Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:06, реферат
Актуальность выбранной мной темы состоит в том, Отправляясь в различные путешествия, да и просто на отдых, человек сталкивается с целым рядом проблем, которые при стечении ряда обстоятельств могут привести к неблагоприятным последствиям для его здоровья и имущества, сделать любую туристскую поездку или выход на природу невозможным мероприятием или отрицательно влияющим на впечатление отдыхающего.
В обязанности замыкающего входит: не оставлять за собой ни одного участника группы и следить за тем, чтобы в колонне не было значительных разрывов между туристами. Обычно это наиболее опытный и физически подготовленный турист, который в случае остановки одного из членов группы подает сигнал руководителю. При движении по маршруту не допускается, особенно в группах учащихся разрыв в колонне до потери голосовой или визуальной связи участников между собой.
Руководителю в процессе движения совершенно не обязательно быть в роли направляющего или замыкающего. Его задача заключается в контроле генерального направления движения и состояния участников и группы в целом. В этом случае место руководителя во время движения в колонне определяется в зависимости от удобства выполнения им своих обязанностей. Он может двигаться в колонне сразу за направляющим, помогая в выборе пути и темпа движения, а может следовать как перед самым слабым участником, так и после него, подбадривая и контролируя его самочувствие. Участие в группе туристов-новичков, не проверенных еще в походах, требует от руководителя особого внимания к темпу движения, который при необходимости можно повышать или снижать, к обеспечению надлежащего отдыха путем сокращения время переходов между привалами.
Примерно через четверть часа после начала первого перехода рекомендуется сделать короткую остановку для обсуждения порядка движения и его темпа. Это так называемый подгоночный привал, который после 10 – 15 минут движения показывает каждому из участников существующие проблемы с одеждой: не слишком ли тепло или легко он одет, с обувью, с укладкой рюкзака. На подгоночном привале все эти дискомфортные условия устраняются. Затем следует ходовой час – это время движения от привала до привала, продолжительность – от 20 мин до 1 часа. Продолжительность ходового часа зависит от многих факторов: возраста и тренированности участников, массы рюкзаков, сложности естественных препятствий, состояния группы, погодных условий. Общее правило, касающееся скорости движения на переходе заключается в постепенном нарастании и постепенном ее снижении в течение ходового часа. Не следует сразу же с привала двигаться слишком быстро: 2 – 3 мин группа должна идти замедленным темпом, постепенно повышая его и доводя до приемлемой нормы. За 5 – 3 мин до привала темп необходимо плавно уменьшать. Такой темп движения рекомендован для нормальных переходов в условиях равнинной или среднегорной местности. Во время движения пить воду или другие напитки не следует. Можно только прополоскать рот или пососать кислую конфету.
Рекомендуемая продолжительность
малых привалов между ходовыми часами
от 10 до 15 минут. На малом привале, место
и время которого определяет руководитель
или направляющий группы, уставшие
могут посидеть или даже полежать,
сделать небольшую разминку. На таких
привалах обязательно снимается
рюкзак. Руководителю похода следует
обратить особое внимание на новичков,
поинтересоваться их самочувствием
и настроением, выслушать их мнение
о маршруте. На малых привалах не
рекомендуется употреблять
Количество ходовых часов или переходов до обеденного привала планируется в зависимости от планируемой нормы дневного маршрута и должно составлять около 2/3 дневного пути. Работа на больших привалах должна быть сразу же четко организована. При остановке на обеденный привал, по распоряжению руководителя или завхоза, назначаются дежурные в количестве 2 – 3 человек, которые одновременно разжигают костер, приносят воду и приступают к приготовлении пищи. Все остальные участники обеспечивают дежурных топливом для костра. И только после того как было собрано необходимое количество дров для костра и началось приготовление обеда, участники похода, свободные от дежурства, могут заняться своими личными делами: переодеваться, переобуваться, умываться, фотографировать и т.п.
После большого или обеденного привала проходиться оставшаяся часть переходов в размере 1/3 дневного пути.
Режим ходового дня должен
обеспечивать определенную ритмичность
в чередовании нагрузок и отдыха,
необходимого для восстановления сил.
