Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:55, реферат
Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и в мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и математики, физики, психологии, социологии, философской антропологии начался прогресс в человеческом познании, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.
Введение……………………………………………………………...3-5
1.Понятие познания и его виды…………………………………6-12
2.Средства и методы познания…………………………………13-19
3.Роль практики и истины в познавательном процессе…….20-26
4.Проблема границ субъекта и объекта познания…………..27-29
Заключение……………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………..31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Понятие познания и его виды…………………………………6-12
2.Средства и методы познания…………………………………13-19
3.Роль практики и истины в познавательном процессе…….20-26
4.Проблема границ субъекта и объекта познания…………..27-29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
Познание является одним
из важнейших видов деятельности
человека. Во все времена люди стремились
познать окружающий мир, общество и
самих себя. Первоначально человеческое
знание было весьма несовершенным, оно
воплощалось в различных
Вопросы познания рассматриваются одним из разделов философии – гносеологией (греч. gnosis - знание, logos - слово, учение). И хотя понятие “теория познания” сравнительно недавнее приобретение философии (введено шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г.), собственно проблема познания возникла еще в античный период. В течение столетий различными школами и направлениями философской мысли высказывались зачастую противоположные точки зрения на сущность, содержание, структуру познавательного процесса.
Так, например сторонники эмпирической теории познания (Бэкон, Локк, Гоббс) считают чувственный опыт единственным источником знания. Познавательные возможности человека зависят от их познавательных способностей. То есть опыт для них является: результатом деятельности органов чувств, либо результатом деятельности разума (комбинирование материала, поставляемого органами чувств).
«Ф. Бэкон различал три основных пути познания:
1. «путь наука» - выделение истин из чистого сознания;
2.«путь муравья» - узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения;
3.«путь пчелы» - соединение первых двух путей, сочетание способностей чувственного и рационального». [2, С.235]
Ко второму источнику опыта относятся этапы рационального познания. Рационалистическая концепция познания гласит о том, что «данные органов чувств можно считать подлинными лишь как факты сознания, но, опираясь на них, строить истинное знание о внешнем мире опасно». [4, С.235]
Ее сторонниками являются Декарт, Лейбниц, Спиноза. Рационализм подразделяется на онтологический (разумность бытия, наличие в нем данного начала) и гносеологический (разум является главной формой познания).
«Свой рационалистический метод Декарт противопоставлял индуктивной методологии Бэкона. Продуктивным же методом декартовской философии и гносеологии являются: формирование идей развития и стремление эту идею применить в качестве принципа познания природы, введение в математику диалектики, указание на гибкость правил своего метода познания и на их связь с нравственными нормами и ряд других». [2, С. 425]
Известно, что И. Кант, являясь известным агностиком (от греческого agnostos-непознаваемый), также высказал свою точку зрения на теорию познания. Он утверждал, что «всякое познание начинается с опыта. Внешние предметы лишь воздействуют на наши органы чувств, пробуждая к жизни познавательные способности человека. Рассудок связывает, сравнивает, синтезирует или анализирует полученные представления, перерабатывает чувственное впечатление в познание». [4,С.240]
Познание неизбежно
Позиции мыслителей в данном случае таковы: когнитивный оптимизм (Г.Гегель, В.Ленин) – выражающий абсолютную уверенность в познании мира; скептицизм (Пиррон, Секст-Эмпирик, Д.Юм) выражающий сомнения о возможности полных знаний о мире. Это - агностицизм – отрицающий возможность познания мира. По И. Канту “вещь в себе” (сущность) – непознаваема. Это – релятивизм – абсолютизирующий относительность научных знаний.
Каждая теория несет в себе определенный смысл, который и сделал понятие познания таким распространенным и изучаемым до сих пор. Все люди от природы стремятся к знанию. «Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории». [3, С.378]
ПОНЯТИЕ ПОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ
Познанием, так или иначе, сопровождаются все жизненные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы деятельности людей. Оно есть в литературе и искусстве, в борьбе партий и идеологий, в занятии спортом и бизнесом.
«Познание – это обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование».[2, С. 419]
Процесс познания составляют следующие элементы - объект познания, субъект познания и процесс взаимодействия между ними в формах чувственного и рационального (логического) познания.
Объект познания –
часть реального бытия,
Субъект познания – это социально сформированный человек, который реализует познание, формирует новое знание (человек носитель культуры, языка, опыта, знаний, целей, методов); научное сообщество; отдельные народы; человечество.
