Познание как вид деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:55, реферат

Описание работы

Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и в мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и математики, физики, психологии, социологии, философской антропологии начался прогресс в человеческом познании, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...3-5
1.Понятие познания и его виды…………………………………6-12
2.Средства и методы познания…………………………………13-19
3.Роль практики и истины в познавательном процессе…….20-26
4.Проблема границ субъекта и объекта познания…………..27-29
Заключение……………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………..31

Файлы: 1 файл

Реферат по антропологии.docx

— 63.07 Кб (Скачать файл)

2. Детерминирующая функция,  т.е.  практика  выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, в конечном счете, обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами — приборами, оборудованием и т. п., без которых оно не может быть успешным;

3. Целеполагающая функция,  т.е. практика опосредованно является целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы в той или иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания, в конечном счете, возвращаются в практику и активно влияют на ее развитие. Человек должен не только познавать и объяснять мир, но и использовать полученные знания для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, для создания полноценной жизни людей;

4. «Критериальная» функция, т.е. практика представляет собой решающий  критерий истины, она позволяет отделять истинные знания от заблуждений.

Таким образом, непосредственная цель познания в любой его форме — истина. Путь к ней обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах ее развертывания — заблуждение. Категории истины и заблуждения — ключевые в теории познания. Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, на которой мы и остановимся.

Заблуждение – это знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Например, заблуждением в целом является «теоретическая астрология», хотя отдельные моменты истины в ней имеются. Содержатся заблуждения и в научной астрономии, но в целом это область истинного знания, подтвержденная наблюдениями. Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т. д. Среди последних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др.

Заблуждения следует отличать ото лжи — преднамеренного искажения истины в корыстных интересах — и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации.  Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка — результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т. д. Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о «вечном двигателе»), либо превращаются в истинные знания (формирование химии из алхимии). Важнейшее условие преодоления заблуждений — изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углубление знаний. Создание этих предпосылок требует конструктивно-критического, а не апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к действительности, реализации метода «проб и ошибок» (К. Поппер).

Истина – знание, соответствующее  своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности — в живом созерцании или в мышлении. Достижение истины — непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.).

Каковы основные свойства истины?

Первое и исходное из них — объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца). Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее познают люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т. п. Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но оно было открыто И. Ньютоном в качестве истины, закона науки.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

Абсолютная и относительная истины — это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т. д. Это вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, «истина» о существовании эфира, понятия о теплороде и т. п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

Существуют две крайние  позиции в понимании отношения  абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм — изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо  подчеркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность - еще одно важное свойство истины. Это значит, что любое истинное знание (в науке, философии, искусстве и т. п.) всегда определяется в своем содержании и применении условиями данного места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее и точнее. Игнорирование определенности в ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод — в заблуждение. Даже такая простая истина, как 2+2=4 является таковой только в десятичной системе исчисления.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина — это не разные «сорта»  истин, а одно и то же истинное знание, со своими характерными признаками (свойствами).

        По вопросу «о критерии истины» в истории философии и науки высказывались различные точки зрения. В качестве такого критерия выдвигались: общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху — прагматизм (от греч. прагма — дело, действие); то, что соответствует условному соглашению — конвенционализм (от лат. конвенцио — договор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов, и т. д. Авторы этих и других концепций в поисках истины, как правило, не выходили за пределы самого знания.

Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность  критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. Проверка знания «на истину»  практикой не есть какой-то одноразовый  акт, нечто неизменное или зеркальное сличение. Она представляет собой процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и не определён, абсолютен и относителен. Абсолютен, в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

«В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии».      [1,С. 127]

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМА ГРАНИЦ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ

 

Изучая теорию познания, ученые пришли к выводу о том, что  его структура, как и структура  многих других явлений, подчиняется  принципу системности, то есть состоит  из простых частей и элементов. Ими, как правило, являются субъект и  объект.

«Субъект познания – это  носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания». Им может быть один человек (индивид) или различные социальные группы (общество в целом). В первом случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена, если человек активно участвует в познавательном процессе. Он может развивать и каждый раз увеличивать количество и качество своих познаний в той или иной областях». [4, С.235]

Но, в конечном счете, высшим производителем знания и мудрости является все человечество, так как оно  на протяжении многих веков накапливает  различные сведения о явлениях природы, о животных, о нравах и обычаях  различных народов. Так, собрав в  одно целое познания отдельных народов, можно сделать вывод, что каждый народ, производя свои какие-то нормы, идеи и ценности, фиксируемые в  культуре, выступает также как  особый субъект познавательной деятельности.

       «В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых, также в этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения». [7, С.411]

Объект познания – это  то, на что направлена практическая и познавательная деятельность этого  индивида. Объектом познания могут  быть как материальный мир (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение  и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) тоже могут стать  объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются или в ходе практической деятельности, или в ходе познания.

Так, можно сделать вывод, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга, так как  предмет – это только одна сторона  объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки, также понятие  предмета по объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Можно сказать, что и сам человек является объектом изучения многих наук — антропологии, биологии, медицины, психологии, социологии, философии и других. Однако каждая из них видит человека под своим «углом зрения».

Кант утверждал, что познание всегда будет являться ограниченным (агностицизм: существуют границы познания, но не отрицаются познавательные возможности  человека, его потенциал). Познание – это постоянная проблема человека.

Границами познания выступают  понятия, идеи, теории. «За пределами  данных вещей существует чуждый или  враждебный мир (человеку), а отраженный в понятиях и теориях мир. Отсюда объектом познания является не просто окружающий человека мир, а воздействующие на человека внешние обстоятельства, воздействующие наиболее актуально  и активно. Отсюда познаются именно эти объекты, то есть познание всегда актуально».[8, С. 241]

Границы субъекта и объекта  познания определяются практическими  потребностями времени и достигнутым  уровнем знаний о мире. За последние сто лет значительно расширились границы объекта познания, а вместе с этим и круг познавательных интересов, на много вырос интеллектуальный потенциал человечества, а значит, и его познавательные возможности.

Так, можно сказать, что  развитие познания определяется потребностями  общества в целом, общим уровнем  интеллектуального потенциала общества. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создает фон  и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения  познания вперед. В основе движения познания лежит разрушение и возникновение  все вновь и вновь, противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественных потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каждому человеку свойственно  стремление к познанию, к истине, к знанию. Поэтому процесс познания не прервется, пока существуют науки, природно-географические, экономические, материально-технические, социокультурные и теоретические  моменты, существует мир, который человек  может познать, использую огромное количество своих способностей, данных ему природой, и материально-технические  средства, созданные им самим.

Информация о работе Познание как вид деятельности человека