Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 22:47, реферат
Умственный труд имеет ряд особенностей. Чаще всего он связан с длительной работой в закрытом помещении и сидячим образом жизни. Усиленная работа мозга требует большого притока крови к нему, что в свою очередь связано с повышением тонуса сосудов мозга. Это физиологическое повышение тонуса сосудов при неправильной организации труда может перейти в патологическое, что может привести к стойкому повышению артериального давления. Работа сидя, зачастую в полусогнутом положении приводит к длительному сдавлению грудной клетки, что ухудшает вентиляционную способность легких и ведет к развитию хронической кислородной недостаточности. При длительной работе сидя создаются также условия для застоя крови в органах брюшной полости и таза, снижается моторная Деятельность кишечника, что может привести к нарушению их функции.
Введение………………………………………………………………3
Особенности умственного труда и признаки утомления…………..4
Условия сохранения умственной работоспособности……………..5
Физиологические основы рациональной организации трудовых процессов………………………………………………………………6
Физические упражнения производственной гимнастики…………...9
Условия эффективности умственной работоспособности………....10
Заключение…………………………………………………………….12
Литература……………………………………………………………..13
Профилактика отрицательных последствий труда в условиях монотонии
Мероприятия, способствующие ограничению развития монотонии, должны быть направлены на повышение уровня активности центральной нервной системы и обеспечение работающих лиц оптимальной информационной и двигательной нагрузками. Речь идет об использовании большого комплекса организационно технических и психофизиологических мер. Среди них первостепенное значение имеют:
1. организация работ таким образом, чтобы производственные операции имели смысловую и структурную завершенность и продолжались не менее 30 с, а межоперационные микропаузы составляли не менее 15% оперативного времени;
2.внезапные ускорения темпа работы на 5-10% по 1-2 мин 2-3 раза в час;
3.периодическая смена заданного темпа и ритма работы на относительно свободный;
4.укрупнение производственных операций, освоение смежных операций и их чередование;
5.изменения скорости движения конвейера в соответствии с динамикой работоспособности человека;
6.внедрение
режимов работы и отдыха, способствующих
уменьшению ощущения монотонии;
7. использование в качестве средств, повышающих уровень бодрствования, производственной гимнастики, музыкальных передач, дополнительной интересной информации;
8. профотбор и профориентация лиц для работы в условиях монотонного труда.
Принципы оптимизации умственного труда и труда, вызывающего нервно-психическое напряжение
Рекомендации, ориентированные на повышение продуктивности умственного труда и снижение нервно-психического напряжения, заключаются в следующем:
1. поддерживать свои профессиональные знания на уровне, достаточном для решения любых возникающих во время работы задач;
2. поддерживать умеренный и постоянный уровень производственной нагрузки;
3. соблюдать ритмичность в работе;
4. создавать условия для формирования положительных эмоций и возможности для быстрого снятия отрицательных;
5. перерывы на отдых должны быть заполнены деятельностью, снимающей психоэмоциональное напряжение (физическая активность, психологическая разгрузка, специальные психогигиенические процедуры);
6. во внерабочее время 3-4 раза в неделю по 30-40 мин выполнять физические упражнения с интенсивностью в переделах 70-75% от индивидуальной максимальной частоты сердечных сокращений.
Физические упражнения производственной гимнастики.
Многочисленные исследования свидетельствуют о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на организм, занятых в различных областях трудовой деятельности.
Характер применения упражнений будет зависеть от особенностей и условий труда. Различают упражнения динамические и статистические.
Динамические упражнения – это круговые движения, взмахи, наклоны, выпады, приседания, прыжки и т.д.
Тренирующий и физиологический эффект от их применения зависит от дозировки.
Физиологическая ценность физических упражнений, применяемых в производственной гимнастике, представлена в таблице 1. Эффект воздействия определяется по приросту пульса в 1 минуту после их выполнения.
Статические упражнения используются более ограниченно. Эти упражнения применяются в таких условиях, когда затруднено выполнение динамических упражнений. Их можно выполнять на рабочих местах путем напряжения отдельных групп мышц с последующим их расслаблением. Напряжение следует удерживать от 5 до 8 секунд, расслабление - 10-12 секунд. Повторять 6-8 раз.
В исследованиях В. Ковалика (1979) даются рекомендации по применению физических упражнений с напряжением мышц более длительное время с усилиями до 50% от максимального в течение 20 секунд. Функциональные сдвиги в организме при этом достигали оптимальных значений и рассматривались автором как положительный фактор профилактики гиподинамии.
Отмечено, что выполнение упражнений в течение 10 секунд с удержанием напряжения также сопровождалось достоверными изменениями в функциональных сдвигах.
Комплекс упражнений производственной гимнастики, разработанный В.Коваликом, применителен к условиям сидячей работы (смотри комплекс №33).
Выполняя какое-либо упражнение или комплекс в целом, можно повторять не одну серию, а 2-3. Это зависит от состояния здоровья и тренированности организма.