Понятие “предмет познания” – это аспект объекта познания, который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания (так живой мир изучается и зоологией и биологией).
Существуют определенные длительным изучением формы познания: чувственное (познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта) и рациональное (логическое познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида).
Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых, в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществлялся контакт человека с миром материальных объектов. Она – предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека.
Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение – исходная, элементарная форма чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.).
«Ощущение – это результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека (внешнее: зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; внутреннее: сигналы о внутреннем физиологическом состоянии организма). Благодаря ощущению человек способен чувствовать холод, тепло, боль, давление». [6, С. 122]
Существует мнение, что у человека формирование способности ощущения не ограничивается только его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важное место занимает обучение и воспитание.
Восприятие – это отражение человеком предметов в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств, что приводит к созданию целостных чувственных образов. У индивида оно формируется в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере своего развития и приобщения к культуре он выделяет и осознает предметы путем включения новых впечатлений в систему уже имеющихся знаний. В процессе восприятия человек отражает не только предметы природы в их естественном виде, но и предметы, созданные им самим. Восприятие осуществляется как посредством биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных приборов и механизмов, где важнейшей заслугой можно назвать компьютеризацию и растущую информатизацию.
Однако мир состоит
не из свойств и качеств, а из цельных
предметов, явлений, процессов. Охватить
эту целостность позволяет
Восприятие – синтез
ощущений, формирующий ценный образ
объекта. Оно зависит от самих
объектов, от прошлого опыта, от
психологического состояния
Наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти рождает представление.
“Представление” –
образ ранее воспринятого или
созданного воображением
Эту ограниченность снимает рациональное познание.
К рациональной (логической) ступени познания относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира.
Рациональное (логическое) мышление - способность к абстрактному, обобщенному мышлению в форме понятий, суждений, умозаключений, как к основным формам мыслительной деятельности человека. «Эта способность очень тесно связана с языком, так как любая мысль, чтобы быть понятой, должна быть выражена в языке».[4, С.233]
Понятие – это обобщенный логический образ предмета. Это означает, что оно лишено чувственности. Это мысль, в которой отражаются общие закономерные связи, существенные стороны, признаки предметов. Возникновение «понятия» - это переход от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности.
Суждение – мысль, в которой связываются несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами, т.е. утверждающая или отрицающая что-либо.
Умозаключение – мысль, посредством которой на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения.
При анализе мышления выделяют
уровень развития ума, как способности
к мышлению. Различают рассудок –
исходный уровень мышления, способность
оперировать абстракциями в рамках
заданной схемы. Разум – высшая ступень
рационального познания, позволяющий
творчески оперировать
Многочисленные данные
свидетельствуют в пользу
Интуиция - постижение истины, внезапное озарение, владение интеллектуальным знанием или созерцанием. Она дается ясно и отчетливо, ее результаты очевидны и не требуют доказательства.
Таким образом, интуитивной способности человека свойственны:
• неожиданность решения;
• неосознанность путей и средств решения;
•«непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов».[3, С. 268]
Эти признаки отделяют интуицию от логических объяснений. У разных людей, в различных ситуациях она может иметь разную степень отдаленности от реальности, быть необычной и не приемлемой в данном случае и т.д. Ее можно подразделить на несколько видов по специфике деятельности субъекта. То есть здесь главную роль играет особенность формы практической деятельности (техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная интуиция).
Существуют также
Память - свойство нервной системы, связанное со способностью хранения и воспроизведения информации о прошлом. «Основными ее видами являются чувственно-образная и вербально-рациональная, а также моторный, эмоциональный и аффективный виды памяти».
Воображение - способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся (мечтания, сновидения и другое). Оно связано с абстрактным мышлением, отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Научные открытия, выдвижение гипотез и рискованных предположений невозможны без воображения и еще оно очень тесно связанного с интуицией.
Интеллект определяется как высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям обычную разумную деятельность, направленная на постижение сущности предметов познания, основных первичных принципов.
Воля - способность выбирать цель и способы ее достижения. «Постоянная постановка проблем и стремление к их решению - двигательный механизм человеческого познания». [1,С. 127]
Талант - данная от природы способность к творческой деятельности в той или иной области. Природный талант можно развивать, а можно и постепенно утрачивать.