Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:26, реферат
В целях совершенствования законодательства в области предупреждения и ликвидации ЧС в течение последних пяти лет в Российской Федерации достаточно интенсивно идет процесс формирования нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, представляющей собой ряд законов и подзаконных актов различного уровня. Среди них – более 50 законов, свыше 20 указов Президента Российской Федерации, около 300 постановлений Правительства Российской Федерации и утвержденных ими нормативных документов.
1. Введение……………………………………………………………………..….3
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС……...4
3. Нормативно- правовая база……………………………………………………8
4. Ликвидация последствий ЧС………………………………………………….18
5. Заключение……………………………………………………………………..22
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Реферат
«Современное состояние правового регулирования
в области защиты населения от ЧС природного,
техногенного и социального характера»
Подготовил:
студентка очного отделения
группы 71-1
Вагнер И.А.
Проверил:
Чурин А.И.
Красноярск 2012
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………
2. Единая государственная
система предупреждения и
3. Нормативно- правовая база……………………………………………………8
4. Ликвидация последствий ЧС………………………………………………….18
5. Заключение……………………………………………………
Введение.
Масштабность, частота и разнообразие происходящих на территории России чрезвычайных ситуаций, их негативное воздействие на окружающую среду и социальную обстановку в обществе требуют соответствующих мер экономического и правового характера по предупреждению и ликвидации ЧС, а также совершенствования правового регулирования отношений в этой области. Защита населения и территорий от ЧС является одной из основополагающих функций государства. Законодательной и нормативной правовой основой в области организации и функционирования предупреждения и ликвидации ЧС является Конституция Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий является предметом совместного ведения Российской Федерации и входящих в ее состав республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов.
В целях совершенствования законодательства в области предупреждения и ликвидации ЧС в течение последних пяти лет в Российской Федерации достаточно интенсивно идет процесс формирования нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, представляющей собой ряд законов и подзаконных актов различного уровня. Среди них – более 50 законов, свыше 20 указов Президента Российской Федерации, около 300 постановлений Правительства Российской Федерации и утвержденных ими нормативных документов.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
В соответствии с Федеральным
законом «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»
от 11 ноября 1994 года функционирует Единая
российская государственная система
предупреждения и ликвидации стихийных
бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС),
которая располагает органами управления,
силами и средствами для того, чтобы
защитить население и национальное
достояние от воздействия катастроф,
аварий, экологических и стихийных
бедствий или уменьшить их воздействие.
Основная цель РСЧС – объединение
усилий центральных и региональных
органов предварительной и
- признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС
- соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего
- снижение вероятности возникновения ЧС
- приоритет профилактической работе
- комплексный подход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий
- построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.
РСЧС состоит из территориальных
и функциональных подсистем и
имеет пять уровней: федеральный, региональный
(несколько субъектов РФ), территориальный
(территория субъекта РФ), местный (район,
город) и объектовый (организация, предприятие). Территориальная
подсистема предназначена для предупреждения
и ликвидации ЧС на подведомственной территории.
Главный руководящий орган – комиссия
по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий.
Рабочими органами территориальных КЧС
являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации
последствий стихийных бедствий. Функциональные
подсистемы создают в министерствах, ведомствах
и организация РФ. Задача их состоит в
наблюдении и контроле за состоянием окружающей
среды и обстановкой на потенциально опасных
объектах, ликвидации ЧС, защите персонала
и населения территорий.
Руководство всей системой РСЧС осуществляет
Министерство по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
стихийных бедствий (МЧС России).
Силы и средства РСЧС поздравляются на:
- силы и средства наблюдения
и контроля
- силы и средства ликвидации последствий
ЧС.
