Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 00:32, курсовая работа
В современных условиях развития общества решение проблем, связанных с обеспечением безопасной жизнедеятельности человека во всех сферах его деятельности от опасных и вредных факторов, является актуальным.
Это обусловлено тем, что в последние годы в нашей стране и за рубежом происходит множество чрезвычайных ситуаций различного характера.
Введение ……………………………………………………………………………….….3
Основные термины и определения………………………………………………………4
Глава 1. «Характеристика ЧС техногенного характера»……………… ……...…6
Основные факторы возникновения опасных и ЧС …………………………..................6
Виды опасных и ЧС ……………………………………………………………………....7
Предупреждение ЧС……………………………………………………………………..11
Глава 2. «Права и обязанности граждан. Задачи РСЧС»………………… …....12
Права, ответственность и обязанности граждан РФ…………………………………..12
Задачи РСЧС…………………………………………………………………………......15
Глава 3. «Защита населения от ЧС техногенного характера»…………………..18
Способы коллективной и индивидуальной защиты в ЧС ……………………………18
Мероприятия по локализации последствий ЧС и защита населения………………...20
Заключение………………………………………………………………………….……22
Список литературы………………………………………………………………………23
Глава 3. «Защита населения от ЧС техногенного характера»
Способы коллективной и индивидуальной защиты чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения
Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
• на федеральном уровне – Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ;
• на региональном уровне – региональные центры ГО, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС);
• на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам ГО и ЧС, созданные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;
• на объектовом уровне – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Проблема безопасности
взрослых и детей в современных
условиях особенно актуальна. Для ее
решения необходимо обучать население
основам безопасного поведения.
Курс должен быть направлен на формирование
у обучающихся сознательного
и ответственного отношения к
вопросам личной безопасности, безопасности
окружающих, приобретение знаний и
умений распознавать и оценивать
факторы ЧС, определять способы защиты,
ликвидировать вредные
Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера утвержденное Постановлением от 4 сентября 2003 г. №547. Правительства Российской Федерации В соответствии с этим постановлением подготовке в области защиты от ЧС подлежат:
• население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
• руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и специалисты в области защиты от ЧС;
• работники федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов РФ, органов местного государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
• население, не занятое в сферах производства и обслуживания.
Основными задачами подготовки в области защиты от ЧС являются:
• обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты;
• обучение (переподготовка) руководителей всех уровней к действиям по защите населения от ЧС;
•выработка у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительской власти, органов исполнительской власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС;
•практическое усвоение работниками в составе сил Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС своих обязанностей при действиях ЧС.
Организация мероприятий по
локализации последствий
Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
В основу защиты населения
в ЧС и обеспечения его
•заблаговременная подготовка и осуществление защитных мероприятий по всей территории РФ, что предполагает накопление средств защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности;
• дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения этих мероприятий в зависимости от вида источников опасных и вредных факторов, характерных для данного региона;
• комплексность проведения защитных мероприятий для создания безопасных условий во всех сферах деятельности человека в любых условиях, что обуславливается большим разнообразием опасных и вредных факторов среды обитания и заключается в эффективном применении способов и средств защиты от последствий стихийных бедствий, производственных аварий и т. д.
Способы защиты населения
При планировании мероприятий по борьбе с авариями надо учитывать, что они включают 5 этапов:
• накопление отклонений от нормального процесса;
• инициирование аварии;
• развитие аварии, во время
которой оказывается
• проведение спасательных и других неотложных работ, локализация аварии;
• восстановление жизнедеятельности после ликвидации последствий аварии.
В соответствии с этим выделяют основные способы защиты населения в ЧС:
• укрытие населения в защитных сооружениях (средства коллективной защиты);
• использование средств индивидуальной и медицинской защиты;
• рассредоточение и эвакуация населения из опасной зоны.
Наряду с этим в целях защиты населения должны проводиться следующие мероприятия:
• всеобщее обязательное обучение населения способам защиты и действиям в ЧС;
• своевременное оповещение населения об угрозе возникновения ЧС;
• радиационная, химическая и бактериологическая разведка, дозиметрический и лабораторный контроль;
•защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений от заражения радиоактивными веществами, сильнодействующими химическими и бактериологическими средствами;
• специальные профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;
• санитарная обработка людей, специальная обработка одежды, обуви, обеззараживание территории.
Заключение
Сложившееся на сегодняшний день социально-экономическое
положение во многих регионах Российской
Федерации увеличивает
Потенциально опасными для населения
региона средовыми факторами, нарушающими
условия жизнедеятельности и
снижающими качество жизни в случаях
возникновения ЧС, могут быть признаны:
нестабильный температурный режим,
обширность площадей, занимаемых торфяниками
и легко воспламеняющимися
К приоритетным социально-экономическим факторам, провоцирующим возникновение ЧС должны быть отнесены обветшалость жилого фонда, низкое качество дорог и большая площадь территорий занятых опасными предприятиями в промышленных центрах региона.
Государственная политика обеспечения
безопасности жизнедеятельности должна
осуществляться с учетом региональных
особенностей. При ее реализации необходимо
учитывать все природные, этнокультурные,
политико-экономические и
Она должна строиться на сочетании интересов и распределении ответственности между федеральным, региональным и местным уровнями, между государственными органами, частным предпринимательством и неправительственными общественными организациями.
Список используемой литературы