Правовое регулирование в области защиты населения от ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

В целях совершенствования законодательства в области предупреждения и ликвидации ЧС в течение последних пяти лет в Российской Федерации достаточно интенсивно идет процесс формирования нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, представляющей собой ряд законов и подзаконных актов различного уровня. Среди них – более 50 законов, свыше 20 указов Президента Российской Федерации, около 300 постановлений Правительства Российской Федерации и утвержденных ими нормативных документов.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………..….3
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС……...4
3. Нормативно- правовая база……………………………………………………8
4. Ликвидация последствий ЧС………………………………………………….18
5. Заключение……………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

бжд.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

Вторая – компенсация за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу граждан в результате пожара. Предусмотрено, что в зависимости от уровня противопожарной защиты объекта страховая компания будет устанавливать страховую премию.

Если уровень противопожарной  защиты объекта высок, угроза возникновения  пожара незначительна, то и страховая  премия будет минимальной.

Страховые тарифы предполагается устанавливать  Правительством Российской Федерации с учетом конструктивных характеристик объектов. Кроме того, в законопроекте предусмотрены размеры страховых выплат в случае гибели человека при пожаре, нанесения вреда его здоровью и потери имущества.

Реализация указанных  механизмов позволит сосредоточить усилия государственного пожарного надзора исключительно на объектах с массовым пребыванием людей, социально значимых объектах, критически важных объектах для экономики страны, что в конечном итоге должно повысить противопожарную устойчивость объектов защиты.

Анализ тенденций развития нормативной правовой базы по проблемам предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий от их воздействий показывает, что в Российской Федерации действует ряд законодательных и нормативных правовых актов, подготовленных с учетом европейского, мирового опыта и позволяющих в целом осуществлять профилактическую деятельность по предотвращению аварий и катастроф и ликвидацию их последствий.

На уровне субъектов  Российской Федерации целенаправленно идет процесс приведения в соответствие с федеральным законодательством своей законодательной базы. Организована работа по формированию соответствующей муниципальной правовой базы.

Однако, наряду с позитивными  моментами совершенствования нормативной  правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, практика ликвидации лесных и торфяных пожаров в европейской части Российской Федерации в 2010 г. выявила и существующие проблемы в указанной области.

Действующая редакция  Лесного  кодекса Российской Федерации определяет необходимые меры по обеспечению пожарной безопасности в лесном хозяйстве – ст. 52 "Охрана лесов от пожаров" и ст. 53 "Пожарная безопасность в лесах".

Статьей 53 в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" осуществление охраны лесов от пожаров предусматривается не только Государственной противопожарной службой, но и ведомственной, муниципальной, частной, а также добровольной пожарной охраной.

Вместе с тем, ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривается, что противопожарное обустройство лесов, создание необходимой противопожарной инфраструктуры, мониторинг пожарной опасности в лесах, тушение лесных пожаров и иные меры пожарной безопасности осуществляются:

- органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления  – в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности соответственно субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

- органами государственной власти субъектов Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

- Федеральным агентством лесного хозяйства  – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

- Федеральной службой по надзору в сфере природопользования  – в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, – в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

Таким образом, действующая  в настоящее время нормативная правовая база в области проведения комплекса противопожарных мероприятий в лесном хозяйстве и тушения лесных пожаров, во-первых, не определяет участие и, соответственно, ответственность МЧС России и, во-вторых, значительный объем указанных работ "перекладывает" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не обладающие зачастую необходимыми силами и средствами для организации превентивных мероприятий по профилактике и мероприятий по тушению лесных пожаров.

 

 

Ликвидация последствий  ЧС.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций  независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, на территории которых сложилась  чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям. 
 
Чрезвычайные ситуации ликвидируются соответственно их уровню и значению:

локальная - силами и средствами предприятия или организации, на территории которых они произошли; местная – при помощи органов  местного самоуправления;

территориальная – органов  исполнительной власти субъекта РФ. Ликвидация чрезвычайной трансграничной ситуации осуществляется по решению Правительства  РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной  по окончании проведения аварийно-спасательных работ. Однако еще до наступления  самой чрезвычайной ситуации к ее появлению необходимо подготовиться: заблаговременно должны создаваться  резервы материальных ресурсов для  ликвидации чрезвычайной ситуации и  поддержания жизнеобеспечения людей. Сюда входят: продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства,  средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Резервы всех необходимых  вещей создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема по их ликвидации, максимально возможного использования сил и средств  по следующим уровням управления: 
- Федеральный резерв в составе государственного материального резерва – решением Правительства РФ;

- Резервы федеральных органов исполнительной власти;

- Резервы субъектов РФ – решением органов исполнительной власти субъектов РФ;

- Местные резервы – решением органов местного самоуправления;

- Объектовые резервы – решением администраций предприятий, учреждений.

