Понятие национальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Проблема национальной безопасности России приобрела особую остроту и актуальность с начала 1990-х годов в результате развала СССР и перехода России на рыночную экономику. С этого периода состояние национальной безопасности стало стремительно ухудшаться по всем параметрам. Россия подошла к опасной черте, ха которой разрушение государства может стать неизбежным. Исходя из этого, сегодня можно утверждать, что по какому бы пути ни пошла Россия, её главной стратегической целью будет воссоздание обновленной великой державы, мощного Российского государства, основанного на социальной демократии и экономике, сориентированной на обеспечение благосостояния абсолютного большинства населения.

Содержание работы

Введение
Понятие национальной безопасности
Сущность и содержание
Проблемы и пути решения

Файлы: 1 файл

Реферат по бжд.docx

— 51.63 Кб (Скачать файл)

 
Почему-то забота об экологии воспринимается рядовыми гражданами как нечто второстепенное. По мере разрастания урбанизации  и всё большей оторванности человека от природы мы всё реже задумываемся о последствиях нашего потребления. Экологическое воспитание необходимо внедрять на уровень культуры, активно  пропагандировать. А вопросы вроде  вырубки и экспорта сырого леса, утилизации отходов, нерационально-варварской эксплуатации тех же нефтяных месторождений  необходимо просто более жёстко законодательно регулировать. 

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 

 

В России проблема демографии становится всё более острой. Причём, у нас причины её существования  и возникновения несколько специфичны. Это не просто вымирание нации  из-за превышения смертности над рождаемостью как в странах демографической  «зимы» вроде той же Германии (российские социологи применительно к РФ приводят обратные цифры). Проблема носит  более комплексный характер.

 
Существуют, конечно, и объективные  причины сложившейся ситуации: недоступность  качественного медицинского обслуживания, социальная незащищённость, сложности  с жилищными условиями, климатически неблагоприятные для освоения и  жизни регионы РФ, миграция, ассимиляция.

 
В то же время, нужно осознавать и  то, что уничтожение российского  народа и русского этноса осуществляется целенаправленно. Проблемы, которые  уже стали имманентными, в действительности привнесены извне и являются сгенерированным  результатом, прежде всего – результатом  информационной войны. К таковым  относятся: рост наркомании, алкоголизации, табакокурения, увеличение числа сирот, беспризорников, рост преступности, увеличение пенсионного возраста. 

 

ЭТНИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ 

 

В настоящее время руководство  страны в контексте этнической безопасности наибольшее внимание уделяет вопросам неконтролируемой миграции и защите прав соотечественников за рубежом. Но комплекс проблем, требующих решений, гораздо шире.

 
Этническая безопасность во многом зависит от демографического фактора, например, вопрос ассимиляции населения  на территории Дальнего Востока и  Сибири обусловлен, в числе прочих, незаселённостью территорий, а приток мигрантов – ещё и социально-экономическими причинами.

 
Существует пласт территориальных  угроз, таких как сепаратистские настроения в некоторых регионах. Причины их возникновения зачастую обусловлены не столько экономическим, сколько этническим фактором. В первую очередь, это касается моноэтнических республик, что потенциально (но не обязательно) является предпосылкой для  возникновения национального шовинизма  и расовой дискриминации, а также  экстремизма.