Чтобы физические упражнения оказали желаемый результат в борьбе с утомлением и возможными профессиональными заболеваниями, ими надо умело пользоваться.
Профессии, деятельность которых связана с низкой двигательной активностью, требуют правильной организации труда и условий, в которых они выполняются.
Важный фактор эффективности труда – соблюдение распорядка дня. Это - четкое распределение работы, отдыха, питания, сна в сочетании с оптимальной физической нагрузкой.
Общеизвестно, что полноценно использовать профессиональные знания, умения и навыки возможно только при хорошем состоянии здоровья и высокой работоспособности.
Возникновение различных отклонений в состоянии здоровья человека на почве гиподинамии, бесспорно, является следствием упущенных возможностей профилактики средствами физической культуры.
Для сохранения и укрепления здоровья, предупреждения заболеваний необходимо сознательное отношение к режиму трудовой деятельности.
Использование с этой целью рекомендаций профилактической медицины будет способствовать сохранению здоровья и поддержанию высокой производительности творческого труда.
Производственная
гимнастика как элемент научной
организации труда должна массово
и прочно войти в режим трудового
дня. Ей отводится роль профилактического
средства поддержания высокой
Труд и отдых - две стороны единого процесса жизнедеятельности организма. Отдых - состояние покоя или такого вида деятельности, которое снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Еще И.М.Сеченов установил, что деятельность одних мышечных групп или конечностей способствует устранению утомления, возникающего при работе, в других мышечных группах.
Это явление получило название активного отдыха.
Активный отдых - это отдых, заполненный каким-либо видом деятельности, отличным от выполняемого труда. При утомлении легкой или средней степени смена работы приводит к более быстрому и полному восстановлению работоспособности по сравнению с отдыхом в покое. Активный отдых используется и при умственном труде. Смена напряженной интеллектуальной
деятельности другим ее видом или легким физическим трудом приводит к быстрому снятию утомления, исчезновению ощущения усталости. Механизмы активного отдыха, согласно одной из гипотез, связаны с явлениями индукции в нервных центрах: активные центры, управляющие деятельностью, используемой в качестве активного отдыха, «наводят», индуцируют и углубляют процессы торможения в утомленных центрах, чем способствуют более быстрому восстановлению их функциональных возможностей. Согласно другой гипотезе, эффекты активного отдыха развиваются в результате дополнительной афферентации от новых групп рецепторов, посредством чего повышается общий тонус ЦНС, ускоряются восстановительные процессы. Вероятно, обе эти гипотезы дополняют
друг друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение условий повышения эффективности трудовой деятельности человека - одна из самостоятельных задач психологии труда. Среди таких условий выделяют поддержание оптимальной работоспособности на основе создания оптимального функционального состояния. Важно при этом применять меры по профилактике и коррекции неблагоприятных функциональных состояний (утомления, монотонии, стресса и пр.). Это предполагает, во-первых, устранение объективных причин их возникновения (составление оптимального, режима труда и отдыха, чередование видов трудовых действий и пр.), во-вторых, формирование у человека навыков регуляции и управления своим функциональным состоянием (использование системы специальных тренировок с целью подготовки к неблагоприятным ситуациям, методик нервно-мышечной релаксации, аутотренинга).
Если режим труда и отдыха организован рационально, то производительность труда, работоспособность и уровень здоровья на данном участке производства могут быть высокими. Следует иметь в виду, что режим труда и отдыха - это очень гибкий инструмент, который периодически следует проверять - дает ли он максимально полезный эффект или нет. В последнем случае его надо модифицировать.
Ориентация современного менеджмента на концепцию "человеческих резервов" требует от руководителя понимания психологии и физиологии трудовой деятельности, тех механизмов, которые лежат в основе взаимодействия людей в процессе труда, в сочетании и с учетом индивидуальных особенностей каждого для создания наиболее благоприятных условий творческой самоорганизации.
Литература
1. Гусева Э.Д. Гимнастика в рабочем строю. – М., «Физкультура и спорт», 1980, 71 с.
2. Баранов В.М. Физические упражнения в режиме труда. – Киев, «Здоровья», 1978, 184 с.
3. Бирюков А.А. Баня и самомассаж. – Мн., «Полымя», 1989, 235 с.
4. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. – М., «Знание», 1987, 95 с.
5. Гриненко М.Ф., Саноян Г.Г. Труд, здоровье, физическая культура. - М., ФиС, 1974, 288с.
6. Косилина Н.И., Сидоров С.П. Гимнастика в режиме рабочего дня. – М., «Знание», 1988, 93 с.
7. Мазо Г.Е. Активное восстановление работоспособности на предприятиях. - Методические рекомендации. – Мн., 1990, 21 с.
8. Саноян Г.Г. За развертывание научной работы по производственной гимнастике. - Теория и практика физической культуры, № 2, 1967, с. 65-67.
9. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Источник бодрости, здоровья, работоспособности. - Мн., «Полымя», 1981, 95 с.
11. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости. М., 1988.
Информация о работе Профилактика утомляемости работников умственного труда