Основы гражданкой обороны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:16, лекция

Описание работы

1.Цели занятия: Довести до слушателей основные определения и понятия гражданской обороны, ее цели, задачи как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Рассмотреть организационную структуру гражданской обороны, ее место в общей государственной политике Российской Федерации, силы и средства гражданской обороны, ее связь с медициной катастроф, силовыми институтами РФ.

Содержание работы

II Основная часть

Вопросы лекции

Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны

Структура и место гражданской обороны в общей системе национальной безопасности. Основы государственной политики в гражданской обороне

Принципы организации и задачи гражданской обороны

Структура гражданской обороны

Степени готовности гражданской обороны и их краткая характеристика

Заключительная часть

Файлы: 1 файл

lektsia_t_1.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)


 

ГОУ ВПО «Ивановская  государственная медицинская академия Росздрава»

Кафедра экстремальной и военной медицины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Колесниченко Павел Леонидович

 

 

 

ЛЕКЦИЯ

по циклу  «Медицинское обеспечение мероприятий  гражданской обороны»

 

 

ТЕМА № 1 «Основы гражданской обороны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрен на заседании кафедры

(протокол № ___ от «__»_______2010 г)  и рекомендован к использованию при проведении занятия со студентами лечебного и педиатрического факультетов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иваново 2010

 

1.Цели занятия: Довести до слушателей основные определения и понятия гражданской обороны, ее цели, задачи как  системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Рассмотреть организационную структуру гражданской обороны, ее место в общей государственной политике Российской Федерации, силы и средства гражданской обороны, ее связь с медициной катастроф, силовыми институтами РФ.

 

2. Материальное обеспечение: а. слайды;

                                                         б. диапроектор;

                                                          в. схемы.

 

3. Время: 90 минут

 

4. Расчет времени:

 

п/п

Содержание занятия

Время,

мин.

I

Вступительная часть 

5 мин.

II

Основная часть

 

Вопросы лекции

 

Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны

15 мин.

Структура и место гражданской  обороны в общей системе национальной безопасности. Основы государственной политики в гражданской обороне

15 мин.

Принципы организации и задачи гражданской обороны

20 мин.

Структура гражданской  обороны

15 мин.

Степени готовности гражданской обороны и их краткая характеристика

15 мин.

Заключительная часть

5 мин.

III

   

 

5. Литература для самостоятельной  работы:

1. ФКЗ «О  военном положении» № 1-ФКЗ  от 2002 г.;

2. ФЗ РФ «О защите  населения и территории от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от1994 г.;

3. ФЗ РФ «О борьбе  с терроризмом» № 130-ФЗ от 1998 г.;

4. ФЗ РФ «О гражданской  обороне» № 28-ФЗ от 1998 г.;

5. ФЗ «Об  обороне» № 61-ФЗ от 1996 г.;

6. ФЗ «О  мобилизационной подготовке и  мобилизации в РФ» № 31-ФЗ от 1997 г.

7. ФЗ «О  защите населения и территории  от ЧС природного и техногенного  характера» 1994 г.;

8. ФЗ «О  внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении и дополни нении в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 24 августа 2004 г. № 122-ФЗ;

9. Указ Президента  РФ № 706 от 2000 г. «Военная доктрина  РФ»;

10. Указ Президента  РФ № 24 от 2000 г. «О Концепции  национальной безопасности РФ»;

11. Постановление  Правительства РФ «О единой  государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» № 1113 от 1995 г.;

12. Постановление  Правительства РФ №620 от 1999 г.  «Положение о гражданских организациях гражданской обороны»;

13. Постановление  Правительства РФ № 457 от 1994 г. «Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

14. Лобанов  А.И. Организация медицинского  обеспечения населения в военное время. – Новогорск, МЧС России, 2000;

15. Организация медицинской службы Гражданской обороны РФ / под ред. Ю.И. Погодина, С.В. Трифонова – М.: Медицина для Вас, 2003;

16. Сахно И.и., Сахно В.И. Медицина катастроф:  Учебник. – М., 2002;

17. Гражданская  оборона / Под ред. В.Н. Завьялова  М., «Медицина» 1989 г.

 

 

6. Организационно-методические указания:

 

При подготовке  данной лекции обратить внимание слушателей на основные определения: гражданская оборона, силы и средства гражданской обороны, территории, отнесенные к группе по гражданской обороне, аварийно-спасательные работы, неотложные аварийно-восстановительные работы и т.п.. Подробнее необходимо остановиться на структуре гражданской обороны и ее месте в общей государственной политике, принципах организации работ  в области гражданской обороны и задачах, стоящих перед силами и средствами гражданской обороны. 

Рассмотреть степени готовности гражданской  обороны и основные мероприятия, проводимые при разных степенях.