 
В существующей концепции национальной безопасности нет такого понятия  как религиозная безопасность. Это обусловлено существующей юридической базой, так как в Конституции Россия объявлена многоконфессиональным государством. Казалось бы, всё закреплено нормативно-правовым способом и нет повода для беспокойства, но необходимо иметь в виду следующие нюансы. 1) Этническая и религиозная составляющие, как правило, тесно связаны между собой, зачастую взаимообусловлены. Если учесть, что существует ряд внешних сил, которые напрямую заинтересованы в дестабилизации России, то можно предположить, что универсальной и наиболее мощной «бомбой» может служить форматирование, придание нужного конфронтационного направления и использование как раз связки «этничность-религия». Поэтому подобные вопросы нам следует постоянно и очень внимательно отслеживать. Это то, на что реагирование постфактум недопустимо. 2) Религиозная составляющая также порой жизненно необходима в международном аспекте, наиболее ярким примером может служить роль христианства в отношениях народов России и Грузии после августовских событий. То есть религия своеобразным способом «страхует» от возникновения межэтнических конфликтов. Сейчас предпринимается попытка перевести в состояние антагонизма отношения России и Ирана, в данном случае мы можем не допустить этого, апеллируя к исламу как связке народов России и Ближнего Востока. А, как известно, зачастую для населения исламских стран религия значительно важнее, чем политические вопросы. 3) Нам нужно перестать бояться в масштабах страны использовать на уровне лексики термины «русские», «христианство», «православие». Нам нужно гордиться своей культурой, своей историей, своей религией. В Европе, перед которой мы преклоняемся, никого не смущают утверждения, что во Франции титульный этнос – французы, в Англии – англичане, в Германии – немцы. И только у нас не принято говорить, что в России – русские, а тем более, православные. Это происходит из-за того, что внутри страны находится и успешно функционирует значительное количество недружественных интервентов, чьей задачей как раз и является поднятие шумихи и разворачивание медиа-кампаний в духе шовинизма и национализма. Но использование этих слов предполагает всего лишь нашу самоидентификацию, без противопоставления и принижения роли других религий, в чём можно легко убедиться, не только открыв Конституцию и списки функционирующих религиозных организаций на территории РФ, но и проехав по городам России. 

 

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ  

 

Большая часть войн в современном  мире ведётся в информационной плоскости, в основном с помощью СМИ. Очевидно, что в России этот процесс активизировался  после краха СССР. В 90-ые годы страну сотрясало политической нестабильностью  и экономическими проблемами, складывалось впечатление, что вопросам информационной безопасности не уделяет внимание никто, кроме профильных отделов спецслужб, информационную интервенцию, вроде  бы, не замечали. Вот лишь некоторые  результаты целенаправленной информационной кампании против России и россиян  за эти 18 лет: утрата идентичности, нивелирование  роли института семьи, формирование общества атомизированных индивидуумов, разрушение социальных общностей и коллективных начал. То есть происходила и происходит дискредитация традиционных ценностей: от религии и сакральности до патриархальных первооснов российского общества, выхолащивается наша пассионарность.

 
Информационные войны против России идут как на международном и межгосударственном уровнях, так и внутри страны. Медийные атаки целенаправленно трансформируют систему ценностей россиян, культивируя послушный конвейер общества потребления, атеистичных нигилистов, руководствующихся практической сиюминутной выгодой и не мыслящих стратегическими категориями.

 
Вышеперечисленное воздействие приводит к тому, что требуется заботиться и о психологической безопасности. Поскольку значительный пласт российского  общества незаметно оказался в уязвимом положении и систематически ощущает  те или иные формы психологического дискомфорта и когнитивной диссоциации  с происходящим. Во многом этому  мы обязаны именно СМИ, навязывающих нам определённый уровень образа жизни, стереотипизирующих наше сознание и щедро расклеивающих ярлыки. Мы учимся разделять то, что нам чуждо и быть лояльными к тому, что нам претит, отказываемся от того, что было дорого, порой доверяя общественному мнению больше, чем своему собственному. Смутно чувствуя фальшь всего происходящего, но уже занимая пассивную позицию. Что, в свою очередь, трансформируется в ту или иную степень фрустрации и социальную дистанцированность, потенциальную агрессивность, не говоря уже об абсентеизме. 

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ 

 

Помимо ставших традиционными  «утечки умов», развала НИИ, нивелирования  интереса к истории и культуре, сейчас происходит разрушение системы  образования. Причём, это происходит, начиная с уровня средней общеобразовательной  школы. С внедрением ЕГЭ требования к знаниям учеников заметно снизились, что отразилось, прежде всего, на русском  языке, литературе, истории.

 
Система высшего образования также  претерпела качественные изменения  не в лучшую сторону с введением  Болонской системы: согласно социологическим  данным, большинство выпускников  не могут сейчас трудоустроиться  по профессии. Официальная власть объяснила  это тем, что в стране переизбыток  юристов и менеджеров, в то время  как нужны простые рабочие, умолчав  о том, что сейчас попросту слишком  мало доступных ВУЗов, в которых  могут вырастить квалифицированных  специалистов, учитывая среднестатистический доход российской семьи. Также умолчали и о том, что функционирующих  производств в стране почти не осталось и что «простые рабочие», в лучшем случае, будут устраиваться в иностранные компании на территории РФ. Так население страны Ломоносова начало уступать китайцам по олимпиадам в математике и заниматься фактически «миграционным» трудом в собственной стране. По вечерам включать сериалы, а Пушкина открывать только перед тестом по ЕГЭ.

