Основы гражданкой обороны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:16, лекция

Описание работы

1.Цели занятия: Довести до слушателей основные определения и понятия гражданской обороны, ее цели, задачи как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Рассмотреть организационную структуру гражданской обороны, ее место в общей государственной политике Российской Федерации, силы и средства гражданской обороны, ее связь с медициной катастроф, силовыми институтами РФ.

Содержание работы

II Основная часть

Вопросы лекции

Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны

Структура и место гражданской обороны в общей системе национальной безопасности. Основы государственной политики в гражданской обороне

Принципы организации и задачи гражданской обороны

Структура гражданской обороны

Степени готовности гражданской обороны и их краткая характеристика

Заключительная часть

Файлы: 1 файл

lektsia_t_1.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Для дальнейшего рассмотрения вопросов необходимо уяснить понятия: силы и средства.

Сл. 13

Силы – это люди, объединенные в какие-либо коллективы для выполнения единой для данного коллектива задачи.

Средства – инструменты, техника и прочее имущество, а также здания, системы водоснабжения, отопления и другие, обеспечивающие силам выполнение поставленной задачи.

Таким образом – силы и средства это организованные коллективы людей (учреждения, внештатные формирования и т.п.), подготовленные, оснащенные всем необходимым и предназначенные для выполнения конкретных задач по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Очень важное значение при изучении структуры гражданской обороны имеет понятие»территория, отнесенная к группе по ГО»

Под территорией, отнесенной к группе по гражданской обороне подразумевается территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Сл. 14

Постановлением Правительства  РФ от 1998 г. № 1149 вся территория страны разделена на 4 группы: особые территории федерального значения, территории 1-ой, 2-ой и 3-ей групп.

К особой территории относятся города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург.

К первой группе относятся территории с численностью населения более 1 млн. человек или с численностью от 500.000 до 1 млн.,  но имеющих не менее 3-х организаций особой важности по ГО или более 50 организаций 1-ой (2-ой) категории по ГО, а также территория, где более 50% населения или площади попадает в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по ГО относятся города с населением от 500.000 до 1 млн. человек или с численность  от 250.000 до 500.000 но имеющие не менее 2-х  организаций особой важности по ГО или более 20 организаций 1-ой (2-ой) категории по гражданской обороне, а также территории на которых более 30% населения или более 30% площади попадает в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по ГО относятся города с населением от  250.000 до 500.000 или с населением от 50.000 до 250.000,  но имеющие хотя бы 1 организацию  особой важности по ГО или более 2 организаций 1-ой (2-ой) категории по гражданской обороне, а также территории на которых менее 30% населения или менее 30% площади попадает в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Перечень всех территорий не реже одного раза в 5 лет уточняется Правительством РФ по представлению Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий и Министерства экономики.

К  категориям гражданской обороны  подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые организации, которые имеют следующую характеристику:

  • имеющие мобилизационный заказ;
  • представляющую высокую степень потенциальной опасности в военное и в мирное время;
  • являющиеся уникальными памятниками или прочими культурными ценностями.

Основы государственной политики в гражданской обороне определяются задачами, стоящими перед ГО.

Задачи в области  гражданской обороны определяются федеральным законодательством и реализуются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организациями) в соответствии с основными направлениями единой государственной политики в области гражданской обороны Российской Федерации, определяемыми Президентом Российской Федерации на конкретном этапе развития государства.

Решение задач гражданской  обороны осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны.

Сл. 15

В этих условиях основными  целями ГО будут являться:

  1. В локальных войнах с обычным оружием - обеспечить максимальную защиту населения и критически важных объектов, способствовать достижению победы государства.
  2. В войнах с ограниченным применением ядерного оружия - способствовать выживанию государства, оказывать эффективную помощь пострадавшему населению, обеспечить его жизнедеятельность.
  3. В войнах с массированным применением ядерного оружия - способствовать восстановлению государства и экономики в возможно короткие сроки.

Сл. 16 

3. Принципы ОРГАНИЗАЦИИ И ЗАДАЧИ

 гражданской обороны

 

3.1 Принципы ГО

 

В основе всей деятельности гражданской обороны лежат принципы, обязательное выполнение которых обеспечивает достижение поставленной цели.