 

 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее десятилетие  произошел решительный поворот  военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.

Сл. 4

В связи с этим в концепции  войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.

  Концепция  современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону. Применение высокоточного оружия нарушает экономику страны при разрушении промышленных и военных объектов, но существенно уменьшает массовую гибель гражданского населения. При этом требуется эвакуация только небольшой части населения, живущей возле потенциально опасных, в плане разрушения, объектов, хотя применение высокоточного оружия все равно приводит к гибели гражданского населения, пример тому Югославия, где соотношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15.

Опыт минувших войн убедительно  свидетельствует, что равноценной альтернативы хорошо продуманной, обученной и оснащенной системе гражданской обороны не существует. По мере совершенствования оружия и средств его доставки система гражданской обороны, а в ее составе и гражданская оборона здравоохранения, прошла путь от местной противовоздушной обороны, созданной 4 октября 1932 года, в состав которой входила медико-санитарная служба, предназначенная для организации медицинской помощи населению при авиационных налетах, до Гражданской обороны СССР с созданной в ее составе в 1962 году медицинской службой гражданской обороны, предназначенной для организации медицинского обеспечения населения в условиях ракетно-ядерной войны.

Сл. 5

1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны

 

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны:

 

Сл. 6

1. Федеральный  конституционный закон от 30 января 2002 года №1-ФКЗ «О военном положении».

2. Федеральный  закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ  «Об обороне».

3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»

В данном законе даются общие  понятия и определения, связанные  с гражданской обороной, задачи в  области гражданской обороны  и защиты населения, правовое регулирование в области гражданской обороны, полномочия органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области  гражданской обороны, права и обязанности граждан. В законе подробно изложены положения организации руководства гражданской обороной, силы и средства, привлекаемые для этих целей.

Сл. 7

4. Федеральный закон  от 24 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении и дополни нении в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Данным законом вносятся изменения  в основные положения Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ. Так, в частности: 

  • отменяются понятия служба гражданской обороны  и гражданские организации гражданской обороны. Соответственно, применение наименования медицинская служба гражданской обороны становится неправомочным.
  • Вводится  понятие по содержанию в организациях нештатных аварийно-спасательных формирований.
  • Отменяется организация гражданской обороны на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.
  • Разграничены полномочия по ведению гражданской обороны между органами исполнительной власти всех уровней.  Определено, что Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.
  • Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, в ФОИВ и на территориях субъектов РФ – их руководители.  
  • Управление гражданской обороной осуществляют: в стране – Федеральные органы исполнительной власти, на территориях субъектов РФ - его территориальные органы; в федеральных органах исполнительной власти - их уполномоченные структурные подразделения; в организациях - их уполномоченные структурные подразделения (работники).
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ организуют и планируют проведение мероприятий по гражданской обороне, а органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований их проводят.
  • Исключается название Начальник гражданской обороны. 
  • Отменяется создание федеральных и других служб гражданской обороны, исключаются права Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на решение по их созданию. 
  • Соответственно, должны быть отменены все подзаконные постановления Правительства РФ, регламентирующие  порядок создания и функционирования федеральных служб гражданской обороны, а также акты федеральных органов исполнительной власти,  вводившие Положения о этих службах.

Изменена формулировка и порядок финансирования мероприятий  гражданской обороны: обеспечение их ведения на различных уровнях является расходным обязательством бюджета соответствующего уровня власти.

Сл. 8

5. Указ от  Президента Российской Федерации  от 21 апреля 2000 
№ 706 «Военная доктрина Российской Федерации».

6. Указ от  Президента Российской Федерации  от 10 января 2000 
года № 24 «О Концепции национальной безопасности РФ».

7. Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года 
№ 953 «Вопросы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

8. Постановления Правительства  Российской Федерации по вопросам  гражданской обороны

Сл. 9

9. Приказ Министра здравоохранения  Российской Федерации от 3 июля 2000 года № 242 «О Положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны».

Сл. 10

2. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. СТРУКТУРА И МЕСТО ЕЕ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

 

Сл. 11

В соответствии с новой  редакцией Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской  обороне»  и Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера..

Мероприятия гражданской  обороны проводятся в мирное и  военное время и в первую очередь службами гражданской обороны.

Данная система объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, в полномочия которых входят решения вопросов в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Сл. 12

Система имеет пять уровней:

  1. Федеральный, включающий в себя органы управления, силы и средства всего государства.
  2. Межрегиональный – включающий в себя органы управления, силы и средства Федерального округа.
  3. Региональный – включающий органы управления, силы и средства субъекта Российской Федерации.
  4. Муниципальный – органы управления, силы и средства, подчиненные органам местного самоуправления.
  5. Объектовый – органы управления, силы и средства организаций.

Информация о работе Основы гражданкой обороны