 

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ 

 

Зачастую социальная безопасность в России напрямую зависит от экономической. То есть людям необходимо жильё, работа - необходимый уровень дохода для обеспечения семьи. Исходя из экономического же признака, у нас и выделяют социально незащищённые слои, то есть это: пенсионеры, малоимущие, многодетные семьи, инвалиды, сироты, ветераны…

 
И хотя, в соответствии с заявленным приоритетом, Россия  - социально ориентированное государство, и даже в условиях кризиса призвано обеспечивать, прежде всего, социальную защиту, подавляющее большинство целевой аудитории таких выплат отмечает, что их размер недостаточен даже для самого необходимого. То есть, с одной стороны, те же пенсии увеличивают до трёх тысяч, но скачок счёта за квартиру и цен на продукты и лекарства существенно превышают ту сумму, которую «добавило» государство.

 
Социальные проблемы усугубляются растущей безработицей, что особенно заметно в регионах, снижаются  темпы экономического развития, растут объёмы невыплат, прогнозируется дефицит  бюджета, инфляционные показатели превосходят  прогнозируемый уровень, резервные  запасы заканчиваются, увеличивается  процент невыплат кредитов, стоит  вопрос о «необходимости» внешних  займов. В совокупности, все вышеперечисленные  факторы приводят к росту социального  напряжения в стране. Падает доверие  к нынешней власти. 

 

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 

 

В настоящее время в  России сложилась довольно странная ситуация. В нашей стране существует объективная возможность обеспечивать самих себя большинством необходимых  продуктов: от злаков и овощей, до мяса и рыбы, питаться качественным, свежим и разнообразным рационом. Но спикер СФ ФС РФ С.Миронов отмечает, что  крупные городские агломерации  на 75 % обеспечиваются продовольственными товарами за счёт импорта, а отечественная  пищевая промышленность экспортонезависима лишь в отношении мяса птицы и водки (!).

 
Следовательно, развитие села, аграрного  сектора, рыбных промыслов и повышение  производительности труда в целом  должны стать приоритетными направлениями  государственной политики, должны всячески поддерживаться и развиваться. Таким  образом, в России может быть решено сразу несколько проблем: обеспечение  продовольственной самодостаточности  и увеличение объемов экспортируемой продукции, создание рабочих мест, недопущение  поставок вредных и генетически  модифицированных продуктов на российский рынок, развитие регионов в целом. 

 

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ 

 

Для достижения внутриполитической безопасности необходимо наличие следующих  условий.

 
1) Власть должна быть не просто  легальна, но и легитимна. Это  касается не только действующего  руководства, но и таких институтов  как система разделения властей  и выборы.

2) Государство должно иметь  внятную идеологическую платформу,  проводить последовательную, публично  озвучиваемую, социально ориентированную  политику. Стратегические приоритеты  должны быть не только доведены  до населения, но и разделяться  им.

3) Федеральный центр и  регионы должны проводить консолидированную  политику, направленную на повышение  социально-экономического уровня  жизни страны.

4) Осуществление эффективного  государственного управления путём  поддержания систематической обратной  связи с населением на федеральном,  региональном и муниципальном  уровнях для оперативного и  адекватного реагирования на  возникающие проблемы.

5) Соблюдение всеми гражданами  Конституции и других законодательных  актов.

6) Установление действенных  механизмов по борьбе с коррупцией, ужесточение законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

В заключение хочу  добавить, что для  Нам нужно определиться со стратегическими приоритетами и союзниками, разработать этапы и определить сроки реализации намеченных планов, закрепить зону ответственности за конкретными органами власти и физическими лицами. Только в этом случае Стратегия национальной безопасности будет иметь практическую значимость и достигнет обозначенной цели «укрепит доверие граждан к власти, будет содействовать позитивному восприятию международным сообществом внешней политики России, и в целом, внесёт существенный вклад в формирование консолидирующей национальной идеи». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  • Аналитические  записки - Снежанова Л.Н., аналитик НИРСИ.
  • Зеленков М. Россия в современном мире и основные направления военной политики // Ориентир. - 2002.
  • Интернет источник  http://bugabooks.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие национальной безопасности