Силы и средства наблюдения
и контроля включают: органы, службы,
учреждения, осуществляющие государственный
надзор, инспекцию, мониторинг и контроль
состояния природной среды
Их функции:
- оказание помощи в случае их возникновения
- определение порядок привлечения Войск гражданской обороны РФ
- определяет порядок сбора и обмена информации по всем вопросам ЧС
- принимает другие необходимые решения по своей компетенции и издает нормативно-правовые активы в области защиты населения и территорий от ЧС
Органы государственной власти субъектов РФ:
- принимают законы и другие нормативные правовые акты в области защиты населения и своей территории от ЧС
- осуществляют подготовку и содержание в готовности сил и средств для защиты от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в условиях ЧС
- принимают решения о проведении, при необходимости, эвакуационных мероприятий и обеспечивают их проведение
- обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникшей ЧС
- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы
- поддерживают общественный порядок в ходе их проведения
- при необходимости обращаются за помощью к Правительству РФ
- осуществляют финансирование мероприятий для защиты населения и территорий от ЧС
- создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС
- создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС.
Органы местного самоуправления самостоятельно:
- осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств защиты населения и территории от ЧС, организуют обучение населения способам защиты и действиями в этих ситуациях
- принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организуют их проведение
- осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС
- осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и своей территории от ЧС
- создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС
- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, поддерживают общественный порядок при их проведении
- при недостаточности сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ
- содействуют при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решения задач в области защиты населения и территории местного региона от ЧС.
Организации, эксплуатирующие потенциально-опасные с точки зрения ЧС объекты, обязаны:
- планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников в своих объектов от ЧС
- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта в условиях ЧС
- подготовить необходимые силы и средства для предупреждения и ликвидации ЧС
- создать и поддерживать в постоянной
готовности системы оповещения о ЧС
Территория РФ разделения на 9 регионов,
в которых созданы региональные центры
РСЧС (Москва, Санкт-Петербург, Ростов
– на – Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск,
Красноярск, Чита, Хабаровск).
Система РСЧС функционирует в трех режимах:
1. Режим повседневной деятельности –
функционирование системы в мирное время
при нормальной производственно-промышленной,
радиационной, химической, биологической,
гидрометеорологической и сейсмической
обстановке.
2. Режим повышенной готовности – функционирование
систем при ухудшении обстановки и получении
прогноза о возможности возникновения
ЧС, угрозе войны.
3. Чрезвычайный режим – функционирование
системы при возникновении и ликвидации
ЧС в мирное время, а также в случае применения
современных средств поражения.
Решение о введении соответствующих режимов
в зависимости от масштабов ЧС принимает
Правительство, МЧС или соответствующие
комиссии по ЧС.
Подготовке в области защиты от чрезвычайных
ситуаций подлежат: население, занятое
в сферах производства и обслуживания,
учащиеся общеобразовательных учреждений
и учреждений начального, среднего и профессионального
высшего образования.
Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
- обучение всех групп населения правилам поведения и способам защиты от чрезвычайных ситуаций
- обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим
- ознакомление с правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты
- подготовка учащихся общеобразовательных учреждений начального, среднего и профессионального высшего образования, осуществляемая в учебное время по образовательным программам защиты от чрезвычайных ситуаций
- обеспечение проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с разработанными планами
- создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; информация в области защиты населения и территории от ЧС
- все проекты технологических процессов, объектов производственного и социального назначения, которые могут быть источниками ЧС, или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, проходят обязательную государственную экспертизу.
Нормативно- правовая база.
Общим для всех нормативных правовых актов является их универсальность и применимость ко всем отношениям, возникающим в связи с предупреждением или ликвидацией ЧС, без присущей специальному законодательству отраслевой специфики.
Центральное место в группе
базовых нормативных правовых актов
в области обеспечения
Определено понятие "Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей" и закреплен порядок их использования. Задекларировано, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от ЧС основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права. Законодательно закреплено право органов местного самоуправления принимать правовые акты по вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Закон дополнен правовыми нормами в области обеспечения безопасности людей на водных объектах и подготовки населения к действиям в ЧС, организации разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения ЧС на водных объектах. Также установлены полномочия Правительства РФ в части определения порядка привлечения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (ГО), предупреждения и ликвидации ЧС.
За пятилетний период изменения норм права в области обеспечения защиты населения и территорий от ЧС коснулись и других не менее важных нормативных правовых актов. В Федеральном законе от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" закреплено право органов местного самоуправления принимать правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, закреплено положение, о том, что профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.
Информация о работе Правовое регулирование в области защиты населения от ЧС