Сл. 17

Заблаговременность -  один из основных и ведущих принципов работы ГО. Прогнозирование, планирование и подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно, в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Проведение ряда мероприятий ГО по защите населения от поражающих факторов современного оружия осуществляется также заблаговременно, при угрозе применения (т.е. до применения) оружия противником.

Постоянная готовность. Все силы и средства гражданской обороны должны быть готовы немедленно приступить к выполнению как спасательных, так и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Приоритет безопасности граждан. Этот принцип составляет основу гуманитарной направленности гражданской обороны и  определяет главную цель всех оборонных мероприятий Российской Федерации. От успешного решения этой задачи зависит решение остальных задач ГО.

Максимальное  использование как людских, так  и материальных ресурсов. Гражданская оборона в нашей стране является делом всенародным. В нештатные аварийно-спасательные  формирования могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте 18-60 лет и женщины в возрасте 18-55 лет за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационное предписание, инвалидов I, II, III групп, беременных женщин и женщин, имеющих детей до 8 лет, женщин со средним и высшим образованием, имеющих детей до 3-х лет.

ФЗ-№ 122 – ФЗ отменена организация гражданской обороны на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.

 

3.2 Задачи ГО

 

Сл. 18

Исходя из поставленной перед гражданской обороной целей, на основе принципов построения и  функционирования гражданской обороны определены основные направления ее деятельности, которыми являются:

  1. Защита населения от современных средств нападения противника.
  2. Проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы отраслей экономики в условиях военного времени.
  3. Проведение спасательных  и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения (катастроф).

Согласно данным направлениям перед гражданской обороной стоят  следующие задачи.

Сл. 19

1 НАПРАВЛЕНИЕ

  1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

Сл. 20

2 НАПРАВЛЕНИЕ

  1. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
  2. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
  3. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому заражению и пр.
  4. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.

Сл. 21

3 НАПРАВЛЕНИЕ

  1. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в т.ч.: медицинское обслуживание, срочное предоставление жилья и т.п.
  2. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  3. Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  4. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  5. Восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  6. Захоронение трупов в военное время.

Для решения  этих задач  проводятся целый ряд мероприятий. для защиты населения заблаговременно строятся защитные сооружения, накапливаются средства индивидуальной защиты, проводится обучение населения правильному использованию средств защиты, оказанию первой помощи и подготовке к эвакуации из крупных городов в загородную зону.

В целях повышения  устойчивости работы объектов экономики  в условиях военного времени проводятся мероприятия, направленные на поддержание способности этих объектов выпускать продукцию в заданной номенклатуре и количестве. К числу этих мероприятий относятся: строительство убежищ для защиты рабочих и служащих; защита станков и оборудования от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва; снижение запасов взрывоопасных, пожароопасных и сильнодействующих ядовитых веществ на объектах; создание условий для бесперебойной подачи электроэнергии и функционирования системы автоматического отключения подачи газа и т.п.

Сл. 22

Спасательные  работы включают: ведение разведки в очагах поражения и путей выдвижения сил гражданской обороны, тушение пожаров, вскрытие разрушенных и заваленных защитных сооружений; подача, при необходимости, воздуха в разрушенные сооружения; разборку завалов; вывоз людей в безопасные районы; оказание медицинской помощи пораженным и их эвакуацию за пределы очага.

Неотложные аварийно-восстановительные  работы предусматривают: устройство проездов в завалах; наведение мостов и переправ для движения сил гражданской обороны; укрепление или обрушение конструкций, угрожающих обвалом и мешающих проведению спасательных работ; ликвидацию аварий на энергетических, коммунальных и газовых сетях, угрожающих жизни спасаемых людей или мешающих проведению спасательных работ.

Неотложные  аварийно-восстановительные работы ведутся в интересах спасения людей в очагах поражения и, лишь в случаях незначительных разрушений объектов, может стоять задача восстановления их производственной деятельности.

Деятельность гражданской  обороны можно условно разделить  на три периода: период мирного времени, период угрозы нападения противника и период ликвидации последствий нападения.

Сл. 23

4. Структура гражданской обороны

 

Государственную политику в области гражданской обороны  осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Органами, осуществляющими  управление гражданской обороной, являются:

1) Федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.

2) Территориальные органы —  региональные центры по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Информация о работе Основы гражданкой обороны