Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:55, реферат
Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и в мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и математики, физики, психологии, социологии, философской антропологии начался прогресс в человеческом познании, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.
Введение……………………………………………………………...3-5
1.Понятие познания и его виды…………………………………6-12
2.Средства и методы познания…………………………………13-19
3.Роль практики и истины в познавательном процессе…….20-26
4.Проблема границ субъекта и объекта познания…………..27-29
Заключение……………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………..31
Так, многообразие видов познавательных способностей соответствует характеру познавательной деятельности, которой может заниматься человек: познание может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных или технических науках. Обыденное познание представляет собой знания, полученные из повседневной жизни, практики. Обыденное познание «стихийно», основанное в основном на чувственном познании. Формы проявления обыденного познания - это пословицы, поговорки, сказки, традиции и т.д.
Научное же познание характеризуется такими признаками, как точность, строгость, упорядоченность, систематизация и выражается в научных гипотезах, понятиях, законах и научных теориях. В науке в наибольшей степени выражено стремление человека к познанию. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается «в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений». [7, С. 400]
Главное в науке – это устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий.
В последние годы возможности науки возросли за счет использования электронных средств получения и обработки информации.
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
Процесс познания может осуществляться с помощью эмпирического (теории и факты) и теоретического или рационального (гипотезы и законы) метода.
Эмпирический уровень – исследуемый объект отражается со стороны внешних связей, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Опытное исследование непосредственно направлено на объект. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых данных, их систематизация и классификация – основные приемы и средства – сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, которые влияют на протекание изучаемых процессов. При этом опыт не бывает слепым, он планируется и конструируется теорией.
Наблюдение – это
Эксперимент – это метод
исследования некоторого явления в
управляемых условиях. Отличается от
наблюдения активным взаимодействием
с изучаемым объектом. Обычно эксперимент
необходим для проверки гипотез,
установления причинных связей между
феноменами. Экспериментатор сознательно
и целенаправленно вмешивается
в естественный ход их протекания,
а сам эксперимент
По целям их можно поделить на две группы:
I. – эксперименты, с помощью которых осуществляется проверка различных теорий и гипотез;
II. – эксперименты, с помощью которых можно собирать информацию для уточнения тех или иных предположений.
По исследуемому объекту и характеру научной дисциплины они могут быть:
• физические;
• химические;
• биологические;
• космические;
• психологические;
• социальные.
Если нужно будет изучить какие-либо специальные явления или свойства предмета, то их круг может быть расширен.
Сегодня природа эксперимента очень изменилась, так как повысилась его техническая оснащенность. Поэтому появился новый метод эмпирического познания – моделирование. Модели (образцы, макеты, копии объекта-оригинала) заменяют собой объекты исследования тогда, когда изучаются, например, проблемы здоровья человека или исследуются свойства объекта, занимающего обширные пространства, находящегося достаточно удаленно от исследовательского центра и т. п.
По характеру методов и результатам исследования их подразделяют так:
1. «Качественные эксперименты, направленные на выявление последствий воздействия различных факторов на исследуемый процесс, когда можно пренебречь установлением точных количественных характеристик.
2. Количественные эксперименты, когда на первый план выдвигается задача точного измерения исследуемых параметров процесса или объекта». [1,С. 127]
Оба вида способствуют более полному раскрытию свойств и признаков предмета, приводя в итоге к его целостному познанию. Сегодня эксперимент никак не представляется без его предварительного планирования, причем важное место при этом занимает прогнозы ожидаемых результатов.
Теоретический опыт – опирается на силу абстрактного мышления, проникает в сущность явлений путем рациональной обработки данных опыта. Признаки теоретического познания: создание теоретической модели, общей картины и ее углубленный анализ. При этом широко используются такие познавательные приемы как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, внутринаучная рефлексия.
Оба уровня познания, то есть, эмпирическое и теоретическое, взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. И недопустима абсолютизация одного из уровней в ущерб другому.
Рассматривая теоретическое познание, определим его структурные компоненты, определяющие динамику научного знания. К ним относятся научный факт, проблема, гипотеза, теория.
Научный факт – факт, описанный в научных терминах и поддающийся проверке.
Проблема – форма знания, рожденная из потребности объяснить факт. Это своего рода знание о незнании – вопрос, требующий ответа. Правильно разрешить проблему – значит поставить вопросы и определить средства их решения.
Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин и становится научной истиной.
Теория – высшая
форма научного познания, дающая
целостное отображение
Теория должна удовлетворять двум требованиям: непротиворечивости и экспериментальной проверяемости. В ней выделяются следующие структурные элементы:
1. Исходные основания – понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы;
2. Идеализированный объект
– абстрактная модель
3. Логика теории;
4. Совокупность законов данной теории;
Ключевой элемент теории – закон.
К числу основных
функций теории относятся
В повышении качества научного исследования важен правильно выбранный метод.
Метод (греч. “путь к чему-либо”) это совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Иначе говоря, способ, инструмент, с помощью которого добывается знание. Метод разрабатывается на основе определенной теории. И в познании выступает как система регуляторов.
Многообразие видов
человеческой деятельности
Среди научных методов теоретического исследования выделяют:
1. Формализацию – отображение содержательного знания в формализованном языке, где формализованный язык - это система специализированных языковых средств или их символов с точными правилами сочетаемости.
2. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, основами которого являются аксиомы. Из аксиомы все положения теории выводятся логическим путем.
3. Гипотетико-дедуктивный метод – метод, сущность которого в создании системы гипотез, из которых дедуктивно выводятся утверждения об опытных фактах.
В научном исследовании
широко используются и
1. Анализ – реальное
или мысленное разделение
2. Абстрагирование –
процесс отвлечения от ряда
свойств с выделением
3. Идеализация – мыслительная
процедура, связанная с
4. Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему;
5. Дедукция – обратный индукции процесс, то есть движение мысли от общего к частному;
5. Аналогия – установление сходства в сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами;
6. Системный подход - совокупность общенаучных методов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.
Все названные и другие методы должны применяться в гносеологических исследованиях не порознь, а в их тесном единстве и динамическом взаимодействии.
«В настоящее время расширение предмета теории познания идет одновременно с обновлением и обогащением ее методологического арсенала: гносеологический анализ и аргументация начинают включать определенным образом переосмысленные результаты и методы специальных наук о познании». [2, С. 438]
РОЛЬ ПРАКТИКИ И ИСТИНЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
С введением практики в теорию познания выяснилось, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенаправленно воздействует на окружающую его действительность, преобразует и в ходе этих изменений познает ее.
Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами
«Практика и познание — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества ».[5,с. 61]
Познание имеет ряд функций по отношению к практике:
1) информативно-отражательная функция, т.е. познание, которое перерабатывает исходные данные, полученные от практики и производит понятия, гипотезы, теории, методы; познание является средством практической деятельности;
2) проектно-конструктивная
функция, т.е. познание, вырабатывающее
идеальные планы таких новых
типов человеческой
3) регулятивная функция,
т.е. познание, регулирующее практику,
обеспечивает управление
Практика имеет общественный характер, она объединяет в целое миллионы человеческих возможностей, устремлений, воли, направляя их к реализации общественных целей. Возможности практики обусловлены уровнем развития общества в целом.
Важнейшие формы практики:
• материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей;
• социальные действия —
преобразование общественного бытия,
изменение существующих социальных
отношений определенными «
• научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.
Важнейшими чертами практики как гносеологического феномена являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование материальных систем.
Основные функции практики в процессе познания:
1. Базисная функция, т.е. практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, определять время и т. д. Астрономия была востребована запросами торговли и мореплавания. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики;