Права, обязанности и ответственность граждан РФ в области защиты от ЧС и социальная защита пострадавших

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях развития общества решение проблем, связанных с обеспечением безопасной жизнедеятельности человека во всех сферах его деятельности от опасных и вредных факторов, является актуальным.
Это обусловлено тем, что в последние годы в нашей стране и за рубежом происходит множество чрезвычайных ситуаций различного характера.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….….3
Основные термины и определения………………………………………………………4
Глава 1. «Характеристика ЧС техногенного характера»……………… ……...…6
Основные факторы возникновения опасных и ЧС …………………………..................6
Виды опасных и ЧС ……………………………………………………………………....7
Предупреждение ЧС……………………………………………………………………..11
Глава 2. «Права и обязанности граждан. Задачи РСЧС»………………… …....12
Права, ответственность и обязанности граждан РФ…………………………………..12
Задачи РСЧС…………………………………………………………………………......15
Глава 3. «Защита населения от ЧС техногенного характера»…………………..18
Способы коллективной и индивидуальной защиты в ЧС ……………………………18
Мероприятия по локализации последствий ЧС и защита населения………………...20
Заключение………………………………………………………………………….……22
Список литературы………………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

БЖД Курсовая работа Величко Юлии 1 курс ДАХ.docx

— 48.62 Кб (Скачать файл)

 

Глава 3. «Защита населения от ЧС техногенного характера»

Способы коллективной и индивидуальной защиты  чрезвычайных ситуациях  техногенного происхождения

Органы  управления по делам  гражданской  обороны и чрезвычайным ситуациям 

Органами управления по делам гражданской обороны и  чрезвычайным ситуациям являются:

• на федеральном уровне – Единая государственная система  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов  исполнительной власти субъектов РФ;

• на региональном уровне – региональные центры ГО, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС);

• на территориальном и  местном уровнях – органы управления по делам ГО и ЧС, созданные при  органах исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и при органах  местного самоуправления;

• на объектовом уровне –  отделы (секторы или специально назначенные  лица) по делам ГО и ЧС.

Подготовка  населения в  области  защиты от  чрезвычайных  ситуаций

Проблема безопасности взрослых и детей в современных  условиях особенно актуальна. Для ее решения необходимо обучать население  основам безопасного поведения. Курс должен быть направлен на формирование у обучающихся сознательного  и ответственного отношения к  вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, приобретение знаний и  умений распознавать и оценивать  факторы ЧС, определять способы защиты, ликвидировать вредные последствия  ЧС.

Порядок подготовки населения  в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера утвержденное Постановлением от 4 сентября 2003 г. №547. Правительства Российской Федерации В соответствии с этим постановлением подготовке в области защиты от ЧС подлежат:

• население, занятое в  сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального  образования;

• руководители федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и специалисты в области защиты от ЧС;

• работники федеральных  органов исполнительной власти, органов  субъектов РФ, органов местного государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

• население, не занятое  в сферах производства и обслуживания.

 

Основными задачами подготовки в области  защиты от ЧС являются:

• обучение всех групп населения  правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты;

• обучение (переподготовка) руководителей всех уровней к действиям по защите населения от ЧС;

•выработка у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительской власти, органов исполнительской власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС;

•практическое  усвоение работниками в составе сил Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС своих обязанностей при действиях ЧС.

 

 Организация мероприятий по  локализации последствий чрезвычайных  ситуаций и защите населения

Принципы защиты населения в  чрезвычайных ситуациях

В основу защиты населения  в ЧС и обеспечения его жизнедеятельности заложены следующие принципы:

•заблаговременная подготовка и осуществление защитных мероприятий по всей территории РФ, что предполагает накопление средств защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности;

• дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения этих мероприятий в зависимости от вида источников опасных и вредных факторов, характерных для данного региона;

• комплексность проведения защитных мероприятий для создания безопасных условий во всех сферах деятельности человека в любых условиях, что обуславливается большим разнообразием опасных и вредных факторов среды обитания и заключается в эффективном применении способов и средств защиты от последствий стихийных бедствий, производственных аварий и т. д.

 

Способы защиты населения

При планировании мероприятий  по борьбе с авариями надо учитывать, что они включают 5 этапов:

• накопление отклонений от нормального процесса;

• инициирование аварии;

• развитие аварии, во время  которой оказывается воздействие на людей, природную среду и объекты народного хозяйства;

• проведение спасательных и других неотложных работ, локализация  аварии;

• восстановление жизнедеятельности  после ликвидации последствий аварии.

В соответствии с этим выделяют основные способы защиты населения  в ЧС:

• укрытие населения  в защитных сооружениях (средства коллективной защиты);

• использование средств  индивидуальной и медицинской защиты;

• рассредоточение и  эвакуация населения из опасной  зоны.

Наряду с этим в целях  защиты населения должны проводиться следующие мероприятия:

• всеобщее обязательное обучение населения способам защиты и действиям  в ЧС;

• своевременное оповещение населения об угрозе возникновения  ЧС;

• радиационная, химическая и бактериологическая разведка, дозиметрический и лабораторный контроль;

•защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений от заражения радиоактивными веществами, сильнодействующими химическими и бактериологическими средствами;

• специальные профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

• санитарная обработка  людей, специальная обработка одежды, обуви, обеззараживание территории.

 

Заключение

Сложившееся на сегодняшний день социально-экономическое  положение во многих регионах Российской Федерации увеличивает вероятность  возникновения разнообразных техногенных  катастроф. Тяжелые стихийные бедствия приводят к очень сложной медико-санитарной обстановке со значительным количеством  санитарных и безвозвратных потерь, уничтожением материальных ценностей, ухудшением санитарно-гигиенической  и эпидемиологической ситуации в  зоне чрезвычайной ситуации.

Потенциально опасными для населения  региона средовыми факторами, нарушающими  условия жизнедеятельности и  снижающими качество жизни в случаях  возникновения ЧС, могут быть признаны: нестабильный температурный режим, обширность площадей, занимаемых торфяниками  и легко воспламеняющимися лесами, а также численность объектов, создающих угрозу затоплений.

К приоритетным социально-экономическим  факторам, провоцирующим возникновение  ЧС должны быть отнесены обветшалость жилого фонда, низкое качество дорог  и большая площадь территорий занятых опасными предприятиями  в промышленных центрах региона.

Государственная политика обеспечения  безопасности жизнедеятельности должна осуществляться с учетом региональных особенностей. При ее реализации необходимо учитывать все природные, этнокультурные, политико-экономические и другие особенности регионов.

Она должна строиться на сочетании интересов и распределении ответственности между федеральным, региональным и местным уровнями, между государственными органами, частным предпринимательством и неправительственными общественными организациями.

 

Список используемой литературы

  1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2006г. - 474с.
  2. Белова С.В. Безопасность жизнедеятельности Учебник для вузов М: 2009г. -618с
  3. Шубина Е.П. Гражданская оборона Учебник для вузов М.: Просвещение, 2008г. - 223 с.
  4. Атаманюк В.Г. Гражданская оборона Учебник М.: Высш. шк., 2006г. - 207 с.
  5. Бобок С.А. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий: Учебное пособие для вузов М.: ГНОМ и Д, 2000г.
  6. Семенов С.Н. Проведение занятий по гражданской обороне Методическое пособие  М.: Высшая школа, 2009г. - 96 с.

 


Информация о работе Права, обязанности и ответственность граждан РФ в области защиты от ЧС и социальная защита пострадавших