Правовое регулирование в области защиты населения от ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

В целях совершенствования законодательства в области предупреждения и ликвидации ЧС в течение последних пяти лет в Российской Федерации достаточно интенсивно идет процесс формирования нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, представляющей собой ряд законов и подзаконных актов различного уровня. Среди них – более 50 законов, свыше 20 указов Президента Российской Федерации, около 300 постановлений Правительства Российской Федерации и утвержденных ими нормативных документов.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………..….3
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС……...4
3. Нормативно- правовая база……………………………………………………8
4. Ликвидация последствий ЧС………………………………………………….18
5. Заключение……………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

бжд.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

В Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. №  28-ФЗ "О гражданской обороне" уточнены полномочия Президента Российской Федерации в части утверждения структуры, состава спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатной численности военнослужащих указанных воинских формирований и положения о них. Уточнены основы деятельности этих формирований. Определено, что федеральные органы исполнительной власти должны использовать технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, также и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В  Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отражены вопросы обеспечения безопасной эксплуатации автомобильных дорог. Так законодательно закреплено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления  в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует правовые отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах Российской Федерации и определяющие осуществление деятельности в них. В соответствии с правовыми нормами данного закона государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется в том числе и в целях обеспечения обороны и безопасности государства, безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, предотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта" предусматривает обязанность владельцев опасных объектов страховать свою ответственность на случай возможной аварии, что, безусловно, будет способствовать снижению риска возникновения и тяжести последствий техногенных ЧС за счет соответствующих экономических механизмов. Для практического развития большей части норм и положений указанных законов приняты подзаконные акты  – указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты.

Среди принятых в 2008 г. нормативных  актов необходимо отметить Указ Президента Российской Федерации от 23 октября 2008 г. № 1515 "О федеральном государственном  учреждении "Национальный центр управления в кризисных ситуациях". Создание Национального центра управления в кризисных ситуациях обусловлено необходимостью развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 577 "О внесении изменений в положение "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  внесены изменения, согласно которым для осуществления экспертной поддержки в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах при постоянно действующих органах управления РСЧС предусматривается создание экспертных советов.

Изменена классификация органов управления РСЧС:

на федеральном уровне органом управления является Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы;

на межрегиональном уровне  – центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

на региональном уровне –  центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; 

на муниципальном уровне  – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

на объектовом уровне  – дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Кроме того, указанным постановлением внесены изменения в функциональные подсистемы РСЧС, создаваемые федеральными органами исполнительной власти, а также дополнен перечень связанных с ликвидацией ЧС мероприятий, на которые выделяются бюджетные ассигнования.

Следует также отметить нормативные  акты,  которыми внесены изменения  в постановления Правительства  Российской Федерации  с целью приведения их в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к защите населения от ЧС и гражданской обороны:  постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 473 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств";  постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 346 "О внесении изменения в Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"; постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 347 "О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны".

1 июня 2009 г. принято постановление  Правительства Российской Федерации от № 458 "Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства", которым определены меры по предотвращению и минимизации угроз безопасности олимпийских объектов. Установлено требование включать в проектную документацию на эти объекты технические и иные решения, связанные с радиационной, химической и биологической безопасностью, взрывобезопасностью и антитеррористической защищенностью. 

В целях реализации требований Федерального закона от 9 февраля 2007 г.        № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" было принято  постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 354 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам транспортной безопасности", регламентирующее комплекс мер, необходимых для совершенствования безопасности на транспорте.

Правительством Российской Федерации утверждены соглашения между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их ликвидации, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по гражданской обороне, поиска и спасания людей на водных объектах.

МЧС России разработан ряд  проектов технических регламентов  государств – членов Таможенного  союза: "Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; "Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону"; "О безопасности маломерных судов". Принятие указанных законопроектов позволит повысить эффективность правовых норм в области обеспечения гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, безопасности на водных объектах.

Большое внимание уделяется  вопросам нормативного правового обеспечения  пожарной безопасности.

Принятый 22 июля 2008 г.  Федеральный закон № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" является основополагающим документом по обеспечению пожарной безопасности. Им устанавливаются требования во всех областях обеспечения пожарной безопасности  –от утилизации ядерных отходов до проектирования поселений, а также требования к продукции, зданиям и сооружениям, промышленным объектам и т.п., вводится единый подход к организации и обеспечению пожарной безопасности.

