Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:12, курсовая работа
На протяжении веков обеспечение безопасности являлось главной проблемой государства, об этом еще писал Сократ, говоря о необходимости защиты государства, как об одной из побудительных причин его создания. Именно эта концепция является стержневой для теории насилия, которая гласит, что древние люди перед угрозой нападения объединялись в общества для обеспечения безопасности жизнедеятельности. “Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение”- так писали русские специалисты еще в XIX веке.
Содержание
На протяжении веков обеспечение безопасности являлось главной проблемой государства, об этом еще писал Сократ, говоря о необходимости защиты государства, как об одной из побудительных причин его создания. Именно эта концепция является стержневой для теории насилия, которая гласит, что древние люди перед угрозой нападения объединялись в общества для обеспечения безопасности жизнедеятельности. “Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение”- так писали русские специалисты еще в XIX веке.
Стремление человека обеспечить собственную безопасность, является естественной , так еще Цицерон отмечал: “Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь... избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать, и добывать себе все необходимое для жизни”1
В течении истории многих народов мы часто замечаем, что не только индивиды объединяются, с целью обеспечить собственную безопасность, но также и некие крупные образования. Чаще всего это явление наблюдалось в феодальных государствах, когда разрозненные феоды объединялись перед лицом общего врага, также и государства заключали союзы, пакты о ненападении и.т.д. В виде примера можно привести образование Священного союза в 1815 году, который создался с целью обеспечения безопасности европейских монархических государств, которым угрожала военная экспансия Наполеона, и очень трудно не заметить схожесть сущности данного союза с современной политической организацией, образовавшейся в 1975 году в результате хельсинского договора, речь идет об ОБСЕ, которая закрепила послевоенные границы в Европе.
И сегодня проблема обеспечения национальной безопасности не потеряла свою значимость, и является стратегической для развития государства. Отсутствие угрозы способствует укреплению суверенитета, развитию общества, и обеспечивает процветание страны.
Национальная безопасность подразделяется в зависимости от местонахождения источника опасности на два типа – внутреннюю и внешнюю безопасность, это обусловливается территориальными границами между государствами. Как пишет Прохожев: “Такое деление представляется весьма полезным с практической точки зрения, поскольку, прежде всего оно позволяет четко классифицировать те или иные концептуальные подходы к решению проблем обеспечения национальной безопасности”2. Данная классификация, несомненно, является верной, так как обеспечение внешней безопасности требует совершенно иной подход, нежели внутренняя, так, к примеру, возведение великой китайской стены преследовало цель защиты государства от набегов народа Хунну, то есть данная постройка обеспечивала внешнюю безопасность, и никаким образом внутреннюю.
Таким образом, одним из основных инструментов обеспечения национальной безопасности является внешняя политика. Эта политика представляет собой деятельность государства на мировой арене, направленную на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств, международными организациями всемирного и регионального масштаба, зарубежными политическими партиями, общественными организациями и группами интересов. Основными формами проведения внешней политики являются: дипломатические отношения между государствами; членство государств в международных организациях; переговоры и контакты на разных уровнях, высшим из которых являются встречи глав государств и правительств. Принятие решений — один из элементов в общей теории государственного управления. Интересы, трансформирующиеся в цели государственной политики, выносятся государственными институтами на внутреннюю и внешнюю арену, где и формируется внутренняя и внешняя политика и проявляется конфликтность. В случае, когда состояние государства характеризуется нестабильностью политического, экономического, социального и национального базиса, нечеткостью и противоречивостью интересов различных социальных групп, слоев, течений, проявляется конфликтность отношений на внутригосударственном уровне. В результате этих противоречий возникают реальные угрозы тем или иным интересам, вызывающие напряженность во внутренней и внешней политике. Причем в силу объективности и неизбежности разнообразия интересов личности, общества и государства возникают противоречия, которые могут явиться источниками потенциальных угроз безопасности.
Внутренняя безопасность — это защищенность федеральных интересов от внутренних угроз, а внутренняя региональная безопасность — защищенность региональных интересов от внутренних и внешних угроз. В структуре федеральных и региональных интересов много общего. Прежде всего, это единство объектов безопасности (личность, общность, общество, государство), а также функциональных качеств интересов этих объектов.
Тем не менее в структуре федеральных и региональных интересов немало принципиальных различий, что и служит исходным основанием для их разделения. Среди федеральных интересов доминируют интересы государства и общества в целом, а региональных — интересы личности и общности.
При изучении проблем региональной безопасности важнейшее методологическое значение имеет решение вопроса, что понимать под категорией «регион». Следует отметить, что в нашей стране до сих пор не выработано единого общепринятого четкого и однозначного определения этого понятия.
Под региональной безопасностью понимается защищенность интересов субъекта Федерации от внутренних и внешних угроз. Внешними угрозами являются те, источники которых располагаются за пределами данного субъекта Федерации.
