из участников может нарушить график перехода по маршруту, привести к потере недисциплинированного туриста и, что не исключено, – к  несчастному случаю.

Информация о работе Организация туристского похода