Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:16, лекция
1.Цели занятия: Довести до слушателей основные определения и понятия гражданской обороны, ее цели, задачи как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Рассмотреть организационную структуру гражданской обороны, ее место в общей государственной политике Российской Федерации, силы и средства гражданской обороны, ее связь с медициной катастроф, силовыми институтами РФ.
II Основная часть
Вопросы лекции
Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны
Структура и место гражданской обороны в общей системе национальной безопасности. Основы государственной политики в гражданской обороне
Принципы организации и задачи гражданской обороны
Структура гражданской обороны
Степени готовности гражданской обороны и их краткая характеристика
Заключительная часть
Территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом.
Сл. 24
Рис.1
Президент | |||||
Председатель Правительства РФ | |||||
Руководители федеральных органов исполнительной власти |
Министр РФ по делам ГО и ЧС |
Министр обороны РФ | |||
Управления (отделы) ГО ЧС |
МЧС России |
Генеральный штаб МО РФ | |||
Отделы местной самообороны | |||||
Начальники Региональных центров МЧС РФ |
|||||
Руководители региональных организаций ФОИВ |
Руководители ОИВ субъектов РФ |
Командующие ВО (флотами) | |||
Отделы ГО ЧС |
Службы ГО |
Органы ГО ЧС |
Службы местной самообороны | ||
Руководители объектов экономики |
Руководители объектов экономики |
Соединения, части ВС РФ | |||
Нештатные аварийно-спасательные формирования |
Войска ГО (с 01. 01. 2009 г. – специальные формирования) |
|
Службы местной самообороны |
Структура осуществления руководства гражданской обороной Российской Федерации
В состав сил, выполняющих задачи гражданской обороны, входят как основные силы, создаваемые специально в ее интересах, так и силы привлекаемые других ведомств.
К силам гражданской обороны относятся:
- войска ГО;
- ГПС МЧС России;
- аварийно-спасательные службы ГО;
- нештатные аварийно-
- силы МЧС России
и функциональных подсистем
Кроме того, могут создаваться добровольные формирования из населения.
К функциональным подсистемам РСЧС относятся:
Сл. 25
Рис.2
СИЛЫ ГО |
||||||||
Основные |
Привлекаемые |
|||||||
Силы ГО |
Силы МЧС |
Силы функциональных подсистем РСЧС | ||||||
Войска ГО |
Формирования ГПС |
Части и подразделения МО, МВД и пр. | ||||||
Территориальные аварийно-спасательные службы и формирования |
Поисково-спасательные отряды |
Ведомственные аварийно-спасательные формирования | ||||||
Объектовые нештатные аварийно-спасательные службы и формирования |
Авиация МЧС России |
Силы «Медицины катастроф» | ||||||
Добровольные формирования |
Силы ГИМС |
Штатные учреждения и организации Службы наблюдения и лабораторного контроля и системы мониторинга | ||||||
Учреждения системы мониторинга и прогнозирования |
Структура сил и средств, привлекаемых к решению задач гражданской обороны
Непосредственную работу по реализации планов гражданской обороны страны решают структурные подразделения гражданской обороны. Структурные подразделения гражданской обороны – подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, которые создаются (назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Сл. 26
Структурные подразделения включают силы гражданской обороны. Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы (АСС) это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время или создаваемые в интересах ГО организации, выполняющие специальные задачи по проведению АСДНР, жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию медицинской помощи, охране общественного порядка, срочному захоронению трупов и др.
В состав АСС может
входить несколько
К существующим АСС, выполняющим задачи гражданской обороны, относятся организации и учреждения здравоохранения, агропромышленного комплекса, коммунального хозяйства, гидрометеослужбы и другие организации, обеспечивающие жизнедеятельность населения.
Особую роль в военное время играют медицинские учреждения (службы). Прежде всего, к ним относится служба экстренной медицинской помощи («Медицина катастроф»). Она была создана в соответствии с постановлением Правительства СССР от 7 апреля 1990 года. В дальнейшем она была реорганизована во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК), являющуюся функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Созданный Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» определен как головное государственное учреждение на правах юридического лица, обеспечивающего научно-практическое руководство ВСМК.
Сл. 27
Нештатные формирования и учреждения спасательных служб - представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленными для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создают из числа своих работников организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время и другие организации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения отдельных задач на своих территориях.
Войска гражданской обороны Российской Федерации являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач гражданской обороны. Они используются в военное время для защиты территории страны и населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Войска гражданской обороны представляют наиболее подготовленную и мобильную часть сил гражданской обороны и выполняют наиболее сложные и трудоемкие задачи по обеспечению ввода сил гражданской обороны в очаги поражения и проведению в них аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Обладая высокой готовностью и маневренностью, они способны быстро выдвигаться к очагам поражения и первыми приступить к выполнению спасательных работ как самостоятельно, так и во взаимодействии с гражданскими организациями гражданской обороны.
Общее руководство войсками
гражданской обороны
Управление войсками
гражданской обороны
Соединения, воинские части и организации войск гражданской обороны в военное время могут передаваться в оперативное подчинение главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителям органов местного самоуправления для решения задач по ликвидации последствий, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, борьбы с лесными пожарами.
Государственная противопожарная служба МЧС России
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в ГПС МЧС России входят ФПС и противопожарные службы субъектов Российской Федерации.
ФПС включает в себя:
1. Структурные
подразделения центрального
2. Структурные подразделения
территориальных органов
3. Органы государственного пожарного надзора.
4. Пожарно-технические,
научно-исследовательские и
5. Подразделения ФПС, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения).
6. Подразделения ФПС,
созданные в целях организации
профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-
Сл. 28
5. Степени готовности гражданской обороны
и их краткая характеристика
сл. 29
Выделяют четыре степени готовности гражданской обороны:
При введении первой степени готовности ГО проводятся следующие мероприятия:
При введении второй степени готовности «Военная опасность» проводятся следующие мероприятия: