Основы гражданкой обороны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:16, лекция

Описание работы

1.Цели занятия: Довести до слушателей основные определения и понятия гражданской обороны, ее цели, задачи как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Рассмотреть организационную структуру гражданской обороны, ее место в общей государственной политике Российской Федерации, силы и средства гражданской обороны, ее связь с медициной катастроф, силовыми институтами РФ.

Содержание работы

II Основная часть

Вопросы лекции

Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны

Структура и место гражданской обороны в общей системе национальной безопасности. Основы государственной политики в гражданской обороне

Принципы организации и задачи гражданской обороны

Структура гражданской обороны

Степени готовности гражданской обороны и их краткая характеристика

Заключительная часть

Файлы: 1 файл

lektsia_t_1.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом.

Сл. 24

Рис.1

 

Президент

 

Председатель Правительства  РФ

 

Руководители федеральных органов исполнительной власти

 

Министр РФ по делам ГО и ЧС

 

Министр обороны РФ

Управления (отделы) ГО ЧС

 

МЧС России

 

Генеральный штаб МО РФ

   

Отделы местной самообороны

 
   

Начальники Региональных центров МЧС РФ

   
 

Руководители региональных организаций ФОИВ

 

Руководители ОИВ субъектов РФ

 

Командующие ВО (флотами)

Отделы ГО ЧС

 

Службы ГО

Органы ГО ЧС

 

Службы местной самообороны

 

Руководители объектов экономики

 

Руководители объектов экономики

 

Соединения, части ВС РФ

Нештатные аварийно-спасательные формирования

 

Войска ГО (с 01. 01. 2009 г. – специальные формирования)

 

Службы местной самообороны


 

Структура осуществления  руководства гражданской обороной Российской Федерации

 

В состав сил, выполняющих  задачи гражданской обороны, входят как основные силы, создаваемые специально в ее интересах, так и силы привлекаемые других ведомств.

К силам гражданской  обороны относятся:

- войска ГО;

- ГПС МЧС России;

- аварийно-спасательные  службы ГО;

- нештатные аварийно-спасательные  формирования ГО;

- силы МЧС России  и функциональных подсистем РСЧС.

Кроме того, могут создаваться  добровольные формирования из населения.

К функциональным подсистемам  РСЧС относятся:

  • ведомственные аварийно-спасательные формирования (газо- и горноспасатели, аварийно-спасательные подразделения Минтранса и др.);
  • части и подразделения Минобороны, МВД, других силовых ведомств, выделяемых по планам взаимодействия;
  • штатные учреждения мирного времени (скорая помощь, аварийно-коммунальные службы и др.).

Сл. 25

 

 

 

 

Рис.2

 

   

СИЛЫ ГО

   
 

Основные 

 

Привлекаемые 

 

Силы ГО

 

Силы  МЧС

 

Силы функциональных подсистем РСЧС

Войска ГО

 

Формирования ГПС

 

Части и подразделения  МО, МВД и пр.

Территориальные аварийно-спасательные службы и формирования

 

Поисково-спасательные отряды

 

Ведомственные аварийно-спасательные формирования

Объектовые нештатные аварийно-спасательные службы и формирования

 

Авиация МЧС России

 

Силы «Медицины катастроф»

Добровольные формирования

 

Силы ГИМС

 

Штатные учреждения и  организации Службы наблюдения и лабораторного контроля и системы мониторинга

   

Учреждения системы  мониторинга и прогнозирования

   

 

Структура сил и средств, привлекаемых к решению задач  гражданской обороны

 

Непосредственную работу по реализации планов гражданской обороны страны решают структурные подразделения гражданской обороны. Структурные  подразделения гражданской обороны – подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, которые создаются (назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сл. 26

Структурные подразделения включают силы гражданской обороны. Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аварийно-спасательные службы (АСС) это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время или создаваемые в интересах ГО организации, выполняющие специальные задачи по проведению АСДНР, жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию медицинской помощи, охране общественного порядка, срочному захоронению трупов и др.

В состав АСС может  входить несколько подразделений (формирований), объединенных единой организационной структурой и единым руководством.

К существующим АСС, выполняющим  задачи гражданской обороны, относятся организации и учреждения здравоохранения, агропромышленного комплекса, коммунального хозяйства, гидрометеослужбы и другие организации, обеспечивающие жизнедеятельность населения.

Особую роль в военное  время играют медицинские учреждения (службы). Прежде всего, к ним относится служба экстренной медицинской помощи («Медицина катастроф»). Она была создана в соответствии с постановлением Правительства СССР от 7 апреля 1990 года. В дальнейшем она была реорганизована во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК), являющуюся функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Созданный Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» определен как головное государственное учреждение на правах юридического лица, обеспечивающего научно-практическое руководство ВСМК.

Сл. 27

Нештатные формирования и учреждения спасательных служб -  представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленными для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создают из числа своих  работников организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время и другие организации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения отдельных задач на своих территориях.

Войска гражданской  обороны Российской Федерации являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач гражданской обороны. Они используются в военное время для защиты территории страны и населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Войска гражданской  обороны представляют наиболее подготовленную и мобильную часть сил гражданской обороны и выполняют наиболее сложные и трудоемкие задачи по обеспечению ввода сил гражданской обороны в очаги поражения и проведению в них аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Обладая высокой готовностью  и маневренностью, они способны быстро выдвигаться к очагам поражения и первыми приступить к выполнению спасательных работ как самостоятельно, так и во взаимодействии с гражданскими организациями гражданской обороны.

Общее руководство войсками гражданской обороны осуществляет Президент Российской Федерации.

Управление войсками гражданской обороны осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

  • соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны, дислоцированными на территории регионов Российской Федерации - через региональные центры МЧС России;
  • соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны центрального подчинения - непосредственно.

Соединения, воинские части и организации войск гражданской обороны в военное время могут передаваться в оперативное подчинение главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителям органов местного самоуправления для решения задач по ликвидации последствий, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, борьбы с лесными пожарами.

Государственная противопожарная служба МЧС России

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в ГПС МЧС России входят ФПС и противопожарные службы субъектов Российской Федерации.

ФПС включает в себя:

1. Структурные  подразделения центрального аппарата  федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности ФПС.

2. Структурные подразделения  территориальных органов федерального  органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

3. Органы государственного  пожарного надзора.

4. Пожарно-технические,  научно-исследовательские и образовательные  учреждения.

5. Подразделения ФПС,  созданные в целях обеспечения  профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения).

6. Подразделения ФПС,  созданные в целях организации  профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

Сл. 28

5. Степени готовности гражданской обороны

и их краткая характеристика

 

сл. 29

Выделяют четыре степени готовности гражданской обороны:

    1. Первая – «Первоочередные мероприятия 1-ой очереди»  (ПМ-1).
    2. Вторая – «Военная опасность» (ПМ-2).
    3. Третья – «Общая готовность» («Полная»).
    4. Четвертая – «Общая эвакуация».

При введении первой степени готовности ГО проводятся следующие мероприятия:

  1. Осуществляется сбор руководящего состава гражданской обороны, доведение обстановки и постановка задач.
  2. Организуется круглосуточное дежурство руководящего состава в пунктах постоянного размещения объектов экономики.
  3. Уточняются планы ГО объектов городов и районов субъекта РФ.
  4. Проводится проверка готовности к работе систем связи и оповещения на объектах.
  5. Приводятся в готовность защитные сооружения, укрытия и подвалы на объектах.
  6. Направляются к местам постоянной раболты лица, обучающиеся в учебно-методических центрах, на курсах повышения квалификации.
  7. Уточняются расчёты по защите персонала и порядок занятия им защитных сооружений, укрытий и подвалов на объектах экономики городов и районов.
  8. Производится вывоз на развёрнутые пункты выдачи средств индивидуальной защиты; выдача их личному составу аварийно-спасательных команд, наштатных аварийно-спасательных формирований и населению по особому распоряжению.
  9. Проводится подготовка и введение режимов светомаскировки, усиление охраны объектов и противопожарной защиты.

При введении второй степени готовности «Военная опасность»  проводятся следующие мероприятия:

  1. Перевод руководящего состава ГО на круглосуточный режим работы (по сменам боевого расчёта).
  2. Приведение в полную боевую готовность систем управления, оповещения и связи.
  3. Приведение в готовность защитных сооружений, укрытий, подвалов и других заглублённых сооружений для укрытия населения и персонала; подвальные и другие заглубленные сооружения оборудуются под ПРУ (противорадиационные укрытия); организуется круглосуточное дежурство звеньев по обслуживанию убежищ, укрытий и подвалов.
  4. Приведение в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения производственной деятельности) все нештатные аварийно-спасательные формирования.
  5. В убежища, укрытия и подвалы закладываются запасы продовольствия и медикаментов.
  6. На объектах всем рабочим, служащим, в больницах - медперсоналу и нетранспортабельным больным из своих запасов выдаются средства индивидуальной защиты, медицинской защиты и приборы дозиметрического контроля.
  7. На объектах экономики, продолжающих работу в особый период развёртываются (если их не было) медицинские пункты.
  8. Готовятся к вывозу в загородную зону необходимые действующие нормативные документы, остальные готовятся к уничтожению.
  9. Проводятся неотложные мероприятия по повышению устойчивости работы объектов экономики в особый период и безаварийной остановки их по сигналам ГО.
  10. Изготавливаются простейшие средства индивидуальной защиты (при необходимости) своими силами.
  11. Уточняются с органами военного командования маршруты, порядок использования группировки сил ГО в загородной зоне; транспорта и коммуникаций для проведения эвакуации.
  12. Усиливается в установленном порядке охрана объектов экономики.
  13. Переводятся посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН) объектов экономики, ЦГСЭН на круглосуточное дежурство.
  14. Осуществляется переадресовка поставок имущества, техники, оборудования от промышленных предприятий на загородную зону.
  15. Производится выписка больных из ЛПУ, лечение которых может быть продолжено амбулаторно; сокращается госпитализация плановых больных в ЛПУ городов, районов области.
  16. Производится массовая иммунизация медицинского персонала, населения городов, районов области по эпидемическим показаниям.
  17. Проводятся противопожарные мероприятия, мероприятия по светомаскировке на объектах экономики.
  18. Готовятся к вывозу в загородную зону запасы имущества, ГСМ и уникальные ценности объектов.
  19. Выдаются препараты стабильного йода для профилактики лучевой болезни (радиационных поражений) персоналу объектов экономики, больным и населению городов, районов.
  20. Уточняется план эвакуации учреждений, план медицинского обеспечения эвакуационных мероприятий.
  21. Проводится приём, расстановка на медицинские и другие должности выпускников мединститутов (университетов, академий), училищ, выпущенных досрочно и направленных на работу в ЛПУ городов, районов  Департаментом здравоохранения области.
  22. Направляются оперативные группы в загородную зону для подготовки приписанных общественных и других зданий к развёртыванию ЛПУ и прочих объектов экономики и круглосуточной работе их в загородной зоне.
  23. Проводится подготовка к развёртыванию больничных баз гражданской обороны здравоохранения в загородной зоне.

Информация о работе Основы гражданкой обороны