Для учащихся продолжительность
перехода не должна превышать более
40 – 45 минут. На сложных и трудных
участках следует уменьшать
Выбор темпа движения зависит от состава группы, расстояния и характера маршрута, а также от времени года и метеорологических условий. Так на маршрутах в походах выходного дня скорость движения всей группы соразмеряется со скоростью движения неопытных туристов. Руководитель обеспечивает управление группой и безопасность прохождения маршрута. Опасные участки он проходит всегда первым, а на остальных участках его место в колонне не регламентируется.
В условиях горной местности или жаркой погоды, выходить на маршрут следует не позднее 6 – 7 часов утра. В результате этого происходит временной сдвиг в режиме дня. Это означает ранние подъемы, а обеденный привал планируется в 11 – 12 часов. Переходы второй половины дня рекомендуется начинать после того, как спадет дневная жара, обычно не раньше 17 часов. Кроме того, ранние подъемы и выходы на маршрут настоятельно рекомендуются в горах, где в утренние часы вода в реках еще не поднялась, камнепады случаются реже, безопаснее проходить в лавиноопасные участки и т.п.
Сезонность и метеоусловия, естественно, вносят изменения, как в распорядок дня, так и в график движения туристской группы. График движения дневных переходов в зимний период примерно такой же, как и летом, только необходимо учитывать короткий световой день. Лыжные дневные переходы начинаются значительно позже, так как рассвет зимой наступает не ранее 8 – 9 часов, особенно в январские каникулы в северной части страны. Обеденный привал в лыжном походе сокращается до одного часа, как и малые привалы из-за низких температур. На малом привале, место и время которого определяет руководитель или направляющий группы, уставшие могут посидеть или даже полежать, сделать небольшую разминку. В зимних условиях отдыхают на очищенных от снега поваленных деревьях, пнях или рюкзаках, поставленных сзади на лыжи.
Останавливаться на ночлег также приходится значительно раньше, в 16 – 17 часов, это время определяется временем наступления сумерек. В зависимости от подготовки туристов рекомендуется в зимний период останавливаться для устройства бивуака засветло, за 1,5 – 2 часа до наступления темноты, чтобы можно было выбрать безопасное место для ночлега, собрать дрова, разжечь костер и т.д.
Зимой на лыжных маршрутах порядок движения несколько иной, чем летом, когда туристы передвигаются на лыжах с интервалом на равнинных участках 3 – 5 м и 10 – 15 м на спусках. Кроме того, на лыжных маршрутах в условиях глубокого снежного покрова основную трудность в передвижении представляет тропление лыжни, которую сами участники туристского путешествия в меру своих физических сил по очереди прокладывают, сменяя друг друга. Частота замены направляющих определяется глубиной и состоянием снежного покрова, а также физической готовностью самих направляющих. Необходимо чтобы каждый турист вне зависимости от пола и возраста в меру своей физической подготовки по очереди оказывался в роли направляющего в группе. В целом, линия движения в лыжном походе на каждом отдельном участке значительно прямее, чем на пешеходном маршруте. Это связано с тем, что турист-лыжник может преодолевать по прямой линии замерзшие болота, пруды, озера и другие естественные препятствия не проходимые в летний период.[4]
Место для бивака должно удовлетворять нескольким требованиям. Первое из них — безопасность. Конечно, в полной мере это требование относится к дальним и сложным походам. В условиях средней полосы России вопросы безопасности не стоят с такой остротой, и о них чаще всего вообще забывают. Не рекомендуется, например, располагаться лагерем ниже по течению реки вблизи крупных деревень, скотных дворов, боен, поселков с промышленными предприятиями. Вода, взятая из реки в подобном месте, может оказаться испорченной. Не следует без крайней нужды разбивать лагерь возле водоемов со стоячей цветущей водой. Но все же лучше пройти лишнюю пару километров и остановиться возле проточной воды. Не стоит располагаться лагерем недалеко от деревень и проезжих дорог, особенно если поход совершается в праздничные дни.
Следующим требованием к месту бивака является наличие воды и дров. Трудно сказать, какое из этих требований является более важным. Все зависит от конкретных условий похода. Обычно в жаркое летнее время в средней полосе России важнее бывает найти воду. С дровами проще, но ранней весной, когда еще не сошла талая вода, эта проблема выдвигается на первый план.
Итак, безопасность, обеспеченность водой и дровами — вот основные требования к месту бивака. Все они принимаются во внимание в первую очередь, когда место бивака намечают по карте, а потом — когда выбирают его на местности.
