Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:12, курсовая работа
На протяжении веков обеспечение безопасности являлось главной проблемой государства, об этом еще писал Сократ, говоря о необходимости защиты государства, как об одной из побудительных причин его создания. Именно эта концепция является стержневой для теории насилия, которая гласит, что древние люди перед угрозой нападения объединялись в общества для обеспечения безопасности жизнедеятельности. “Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение”- так писали русские специалисты еще в XIX веке.
Известно, что любая деятельность непосредственно побуждается не интересами, а потребностями. В структуре человеческих потребностей, потребность в безопасности занимает одно из ведущих мест. Для подтверждения этой мысли воспользуемся общепринятой иерархической теорией потребностей американского психолога А.Маслоу. Он расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:
Первые два типа потребностей А.Маслоу называет первичными (врожденными). Что касается потребностей в безопасности, то они, по мнению Маслоу, выражают потребности не просто в сохранении жизни, но в качестве жизни. Например, физическая безопасность выражает потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего социума, например, в безопасности на улицах, в отсутствии войн и конфликтов и т.п.
Вместе с тем, не всякая потребность побуждает человека к активной деятельности, а лишь та, которая разумно объяснена, осмыслена. Лишь осознанная индивидами, социальными группами, обществом потребность становится интересом и реальной причиной (мотивацией) социальных действий. Но интерес есть не просто выражение потребностей человека, а, прежде всего, ценностная оценка им этих потребностей. Таким образом ,интерес - единство объективного и субъективного, поскольку, с одной стороны, интересы объективно обусловлены, а с другой - носителями определенных интересов всегда являются люди, социальные группы, общности людей, которые в той или иной мере осознают свои объективные интересы и действуют в соответствии с ними.
В современных условиях становится все более необходимым комплексный учет возможных последствий тех решений, которые принимаются в тех или иных сферах жизни и влияют на безопасность. Поэтому эффективность системы безопасности все в большей степени зависит от наличия интеллекта этой системы, ее информированности, а также согласованности действий по предотвращению и противодействию опасностям и угрозам.
Под интеллектом системы безопасности понимается ее способность принимать и своевременно реализовывать наиболее целесообразные решения по упреждению, нейтрализации или ликвидации соответствующими средствами возникающих опасностей и угроз, по разработке и последовательному проведению тщательно взвешенной, рассчитанной как на длительную перспективу, так и на оперативное вмешательство политики.
Информированность системы безопасности есть способность ее своевременно добывать, хранить и перерабатывать информацию, необходимую для адекватного восприятия опасностей и угроз и реагирования на них в реальном масштабе времени с использованием имеющихся средств и возможностей.
Важной
подсистемой системы
Объектами национальной безопасности, являются все системы и все сферы действительности: сами люди, созданная ими техника, социальные структуры - общество, государство и, наконец, среда обитания, окружающая среда. Другими словами, это различные уровни системы национальной безопасности, если рассматривать ее в вертикальном срезе. Это взаимосвязанные и взаимообусловливающие понятия, но их место, иерархия, роль подвижны, изменчивы, определяются рядом обстоятельств, среди которых: характер общественных отношений, политическое устройство, степень внешних и внутренних опасностей.
В модели отношений «личность - гражданское общество - государство» в идеале должно быть следующее содержание связей между названными элементами: человек, как основной объект национальной безопасности, одновременно являясь ее главным субъектом, через механизмы прямой демократии и различные институты гражданского общества делегирует наиболее значимые полномочия государству, осуществляя за ним гражданский контроль, но не посягая на его неотъемлемые, признаваемые всеми права.
Человек для государства, в этом контексте, есть цель существования, развития государства; критерием же эффективности государства являются реально обеспеченные права и свободы человека, качество и уровень его жизни и развития. Лишь в этом смысле человек - высшая ценность, критерий процесса и благополучия общества.
Государство и гражданское общество являются средством для сохранения этой ценности и достижения цели развития, человек же - главным ресурсом государства по защите его же собственных по форме, но общественных по сути интересов.
Таким образом, главный интерес государства - всестороннее (физическое, духовное и интеллектуальное) развитие личности. Защита же конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства, установление политической, экономической и социальной стабильности, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества - лишь способы обеспечения главного интереса государства - всестороннего развития личности.
Отсюда и идеальная модель обеспечения безопасности этих объектов. Человек как высшая цель системы национальной безопасности делегирует большую часть забот о своей безопасности гражданскому обществу, общество, в свою очередь, государству, а государство — в определенной мере международному сообществу.
