Правовое регулирование в области защиты населения от ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

В целях совершенствования законодательства в области предупреждения и ликвидации ЧС в течение последних пяти лет в Российской Федерации достаточно интенсивно идет процесс формирования нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, представляющей собой ряд законов и подзаконных актов различного уровня. Среди них – более 50 законов, свыше 20 указов Президента Российской Федерации, около 300 постановлений Правительства Российской Федерации и утвержденных ими нормативных документов.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………..….3
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС……...4
3. Нормативно- правовая база……………………………………………………8
4. Ликвидация последствий ЧС………………………………………………….18
5. Заключение……………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

бжд.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Сибирский государственный  технологический университет»

 

 

 

Реферат

«Современное состояние правового регулирования

в области защиты населения  от ЧС природного,

техногенного и социального  характера»

 

 

 

Подготовил:

 студентка очного отделения

группы 71-1

Вагнер И.А.

Проверил:

Чурин А.И.

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

Содержание.

1. Введение……………………………………………………………………..….3

2. Единая государственная  система предупреждения и ликвидации  ЧС……...4

3. Нормативно- правовая база……………………………………………………8

4. Ликвидация последствий ЧС………………………………………………….18

5. Заключение……………………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Масштабность, частота и  разнообразие происходящих на территории России чрезвычайных ситуаций, их негативное воздействие на окружающую среду и социальную обстановку в обществе требуют соответствующих мер экономического и правового характера по предупреждению и ликвидации ЧС, а также совершенствования правового регулирования отношений в этой области. Защита населения и территорий от ЧС является одной из основополагающих функций государства. Законодательной и нормативной правовой основой в области организации и функционирования предупреждения и ликвидации  ЧС является Конституция Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями,  эпидемиями и ликвидации их последствий является предметом совместного ведения Российской Федерации и входящих в ее состав республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов.

В целях совершенствования  законодательства в области предупреждения и ликвидации ЧС в течение последних пяти лет в Российской Федерации достаточно интенсивно идет процесс формирования нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, представляющей собой ряд законов и подзаконных актов различного уровня. Среди них – более 50 законов, свыше 20 указов Президента Российской Федерации, около 300 постановлений Правительства Российской Федерации и утвержденных ими нормативных документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Единая государственная  система предупреждения и ликвидации ЧС.

В соответствии с Федеральным  законом «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года функционирует Единая российская государственная система  предупреждения и ликвидации стихийных  бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы  защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных  бедствий или уменьшить их воздействие. Основная цель РСЧС – объединение  усилий центральных и региональных органов предварительной и исполнительной власти, а также организаций и  учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.                 РСЧС базируется на не скольких правилах:

- признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС

- соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего

- снижение вероятности возникновения ЧС

- приоритет профилактической работе

- комплексный подход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий

- построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.

РСЧС состоит из территориальных  и функциональных подсистем и  имеет пять уровней: федеральный, региональный (несколько субъектов РФ), территориальный (территория субъекта РФ), местный (район, город) и объектовый (организация, предприятие). Территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. Главный руководящий орган – комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Функциональные подсистемы создают в министерствах, ведомствах и организация РФ. Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий. 
Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России). 

Силы и средства РСЧС поздравляются  на:

- силы и средства наблюдения и контроля 
- силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный  надзор, инспекцию, мониторинг и контроль состояния природной среды опасных  объектов, здоровья людей. Силы и средства ликвидации последствий ЧС военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных федеральных организаций и других служб защиты животных и растений Минсельпрода; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; соединение гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы, соединений и частей радиационной химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; восстановительных и пожарных поездов МПС; аварийно-спасательных служб ВМФ России и др.