Остальные требования к месту бивака следует рассматривать как желательные, но не обязательные. Эстетические требования к месту бивака и внешнему виду лагеря тоже относятся к числу дополнительных требований.
Работа с палаткой
Палатка издавна стала верным спутником путешественников. Однако, чтобы палатка служила надежно, с ней надо правильно обращаться. Прежде всего, надо выбрать место, где будет стоять палатка. Требования к нему невелики.
Устанавливают палатку несколько человек, чаще всего двое или четверо. Определенного, раз навсегда принятого порядка установки палатки не существует. Рассмотрим несколько вариантов.
Палатка имеет 14 растяжек — 2 идущие от конька, по 3 на боковых крыльях и 6 на полу. Теоретически считается, что для правильной установки такой палатки должны быть использованы все 14 растяжек. В этом случае для установки палатки потребуется 14 колышков длиной по 15—25 см и две опорные стойки; длина каждой стойки должна соответствовать высоте конька над полом: для «полудатки» — это 1,5 м, для «памирки» — 1,2 м и т. д. Сначала натягивается пол палатки, начиная с угловых растяжек. Можно начать с растяжек, расположенных по диагонали, можно — с растяжек, находящихся с какой-то одной стороны. Не следует только начинать со средних растяжек — так труднее ровно натянуть пол.
Когда пол растянут, устанавливаются опорные стойки, которые поддерживают конек палатки. Конструкция палаток предусматривает, что стойки помещаются внутри палатки: одна — у задней стенки, другая — у входа. Для их установки в коньке сделаны два отверстия с люверсами: верхний конец стойки идет в люверс, нижний упирается в пол палатки. Однако практика показывает, что устанавливать стойки внутри палатки не стоит. При сильном натягивании люверсы рано или поздно начинают вырываться из ткани палатки.
Существуют и упрощенные
способы, установки палатки. Прежде
всего, далеко не всегда надо натягивать
пол палатки. Чаще всего без этого
можно превосходно обойтись (не нужны
шесть колышков). Далее, почти столь
же часто можно обойтись без натягивания
средних оттяжек на крыльях (минус
еще два кола). Наконец, ночуя в
лесу, почти всегда можно растянуть
конек палатки между двумя
деревьями и не пользоваться опорными
стойками (не нужны опорные стойки
и еще два маленьких кола). Итак,
вместо 14 маленьких кольев и 2 больших
стоек палатку можно установить
всего на четырех колышках. Для
установки палатки таким
В дождь туристская палатка, как правило, промокает. Палатки из брезента, репса, плащ-палаточной ткани промокают даже когда они новые. Палатки из прорезиненного перкаля или водоотталкивающих тканей начинают промокать после одного-двух сезонов, а служат палатки обычно гораздо дольше.
Разведение костра
Принцип разведения костра сам по себе не сложен. Сначала зажигается растопка — какой-то материал, способный на небольшое время дать достаточно крупное пламя, чтобы от него занялись совсем тонкие сухие ветки толщиной со спичку. Затем подкладывают сучья побольше, приближающиеся по толщине к карандашу. Когда разгорятся и эти, кладут следующие, толщиной в палец. Так, постепенно кладут в костер все более и более толстые дрова. Понятно, что все дрова должны быть обязательно сухими.
На растопку обычно идет бумага, реже — береста. Надо только помнить, что снимать для растопки бересту с берез, растущих возле бивака, недопустимо. Бересту обычно запасают впрок, когда во время перехода находят гнилое или упавшее дерево.
Растопку обычно укладывают прямо на землю, а сверху на нее кладут веточки или лучинки из первой партии топлива, но не всю заготовленную паутинку или лучину, а только часть их, так, чтобы растопка не оказалась заваленной ими. Некоторые туристы любят при этом укладывать на растопку только нижние концы лучины, а верхние — класть на какую-нибудь ветку потолще. Действительно, в такой укладке есть смысл: веточки или лучинки, лежащие в наклонном положении, легче разгораются. Когда бумага или береста прогорят, лучинки не оседают вниз и не ссыпаются друг на друга, что иногда происходит, если их просто набросать поверх растопки (упавшие на землю неразгоревшиеся лучинки могут потухнуть).
Растопку следует поджигать снизу — тогда она прогорит вся, до конца. Если зажечь растопку сверху, то нередко прогорает только ее верхняя часть, а затем пламя гаснет: огонь вниз распространяется очень плохо.