Номенклатура и объемы резервов, а так же контроль за созданием, хранением, использованием и их восполнением устанавливаются создавшим их органом. Размещаются резервы на объектах, предназначенных для их хранения, откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций. Резервы  используются при проведении аварийно-спасательных и иных неотложных работ по устранению непосредственной опасности для  жизни и питания пострадавших граждан, оказание им единовременной материальной помощи и иных первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности  пострадавшего населения. Финансирование издержек по созданию, использованию  и восполнению ресурсов осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств федеральных органов  исполнительной власти, собственных  средств предприятий, учреждений. 

При ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий производятся экстренные поставки материальных ресурсов. Для этого используются средства банков под гарантию Правительства РФ при расчетах за формирование, закупку, доставку, хранение и страхование материальных ценностей, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций. От имени Правительства гарантии по возврату средств банков предоставляет Минфин России в пределах ассигнования на эти цели, предусмотренных в федеральном бюджете. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) совместно с Государственным комитетом РФ по государственным резервам (госкомрезерв России) ежегодно определяет перечень предприятий-поставщиков в государственные резервы материальных и продовольственных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом таможенное оформление товаров при их ввозе, вывозе осуществляется в приоритетном порядке. 
 
Целью проведения спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным; локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ на предприятиях. 
 

Спасательные работы в очагах массового поражения включают:

- разведку маршрутов выдвижения формирований и участков работ;

- локализацию и тушение пожаров на маршрутах выдвижения и участках работ;

- розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;

- вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

- подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;

- оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения;

- вывод (вывоз) населения из опасных зон в безопасные районы;

- санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража.

Другие неотложные работы включают:

- прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах и зонах заражения;

-локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

- укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ;

- ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ, а также защитных сооружений для укрытия людей в случае повторных ЧС;

- обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов. 
 
СиДНР проводятся непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения. 
 

Должны быть обеспечены:

- быстрый вход в очаг поражения, развертывание и проведение СиДНР в сжатые сроки; непрерывность их проведения;

- наращивание усилий по мере расширения фронта работ;

- маневр силами и средствами в ходе их выполнения;

- своевременную замену формирований;

- широкое и умелое использование прибывающей техники, а также аппаратуры для розыска и извлечение людей из-под завалов и разрушенных защитных сооружений;

- удобство в управлении и поддержании взаимодействия.

Для проведения СиДНР могут  применяться все имеющиеся типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов, техники коммунального  хозяйства района (города).

В планах ликвидации последствий  намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность  с учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать  работы, направленные на прекращение  воздействия внешнего фактора на объект (если это возможно), локализацию  очага поражения, постановка средств, препятствующих распространению опасности  по территории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий.

Значительная часть работы в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Очень важно, как можно быстрее  оценить обстановку, предугадать  развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению. Пожарные в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди, одновременно с тушением пожара эвакуируют людей.

После всего определяется материальный ущерб и число жертв. Нанесенный ЧС материальный ущерб складывается из прямого (разрушение промышленных объектов) и косвенного (недополученный доход, товары, материальные ценности). Ущерб и число жертв при ЧС подсчитывают, как правило после проведения комплекса спасательных работ.

 

Заключение.

Проведенный анализ работы по совершенствованию законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в последние годы показал, что основными приоритетными направлениями в указанной области являются:

1. Разработка проекта  "Кодекса гражданской защиты  Российской Федерации", систематизирующего  действующее законодательство в области защиты населения и территорий от ЧС, ГО, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

2. Совершенствование государственного  управления в области защиты  населения и территорий от  ЧС. Для этого необходимо совершенствование норм и положений законов субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, их гармонизация с федеральными законами.

3. Совершенствование механизмов  оказания помощи населению и территориям при их защите от ЧС. Для этого необходима разработка проекта федерального закона "Об оказании помощи населению и территориям при их защите от чрезвычайных ситуаций".

4. Определение полномочий  заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в области профилактики и ликвидации природных пожаров.

5. Разработка нормативной  правовой базы деятельности военизированных  горноспасательных частей в связи  с их передачей в МЧС России.

6. Разработка национальных  планов по защите населения  в условиях аномальных природных  явлений.

7. Разработка нормативной  правовой базы в области безопасности населения и территорий, а также организации поисково-спасательных работ в арктической зоне Российской Федерации.

 

 

 

 

Литература.

1. . Костров А.В., Насыров Р.Р. Гражданская защита: кодификация законодательства // Гражданская защита. 2009.

2. Федеральные законы РФ

3.Постановления правительства РФ

4. Указ Президента Российской Федерации от 23 октября 2008 г. № 1515

5. Лесной кодекс РФ

6.  Безопасность Жизнедеятельности: О. Н. Русака. СПб.: МАНЭБ, 1996

Информация о работе Правовое регулирование в области защиты населения от ЧС