Права, обязанности и ответственность граждан РФ в области защиты от ЧС и социальная защита пострадавших

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях развития общества решение проблем, связанных с обеспечением безопасной жизнедеятельности человека во всех сферах его деятельности от опасных и вредных факторов, является актуальным.
Это обусловлено тем, что в последние годы в нашей стране и за рубежом происходит множество чрезвычайных ситуаций различного характера.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….….3
Основные термины и определения………………………………………………………4
Глава 1. «Характеристика ЧС техногенного характера»……………… ……...…6
Основные факторы возникновения опасных и ЧС …………………………..................6
Виды опасных и ЧС ……………………………………………………………………....7
Предупреждение ЧС……………………………………………………………………..11
Глава 2. «Права и обязанности граждан. Задачи РСЧС»………………… …....12
Права, ответственность и обязанности граждан РФ…………………………………..12
Задачи РСЧС…………………………………………………………………………......15
Глава 3. «Защита населения от ЧС техногенного характера»…………………..18
Способы коллективной и индивидуальной защиты в ЧС ……………………………18
Мероприятия по локализации последствий ЧС и защита населения………………...20
Заключение………………………………………………………………………….……22
Список литературы………………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

БЖД Курсовая работа Величко Юлии 1 курс ДАХ.docx

— 48.62 Кб (Скачать файл)

 

• ураганы, смерчи, бури силой 10 и более баллов по 17-балльной шкале;

• катастрофические затопления и наводнения, образовавшиеся в результате разрушения гидротехнических сооружений, землетрясений, горных обвалов и оползней, паводков, половодья или нагонных явлений и цунами;

• сели, оползни, обвалы, лавины, снежные заносы и карстовые явления, вызвавшие разрушения в городах, на транспортных, энергетических и других инженерных сетях, образование завалов и т. п.;

•массовые, лесные и торфяные пожары, принявшие неуправляемый характер и повлёкшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения региона;

• факторы риска биолого-социального  характера: эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.

5. ЧС военно-политического характера в мирное время:

• одиночный (случайный) ракетно-ядерный  удар, нанесенный с акватории нейтральных вод кораблем неустановленной принадлежности или падение носителя ядерного оружия с взрывом боевой части;

•падение носителя ядерного оружия с разрушением или без разрушения боевой части;

• вооруженное нападение  на штабы, пункты управления, узлы связи, склады войсковых соединений и частей.

 

Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Огромное значение имеет  организация работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Основными направлениями  предупреждения ЧС, уменьшения потерь и ущерба от них являются:

• мониторинг окружающей природной  среды и состояния объектов народного  хозяйства;

• прогнозирование ЧС природного и техногенного характера и оценка их риска;

• рациональное размещение производительных сил по территории страны с точки зрения природной  и техногенной безопасности;

• предотвращение в возможных  пределах некоторых неблагоприятных  и опасных природных, техногенных  явлений и процессов путем  систематического снижения их накапливающегося потенциала;

• предотвращение аварий и  техногенных катастроф путем  повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

• разработка и осуществление  технологических мер по снижению возможных потерь и ущерба от ЧС на конкретных объектах и территориях.

• декларирование промышленной безопасности и лицензирование видов  деятельности в области промышленной безопасности;

• проведение государственной  политики в области защиты населения  и территорий от ЧС;

• проведение государственного надзора и контроля по вопросам природной  и техногенной безопасности;

• страхование природных  и техногенных рисков;

• информирование населения  о потенциальных природных и  техногенных угрозах на территории проживания.

 

Глава 2. «Права, ответственность и обязанности граждан РФ. Задачи РСЧС»

Права, обязанности, ответственность граждан  России

Законом Российской Федерации "О  защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера" определены права, обязанности и ответственность  граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей  и участие в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Граждане России имеют  право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, в любом населенном пункте; при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев, областей, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях; получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население на той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС; участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации ЧС; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на государственное социальное страхование, на получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации ЧС; на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученными при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученных при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.

Полезно напомнить, что после аварии на Чернобыльской АЭС было принято  около десяти различных постановлений  о льготах и пенсиях участникам ликвидации ее последствий. Позже утверждены и разосланы в местные органы власти и райсобесы разъяснения, в которых освещены вопросы оплаты труда, исчисления льготного стажа  и назначения пенсий.

Обязанности граждан

Каждый россиянин  обязан: активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ; соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям; изучать основные способы защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях; знать сигналы оповещения и порядок действия по ним; четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при первой возможности оказывать содействие в проведении спасательных и других неотложных работ.

Кроме общих обязанностей и требований на каждом объекте, исходя из специфики  производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть разработаны свои правила поведения  и порядок действий как всего  персонала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайных ситуаций. Это могут быть правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и технологических систем; меры безопасности при проведении аварийных, спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях и сооружениях; особенности действий в зонах заражения вредными, ядовитыми и радиоактивными веществами; специфика выполнения задач по ликвидации ЧС в ночное время и в непогоду.

Ответственность граждан

С появлением уже упоминавшегося Закона должно в корне измениться отношение  всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей  предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, к проблемам обеспечения  защиты населения и территорий. По-другому  надо взглянуть на весь комплекс защитных мероприятий и самому населению. Если раньше многие считали, что изучение вопросов защиты в чрезвычайных ситуациях - дело общественное или даже личное и зависит от сознательности и  пожеланий каждого, то теперь это  не так. Требование Закона - это не пожелания, не призыв и не лозунг, а то, что  подлежит обязательному исполнению.

Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области  защиты населения и территории, несут  дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В  свою очередь, организации (предприятия, учреждения, учебные заведения) несут  административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством  субъектов Российской Федерации. 

Основные  задачи, силы и средства РСЧС

Основными задачами РСЧС являются: организация оповещения и информирование населения; проведение мероприятий по защите населения и территорий; ликвидация чрезвычайных ситуаций; оказание гуманитарной помощи; подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения; пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

Федеральные органы исполнительной власти располагают  специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно  до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются: на силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и  контроля включают: подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.); контрольно-инспекционную службу (Минэкологии); службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами; ветеринарную службу; сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО; лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья; службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь  соединения, части и подразделения  МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Основу этих сил  составляют войска ГО, подразделения  поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее  время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в  составе спасательных бригад создаются  воздушно-десантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.

Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный  Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком  состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно  доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд  призван оперативно реагировать  на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают  и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и пожарные поезда.

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных  ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо - и пропускной режим. В ведении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия  по обеспечению государственной  безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство  здравоохранения - это одна из подсистем  РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Минтопэнерго, Минатом  имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных  объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Министерство  сельского хозяйства располагает  лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация  и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и  тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная  спортивно-техническая организация (РОСТО), став правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).

Кроме перечисленных  сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что  везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

Информация о работе Права, обязанности и ответственность граждан РФ в области защиты от ЧС и социальная защита пострадавших