Их функции: 
- оказание помощи в случае их возникновения

- определение порядок привлечения Войск гражданской обороны РФ

- определяет порядок сбора и обмена информации по всем вопросам ЧС

- принимает другие необходимые решения по своей компетенции и издает нормативно-правовые активы в области защиты населения и территорий от ЧС

Органы государственной  власти субъектов РФ:

- принимают законы и другие нормативные правовые акты в области защиты населения и своей территории от ЧС

- осуществляют подготовку и содержание в готовности сил и средств для защиты от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в условиях ЧС

- принимают решения о проведении, при необходимости, эвакуационных мероприятий и обеспечивают их проведение

- обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникшей ЧС

- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы

- поддерживают общественный порядок в ходе их проведения

- при необходимости обращаются за помощью к Правительству РФ

- осуществляют финансирование мероприятий для защиты населения и территорий от ЧС

- создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС

- создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС.

Органы местного самоуправления самостоятельно:

- осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств защиты населения и территории от ЧС, организуют обучение населения способам защиты и действиями в этих ситуациях

- принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организуют их проведение

- осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС

- осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и своей территории от ЧС

- создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС

- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, поддерживают общественный порядок при их проведении

- при недостаточности сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ

- содействуют при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решения задач в области защиты населения и территории местного региона от ЧС. 

Организации, эксплуатирующие  потенциально-опасные с точки  зрения ЧС объекты, обязаны: 

- планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников в своих объектов от ЧС

- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта в условиях ЧС

- подготовить необходимые силы и средства для предупреждения и ликвидации ЧС

- создать и поддерживать в постоянной готовности системы оповещения о ЧС 
 
Территория РФ разделения на 9 регионов, в которых созданы региональные центры РСЧС (Москва, Санкт-Петербург, Ростов – на – Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск). 
 
Система РСЧС функционирует в трех режимах: 
 
1. Режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке. 
 
2. Режим повышенной готовности – функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны. 
 
3. Чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения. 
 
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство, МЧС или соответствующие комиссии по ЧС. 
Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат: население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и профессионального высшего образования.

Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

- обучение всех групп населения правилам поведения и способам защиты от чрезвычайных ситуаций

- обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим

- ознакомление с правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты

- подготовка учащихся общеобразовательных учреждений начального, среднего и профессионального высшего образования, осуществляемая в учебное время по образовательным программам защиты от чрезвычайных ситуаций

- обеспечение проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с разработанными планами

- создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; информация в области защиты населения и территории от ЧС

- все проекты технологических процессов, объектов производственного и социального назначения, которые могут быть источниками ЧС, или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, проходят обязательную государственную экспертизу.

 

Нормативно- правовая база.

Общим для всех нормативных  правовых актов является их универсальность и применимость ко всем отношениям, возникающим в связи с предупреждением или ликвидацией ЧС, без присущей специальному законодательству отраслевой специфики.

Центральное место в группе базовых нормативных правовых актов  в области обеспечения безопасности от ЧС занимает  Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты лиц, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от ЧС природного и техногенного характера. С целью совершенствования механизмов регулирования отношений в области защиты населения и территорий от ЧС в течение последних пяти лет в указанный закон внесен ряд важных изменений. Изменения коснулись следующих направлений правового регулирования.

Определено понятие "Специализированные технические средства оповещения и  информирования населения в местах массового пребывания людей" и закреплен порядок их  использования. Задекларировано, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от ЧС основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права. Законодательно закреплено право органов местного самоуправления принимать правовые акты по вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Закон дополнен правовыми нормами в области обеспечения безопасности людей на водных объектах и подготовки населения к действиям в ЧС, организации разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения ЧС на водных объектах. Также установлены полномочия Правительства РФ в части определения порядка привлечения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (ГО), предупреждения и ликвидации ЧС.

За пятилетний период изменения  норм права в области обеспечения защиты населения и территорий от ЧС коснулись и других не менее важных нормативных правовых актов. В  Федеральном законе от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" закреплено право органов местного самоуправления принимать правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, закреплено положение, о том, что профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.

Информация о работе Правовое регулирование в области защиты населения от ЧС