Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:12, курсовая работа
На протяжении веков обеспечение безопасности являлось главной проблемой государства, об этом еще писал Сократ, говоря о необходимости защиты государства, как об одной из побудительных причин его создания. Именно эта концепция является стержневой для теории насилия, которая гласит, что древние люди перед угрозой нападения объединялись в общества для обеспечения безопасности жизнедеятельности. “Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение”- так писали русские специалисты еще в XIX веке.
Вероятность того, что государство само по себе не в состоянии обеспечить собственную безопасность довольно-таки велико, исходя из этого принципа, является естественным тот факт, что многие страны заключают договоры о взаимной борьбе против различных проблем, которые могут пошатнуть безопасность данного государства.
“На возвышение какой-то страны прочие государства могут реагировать либо одним способом, либо комбинацией двух. В одиночку или в союзе с другими странами они могут попытаться обеспечить свою безопасность, противодействуя этому государству, изменяя баланс сил, сдерживая его и, при необходимости, вступая в войну, чтобы нанести ему поражение. В качестве же альтернативы они могут постараться примкнуть, или “подстроиться”, к возвышающемуся государству, приспособиться к его действиям и принять подчиненную роль, при этом надеясь на соблюдение своих интересов. Или же они могут попытаться каким-то образом сочетать политику сдерживания и “подстраивания ”, хотя подобные действия сопряжены с риском: можно настроить возвышающееся государство против себя и лишиться всякой защиты”6. Сам Хантингтон, чьи слова я привел выше, считает, что правильнее выбрать противодействие против доминирующего государства. Доказывая данную теорию, он приводит слова Стивена Уолта: ” Оценка намерений должна поощрять государства на политику противодействия”,
и также приводит свои доводы: ” Тот, кто помогает доминирующей силе, лелеет надежду на сохранение благосклонности к себе”. Я же все-таки не соглашусь с Самюэлем Хантингтоном, так как считаю, что также возможно сохранить нейтралитет между этими государствами, хотя это не самое правильное решение.
“Противодействуя какой-либо стране, государства могут играть либо основную, либо второстепенную роли. Во-первых, если страна А полагает страну Б потенциальным противником, то она может попытаться изменить баланс сил, заключая союзы со странами В и Г, развивая собственную военную мощь и прочие возможности (что, по всей вероятности, ведет к гонке вооружений) или как-то комбинируя эти варианты. В такой ситуации государства А и Б являются основными противниками друг для друга. Во-вторых, страна А может не осознавать любое другое государство в качестве непосредственного противника, но быть заинтересованной в поддержании баланса сил между странами Б и В, любая из которых, если станет слишком могущественной, могла бы представлять угрозу для страны А. В такой ситуации страна А действует как второстепенный противник относительно стран Б и В, которые друг для друга могут быть основными противниками”7.
Исследователями выделяется два типа обеспечения безопасности конкретного объекта (в т.ч. государства):
Иными словами, обеспечение безопасности как отрицание опасностей и как утверждение безопасности объекта не тождественны.
Вследствие
этого могут реализовываться дв
Безопасность
достигается посредством
Каждый
из этих этапов требует обратной связи,
анализа эффективности
Таким образом, сущность обеспечения национальной безопасности заключается в целенаправленной деятельности субъектов по выявлению, предупреждению и противодействию различных опасностей и угроз личности, обществу и государству.
Известную
формально-организационную
Под механизмом обеспечения национальной безопасности следует понимать объективно обусловленную и субъективно реализуемую совокупность властных, управленческих и координационных условий, а также используемых мер, способов действий по определению и организации (привлечению) необходимых и достаточных материальных, духовных и людских сил и средств, интеграции различных сфер общества для предупреждения и уничтожения внешних и внутренних угроз существованию личности, общества и государства.
В самом общем виде алгоритм механизма обеспечения национальной безопасности выглядит так: институциональные субъекты системы безопасности, основываясь на национальных интересах, определяют цели этого механизма, необходимые пути, силы, средства, формы и способы деятельности функциональных субъектов, организуют их взаимодействие, контроль, коррекцию.
Функциональные субъекты, руков
Таким образом, в содержании механизма обеспечения национальной безопасности можно выделить четыре группы взаимосвязанных и взаимозависимых элементов:
Все этим элементы в реальном механизме переплетены.
Деятельность по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с определенными принципами. К ним следует отнести:
Все эти положения применимы к анализу особенностей обеспечения безопасности в любой из сфер жизнедеятельности общества.
Система национальной безопасности функционирует в различных режимах: мирного времени; повышенной готовности; чрезвычайного положения; военного положения.
Эти
режимы могут вводиться в
Функционирование системы
В этом режиме субъекты национальной безопасности проводят:
Функционирование системы
Наличие угроз национальным интересам свидетельствует о функционировании системы национальной безопасности в режиме чрезвычайного положения. В таких случаях для противодействия угрозам, их локализации и устранения вводится чрезвычайное положение (в соответствии с законом «О чрезвычайном положении»). Происходит мобилизация сил и средств для противодействия угрозам.
Разновидностью
чрезвычайного положения
Отметим закономерность обеспечения национальной безопасности:
скорость реакции субъектов системы безопасности на опасности (угрозы) должна превосходить скорость их формирования и вызревания, а сама деятельность этих субъектов должна быть направлена не просто на пресечение, локализацию, устранение и уничтожение опасностей и угроз, а, прежде всего на предотвращение и нейтрализацию причин их генерирующих.
Итак, национальная безопасность - это система, обладающая сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции по удовлетворению соответствующих потребностей системы. Нормативный характер взаимоотношений внутри этой системы определяется изначально поставленными задачами, которые она призвана решать (объективная составляющая), а также задачами, которые навязываются извне (субъективная составляющая). Национальная безопасность - это целостный, сложный механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с другими подсистемами. Системность национальной безопасности проявляется не только во взаимоотношениях между ее элементами, но и во взаимодействиях системы с внешней средой.
Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая - это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая- это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности;
Важным условием обеспечения целостности
и эффективности системы
Обеспечение региональной безопасности, как мы могли заметить исходя из вышесказанного, является одной из главных функций государства, и чтобы лучше осмыслить сущность данной проблемы в первой главе, я рассмотрел структуру обеспечения национальной безопасности, неотъемлемой частью которой, с моей точки зрения, является классификация безопасности. Так существуют разные источники опасности, для устранения которых требуются совершенно разные методы.