Принципы обеспечения безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

На протяжении веков обеспечение безопасности являлось главной проблемой государства, об этом еще писал Сократ, говоря о необходимости защиты государства, как об одной из побудительных причин его создания. Именно эта концепция является стержневой для теории насилия, которая гласит, что древние люди перед угрозой нападения объединялись в общества для обеспечения безопасности жизнедеятельности. “Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение”- так писали русские специалисты еще в XIX веке.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Вероятность того, что государство само по себе не в состоянии обеспечить собственную  безопасность довольно-таки велико, исходя из этого принципа, является естественным тот факт, что многие страны заключают договоры о взаимной борьбе против различных проблем, которые могут пошатнуть безопасность данного государства.

“На возвышение какой-то страны прочие государства  могут реагировать либо одним  способом, либо комбинацией двух. В одиночку или в союзе с другими странами они могут попытаться обеспечить свою безопасность, противодействуя этому государству, изменяя баланс сил, сдерживая его и, при необходимости, вступая в войну, чтобы нанести ему поражение. В качестве же альтернативы они могут постараться примкнуть, или “подстроиться”, к возвышающемуся государству, приспособиться к его действиям и принять подчиненную роль, при этом надеясь на соблюдение своих интересов. Или же они могут попытаться каким-то образом сочетать политику сдерживания и “подстраивания ”, хотя подобные действия сопряжены с риском: можно настроить возвышающееся государство против себя и лишиться всякой защиты”6. Сам Хантингтон, чьи слова я привел выше, считает, что правильнее выбрать противодействие против доминирующего государства. Доказывая данную теорию, он приводит слова Стивена Уолта: ” Оценка намерений должна поощрять государства на политику противодействия”,

и также приводит свои доводы: ” Тот, кто помогает доминирующей силе, лелеет надежду на сохранение благосклонности к себе”. Я же все-таки не соглашусь с Самюэлем Хантингтоном, так как считаю, что также возможно сохранить нейтралитет между этими государствами, хотя это не самое правильное решение.

“Противодействуя  какой-либо стране, государства могут играть либо основную, либо второстепенную роли. Во-первых, если страна А полагает страну Б потенциальным противником, то она может попытаться изменить баланс сил, заключая союзы со странами В и Г, развивая собственную военную мощь и прочие возможности (что, по всей вероятности, ведет к гонке вооружений) или как-то комбинируя эти варианты. В такой ситуации государства А и Б являются основными противниками друг для друга. Во-вторых, страна А может не осознавать любое другое государство в качестве непосредственного противника, но быть заинтересованной в поддержании баланса сил между странами Б и В, любая из которых, если станет слишком могущественной, могла бы представлять угрозу для страны А. В такой ситуации страна А действует как второстепенный противник относительно стран Б и В, которые друг для друга могут быть основными противниками”7.

      

 

2.1 Классификация обеспечения безопасности конкретного объекта 

Исследователями выделяется два типа обеспечения безопасности конкретного объекта (в т.ч. государства):

  1. обеспечение безопасности как борьба с конкретными опасностями (в медицине - борьба с болезнями), следствие чего является поддержание существования объекта;
  2. утверждение безопасности как развитие и укрепление самого объекта и поддержание его природы.

Иными словами, обеспечение безопасности как отрицание опасностей и как утверждение безопасности объекта не тождественны.

Вследствие  этого могут реализовываться две стратегии обеспечения безопасности:

  1. стратегия защиты (отрицание отрицания, отрицание опасностей), при которой основание деятельности составляет обнаружение опасностей и их отрицание, а утверждение объекта в его безопасности является результатом отрицания опасностей;
  2. стратегия утверждения, укрепления безопасности, основывающаяся на самоутверждении природы самого объекта.

Безопасность  достигается посредством сознательной и организованной деятельности людей. Собственно деятельность по обеспечению безопасности может состоять из нескольких последовательных этапов:

      1. выявление и оценка внешних и внутренних опасностей и угроз объектам безопасности, прогнозирование их пространственно-временной динамики и разработка предложений для принятия решения;
      2. предотвращение опасностей;
      3. их сдерживание и нейтрализация;
      4. пресечение;
      5. локализация;
      6. отражение;
      7. устранение;
      8. уничтожение (ликвидация) угроз.

Каждый  из этих этапов требует обратной связи, анализа эффективности предпринимаемых  действий.

Таким образом, сущность обеспечения национальной безопасности заключается в целенаправленной деятельности субъектов по выявлению, предупреждению и противодействию различных опасностей и угроз личности, обществу и государству.

2.2 Механизм обеспечения безопасности

Известную формально-организационную упорядоченность  деятельности выражает термин «механизм». Вполне обоснованной видится характеристика механизма как совокупности составляющих его элементов, находящихся в состоянии динамического взаимодействия, которое осуществляется в определенных формах и позволяет эту совокупность элементов выделить в относительно самостоятельную систему.

Под механизмом обеспечения национальной безопасности следует понимать объективно обусловленную и субъективно реализуемую совокупность властных, управленческих и координационных условий, а также используемых мер, способов действий по определению и организации (привлечению) необходимых и достаточных материальных, духовных и людских сил и средств, интеграции различных сфер общества для предупреждения и уничтожения внешних и внутренних угроз существованию личности, общества и государства.