Можно подвести некоторые  итоги реализации положений этого документа. Работа, проведенная подразделениями МЧС России совместно с заинтересованными ФОИВ и органами исполнительной власти субъектов РФ, позволила более эффективно проводить государственную политику в области обеспечения пожарной безопасности.

В первую очередь, принятие Технического регламента явилось важнейшим  звеном в работе по снятию избыточных административных и технических барьеров. Более 150 тысяч требований пожарной безопасности, содержащихся в 2000 документах обязательного исполнения, трансформированы в один федеральный закон, содержащий 1,5 тысячи требований, и в более чем 200 национальных стандартов и сводов правил добровольного применения. Таким образом, количество нормативных документов сокращено почти в 10 раз.

В настоящее время в  развитие Технического регламента этого документа внесены изменения в федеральный закон "О пожарной безопасности", Уголовный и Административный кодексы.

Принятые изменения в  Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" коснулись следующих направлений. В состав Государственной противопожарной службы введены территориальные подразделения федеральной противопожарной службы. Расширены полномочия ФОИВ в области пожарной безопасности по подготовке утверждаемого Правительством РФ перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана. Организации теперь должны обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в этот перечень (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы). В основные задачи пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ введено оказание первой помощи.

Кроме того, подготовлены и  введены в действие семь правительственных нормативных правовых актов. Изданы и прошли государственную регистрацию в Минюсте России ряд приказов МЧС России.

Техническим регламентом  введен ряд новаций. В частности – это требование по размещению пожарных депо в зависимости от времени прибытия первых подразделений к месту пожара.

Реализуя данную норму, построено  свыше 300 объектов пожарной охраны. Таким образом, количество прикрытых населенных пунктов возросло до 70 %.

Законодательное оформление требований пожарной безопасности об оборудовании автоматическими установками противопожарной защиты объектов различного назначения резко увеличили темпы этой работы на объектах экономики и социальной сферы.

Так, количество учреждений социальной защиты, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей с отсутствием или неисправностью систем автоматической пожарной сигнализации сократилось на 72 % (с 1557 до 436), систем оповещения людей при пожаре  – на 64 % (с 1161 до 418), с неудовлетворительным состоянием путей эвакуации – на 58 % (с 1793 до 753). Почти в 3 раза (с 926 до 2685) увеличилось количество учреждений, в которых сигнал о  срабатывании пожарной сигнализации выведен на пульт подразделения пожарной охраны.

На сохранение человеческих жизней при пожаре влияет не только техническое оснащение здания системами  противопожарной защиты, но и знание руководителя объекта и его персонала о мероприятиях, которые должны выполняться для обеспечения безопасности людей.

Это важнейшее положение. Сегодня декларации подали более 200 тысяч собственников (это более 40 % от общего числа объектов защиты). Таким образом, 200 тысяч лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, владеют информацией о противопожарном состоянии объекта и о мерах, которые необходимо дополнительно принять.

Применение Технического регламента позволило выявить необходимость дальнейшей корректировки правового поля, определяющего порядок осуществления надзорной деятельности.

В настоящее время МЧС  России готовит соответствующие  предложения по корректировке законодательства.

С целью улучшения ситуации в сфере пожарной безопасности МЧС  России инициирована и осуществлена разработка  проекта федерального закона "О добровольной пожарной охране", принятие которого позволит снять законодательные барьеры на пути создания добровольной пожарной охраны.

Вместе с тем, следует  отметить, что у всех административных мер есть некий предел, и поэтому необходимо изыскивать новые пути для того, чтобы усиливать меры по обеспечению пожарной безопасности. Прежде всего – экономические рычаги влияния на собственников объектов. Важнейший шаг в этом направлении  – введение механизма обязательного противопожарного страхования. МЧС России подготовило соответствующий  законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара". Эта инициатива нашла поддержку Президента Российской Федерации.

Так, разработанный МЧС  России законопроект об обязательном противопожарном страховании основан  на положениях закона "Основы страхового дела в Российской Федерации", предусматривающего развитие страхования по отдельным направлениям. В данном случае это противопожарное страхование.

Первая цель предложенного  законопроекта  – повышение противопожарной устойчивости объектов;

Информация о работе Правовое регулирование в области защиты населения от ЧС