Это обстоятельство дополнительно подчеркивает, что внутренняя региональная безопасность должна обеспечиваться силами и средствами субъекта Федерации в тесном взаимодействии и при поддержке соответствующих сил и средств федерального центра и других субъектов Федерации, где располагаются источники угроз.
Структура системы безопасности - это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами, обеспечивающими его целостность.
Качество системы национальной безопасности определяется, во-
и, во-вторых, структурой, т.е. их взаимодействием.
В структуре безопасности один из самых сложных вопросов - соотношение ее компонентов. Все компоненты находятся в органической взаимосвязи. Системы безопасности нет без взаимодействия. Взаимодействие есть категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.
Взаимосвязи между элементами, уровнями системы, между самими системами, как известно, могут быть различными: постоянными и переменными, необходимыми и случайными, устойчивыми и неустойчивыми, взаимос-тимулирующими и взаимодействующими.
Взаимодействие - не только совместные и согласованные действия, а вид отношений и связей объектов между собой. Любое взаимодействие состоит из двух компонентов: единства и борьбы взаимодействующих сторон, либо их содействия, которое является формой единства, но не сводится полностью к нему. Единство системы безопасности проявляется в динамической связи, взаимообусловленности ее структурных элементов, в неразрывности составных частей общей безопасности, в невозможности достичь ее посредством усилий в одной только сфере, не принимая во внимание другие составные части.
Эта динамическая связь существует между всеми элементами системы безопасности. Вместе с тем эти элементы в общей системе не равноценны. Их место и роль определяются степенью внешних и внутренних угроз.
К структурным компонентам
Компоненты системы
Таким образом, под системой обеспечения национальной безопасности мы будем понимать специально созданную в стране совокупность взаимодействующих субъектов, их официальных взглядов, концепций и доктрин, закрепленных соответствующими правовыми нормами, а также сил, средств, способов и направлений, гарантирующих качественную определенность социума, его структур и институтов в параметрах надежности существования и устойчивости развития посредствам исключения опасностей и угроз.
В составе системы конкретного вида безопасности взаимодействуют несколько крупных подсистем: институциональная (организационная), регулятивная (нормативная), функциональная, информационно-коммуникативная и культурно-идеологическая. Охарактеризуем некоторые из них.
Институциональная подсистема - это «каркас», «несущая конструкция» системы безопасности. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в системе безопасности: именно здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможности и пределы функционирования этой системы, вырабатываются условия, обеспечивающие эффективность функционирования механизма обеспечения безопасности, формы взаимодействия с другими подсистемами национальной безопасности, а также международными системами безопасности. Именно здесь определяются в существенной мере цели и направления функционирования этой системы.
Поскольку система национальной безопасности является социальной системой, то она включает в себя систему социальных взаимодействий индивидов, общества, государства и международного сообщества, обеспечивающих организацию условий по предотвращению или ликвидации опасностей и угроз. Основными элементами этого социального взаимодействия являются субъекты - такие носители деятельности, для которых характерна способность быть самостоятельным источником активности, реально и непосредственно влиять на ход событий, изменять действительность, тем самым способствовать укреплению безопасности общества и государства.
Институциональным субъектом здесь выступает тот срез политической организации общества, который непосредственно обращен к сфере обеспечения безопасности в каждой из сфер жизнедеятельности: определяет цели безопасности, необходимые для ее достижения пути, силы, средства, формы и методы деятельности, организует их взаимодействие, управляет механизмом обеспечения безопасности, наконец, непосредственно связан с созданием и использованием (или предотвращением использования) специальных средств.
Это, прежде всего государство - системообразующий субъект системы национальной безопасности - органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также специализированные институты.
Специализированные институты (органы) государства обеспечивают безопасность конкретной сферы жизнедеятельности. Так, к институтам (органам) внешней безопасности Российской Федерации относятся министерства обороны и иностранных дел, Служба внешней разведки и др. К органам внутренней безопасности - министерства внутренних дел и юстиции. Федеральная служба безопасности, прокуратура и др. Органами экономической безопасности являются министерства экономического развития, финансов, сельского хозяйства, промышленности и энергетики, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансового мониторинга и др.
К органам экологической и технической безопасности относится Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство природных ресурсов, Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, федеральные службы по атомному, по технологическому надзору, по техническому регулированию и метрологии и др. Органами информационной и компьютерной безопасности является Министерство образования и науки. Федеральная служба по надзору в сфере связи и др.
Институциональными субъектами являются также и негосударственные институты - политические партии, общественные организации и социально-политические движения.
Субъектами социального уровня являются социальные группы, общности (этносы, классы, общество в целом), отдельный гражданин и т. д. Укажем, что социальное взаимодействие этих субъектов происходит во всех сферах жизнедеятельности общества. Предметом этого взаимодействия являются потребности и интересы индивидов, социальных групп, социальных общностей и сообществ, - системообразующее начало системы обеспечения национальной безопасности.