В самом  общем виде алгоритм механизма обеспечения национальной безопасности выглядит так: институциональные субъекты системы безопасности, основываясь на национальных интересах, определяют цели этого механизма, необходимые пути, силы, средства, формы и способы деятельности функциональных субъектов, организуют их взаимодействие, контроль, коррекцию.

Функциональные субъекты, руководствуясь определенными принципами, исходя из конкретной обстановки, меняющихся сил и средств, применяют те или иные формы и способы деятельности к возникающим опасностям и угрозам.

Таким образом, в содержании механизма  обеспечения национальной безопасности можно выделить четыре группы взаимосвязанных и взаимозависимых элементов:

  1. детерминационное основание: причины, цели, движущие силы;
  2. основные силы и средства деятельности;
  3. процесс деятельности по обеспечению безопасности - пути, формы, и способы;
  4. результат.

Все этим элементы в реальном механизме  переплетены.

Деятельность  по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с определенными принципами. К ним следует отнести:

  1. соблюдение конституции и законодательства РФ при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности;
  2. единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;
  3. приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения безопасности;
  4. реальность выдвигаемых задач (с учетом имеющихся сил и средств); сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения безопасности.

Все эти положения применимы к  анализу особенностей обеспечения  безопасности в любой из сфер жизнедеятельности  общества.

 

Система национальной безопасности функционирует в различных режимах: мирного времени; повышенной готовности; чрезвычайного положения; военного положения.

Эти режимы могут вводиться в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах. Изменение режима осуществляется по Указу Президента и утверждается Федеральным собранием.

 

Функционирование системы национальной безопасности в режиме мирного времени - это нормальное функционирование системы национальной безопасности в отсутствие угроз национальным интересам Российской Федерации, или их практической нейтрализации.

В этом режиме субъекты национальной безопасности проводят:

  1. работу по прогнозированию выявлению, оценке опасностей, предотвращению превращения их в угрозу, и нейтрализации всех видов угроз национальным интересам Российской Федерации;
  2. разработку, утверждение и корректировку планов и программ обеспечения национальной безопасности, вводимых в действие в установленном законом порядке в случае возникновения угроз национальным интересам; 
  3. работу по подбору, обучению и совершенствованию кадров в различных 
    сферах национальной безопасности.

Функционирование системы национальной безопасности в режиме повышенной готовности - это ее деятельность при эскалации опасностей национальным интересам. При таком режиме субъектами системы национальной безопасности предпринимаются дополнительные усилия для пресечения опасностей, минимизации последствий их эскалации, по подготовке сил и средств для возможного противодействия.

Наличие угроз национальным интересам свидетельствует о функционировании системы национальной безопасности в режиме чрезвычайного положения. В таких случаях для противодействия угрозам, их локализации и устранения вводится чрезвычайное положение (в соответствии с законом «О чрезвычайном положении»). Происходит мобилизация сил и средств для противодействия угрозам.

Разновидностью  чрезвычайного положения является военное положение. Речь идет о появлении военных угроз, требующих применения военной силы для их отражения и уничтожения. В таком режиме функционирования система национальной безопасности становится системой обеспечения военной безопасности.

Отметим закономерность обеспечения национальной безопасности:

скорость реакции субъектов  системы безопасности на опасности (угрозы) должна превосходить скорость их формирования и вызревания, а сама деятельность этих субъектов должна быть направлена не просто на пресечение, локализацию, устранение и уничтожение опасностей и угроз, а, прежде всего на предотвращение и нейтрализацию причин их генерирующих.

Итак, национальная безопасность - это система, обладающая сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции по удовлетворению соответствующих потребностей системы. Нормативный характер взаимоотношений внутри этой системы определяется изначально поставленными задачами, которые она призвана решать (объективная составляющая), а также задачами, которые навязываются извне (субъективная составляющая). Национальная безопасность - это целостный, сложный механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с другими подсистемами. Системность национальной безопасности проявляется не только во взаимоотношениях между ее элементами, но и во взаимодействиях системы с внешней средой.

Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая - это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая- это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности;

Важным условием обеспечения целостности  и эффективности системы обеспечения  национальной безопасности является правильное определение и учет организационных принципов ее построения и функционирования. К их числу можно отнести:

      1. принцип достаточности, ориентирующий на адекватность системы предполагаемым (возможным) опасностям и угрозам;
      2. принцип оптимальности, выражающий соответствие задач системы безопасности и затрат на нее реальным возможностям государства и общества;
      3. принцип корреляции, обеспечивающий обратную связь и возможность эффективного воздействия субъектов управления на все уровни и элементы системы безопасности с целью изменения их в соответствии с возникающими угрозами и меняющимися задачами;
      4. принцип согласованности действий всех субъектов и сил безопасности в сочетании с принципом ответственности за принимаемые решения и процесс их реализации и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Обеспечение региональной безопасности, как мы могли заметить исходя из вышесказанного, является одной из главных функций государства, и чтобы лучше осмыслить сущность данной проблемы в первой главе, я рассмотрел структуру обеспечения национальной безопасности, неотъемлемой частью которой, с моей точки зрения, является классификация безопасности. Так существуют разные источники опасности, для устранения которых требуются совершенно разные методы.

Информация о работе Принципы обеспечения безопасности