Признавая
государство центром
Здесь безопасность государства рассматривается как состояние жизнедеятельности системы властных органов и учреждений, характеризующее качественную определенность в параметрах надежности существования и устойчивости развития как самого государства, так и общества в целом, его граждан.
Безопасность государства может быть обеспечена наличием эффективного механизма управления и координации всех социальных сил общества, а также действенных институтов их защиты.
Поскольку государство в рассматриваемом варианте не поглощает общество, общество также является суверенным, государство - частью этого общества, то возникает необходимость определения в самостоятельном феномене - безопасность общества.
Безопасность общества есть качественное выражение состояния устойчивого единства, паритета человека, общества и государства. Это состояние характеризуется рядом признаков:
Безопасность общества возможна лишь при наличии общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества.
Таким образом, безопасность общества - это такое качественное состояние общественных отношений, которое обеспечивает прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях.
Близким,
но не тождественным понятию «
Национальная безопасность, в конечном итоге, связывается с зоной личной безопасности граждан, с безопасностью человека-гражданина, его положением в обществе, возможностью спокойно жить и трудиться, реализовать свои материальные и духовные потребности. Таким образом, безопасность человека характеризуется реальным обеспечением его конституционных прав и свобод, доступом к здравоохранению, образованию, культуре, возможностью выбора деятельности по призванию, социальными гарантиями компенсации трудовых затрат, отсутствием всех форм принуждения.
Безопасность личности достигается общественными институтами и организациями, государством, комплексом правовых и нравственных норм, которые позволяют ей развивать и реализовывать социально-значимые потребности и способности, не испытывая противодействия государства и общества. Поскольку национальная безопасность - это системное свойство, то она (безопасность) имеет целый ряд составляющих ее элементов, сторон, граней, отражающих все многообразие внутренних и внешних, существенных и несущественных, необходимых и случайных связей и отношений.
В содержательном плане в национальной безопасности в соответствии со сферами жизнедеятельности (в горизонтальном срезе) вычленяются следующие структурные виды: политическая, экономическая, экологическая, социальная, информационная, духовная, военная и другие виды безопасности.
“Принципы обеспечения национальной безопасности — это руководящие и наиболее важные идеи, направленные на реализацию национальных целей”3.
Одним из принципов является, применение вооруженных сил. Лично я бы подразделил этот принцип на применения вооруженных сил с целью обороны государство от агрессии другого государства и на применения вооруженных сил с целью предотвращения внутренних проблем.
Стержневой концепцией обеспечения национальной безопасности являются: законность; соблюдения жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимодействия с международными системами безопасности.
“Государство обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется его природными ресурсами, уровнем развития экономики, морально-политическим потенциалом населения, геополитическим положением страны и, наконец, состоянием военной мощи. Поэтому, чем сильнее государство, тем надежнее обеспечивается национальная безопасность“4. Полностью соглашусь с вышесказанной цитатой автора учебника “ Общая теория национальной безопасности“ - А.А. Прохожевым, об этом также пишет Хантингтон:” Модернизация и экономическое развитие порождают необходимые ресурсы и желание стран развивать свой военный потенциал, и лишь считанные страны не делают этого. ”5 Но в данном случае мы сталкиваемся с парадоксом, так как государства не рождаются сильными, а проходят долгий путь, к установлению своего могущества, и главной проблемой на пути к становлению страны как сильного государства, является обеспечение надежной национальной безопасности, если, к примеру, внутри страны не будет соблюдаться закон, вряд ли такое государство когда-нибудь станет способной обеспечивать государственную безопасность. Одним из способов урегулирования проблем является применение вооруженных сил.
Однако применение вооруженной силы предполагается только в крайнем случае — для обороны от агрессии против России и защиты жизненно важных интересов страны. В настоящее время при обеспечении национальной безопасности предусматривается приоритет политико-дипломатических, международно-правовых, экономических и иных невоенных средств.
При выполнении даже внутренних (фактически полицейских) функций главной целью использования силовых структур является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан, оказание необходимой помощи и создание условий для решения конфликта политическими средствами.
Данный подход свидетельствует, что обеспечение национальной безопасности — долг всех государственных органов, а не только отдельных ведомств. Задача состоит в том, чтобы органы государственной власти и государственного управления всех уровней осознали свою обязательную сопричастность решению проблем обеспечения национальной безопасности и не старались переложить эту функцию только на армию, милицию или контрразведку.