Производственная эстетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 12:12, реферат

Описание работы

Хорошо продуманная система внедре¬ния эстетики — дей¬ственное средство повышения произво¬дительности труда. Сущность этой системы заключается в том, чтобы на каж¬дом предприятии при актив¬ном участии самих работников созда¬вались такие условия, при которых про¬цесс труда доставлял бы работающему эстетическое удовлетворение, а резуль¬таты труда становились наиболее эффек¬тивными. Известно, что плохие условия труда снижают работоспособность, при¬водят к заболеваниям и травматизму, а производительность труда значитель¬но снижается из-за недостаточной освещенности, нерациональной окраски интерьера и оборудования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Основные положения производственной эстетики………………………4
2.Характеристика цвета. Психофизическое воздействие цвета……………6
3.Цветовые контрасты и оптические иллюзии в интерьере……………….12
4.Принципы создания цветовой гармонии………………………………....14
5.Полярные цветовые пары и их психологическое воздействие на
человека………………………………………………………………………16
6.Естественное и искусственное освещение помещений………………....18
7. Понятие зоны релаксации………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат производственная эстетика.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Красный цвет возбуждает, учащает дыхание, повышает пульс. Красный цвет также повышает скорость сенсомоторных (двигательных) реакций - он ускоряет все движения человека. А замедлить их может фиолетовый, ведь недаром же в некоторых странах его называют «цветом печали».

При цветовой отделке  оборудования выделяют движущееся оборудование (кабины кранов, тележки, электрокары и т. п.) — красным с черным или желтым с черным насыщенными цветами; перемещающиеся части станков (агрегатов) - цветом, отличающимся от основного тона окраски станка (агрегата); кнопки и рукоятки управления и опасные части машин и агрегатов — цветами техники безопасности (ГОСТ 12.1.026—01).

 

 

 

 

3.Цветовые контрасты и оптические иллюзии в интерьере

Оптическая иллюзия  – явление, при котором видимые  качества предметов не соответствуют действительности.

Гладкокрашеная комната кажется  больше и просторней. В ней ярко различают все пропорции. Вертикальные полосы делают комнату выше. Горизонтальные полосы создают впечатление низкого  помещения. Пестрота вызывает ощущение беспорядка, беспокойства и уменьшает комнату. Клетчатый потолок делает помещение ниже и давит, клетчатый пол придает помещению статичность, что хорошо.

Если помещение все в клетку или в полоску это вызывает агрессию, оказывает постоянное раздражающее действие, воздействует на сенсорное восприятие и ведет к расстройству психики, если потолок темнее чем пол, то помещение становится ниже. Если темные стены и светлый потолок, то помещение кажется выше. Протяженные помещения кажутся короче, если стена впереди имеет яркую окраску.

Контрастные сочетания относятся  к элементам, создающим ощущение пространства, так как они кажутся  материальными.

Контрасты могут создавать:

- различные цвета (контрасты  в пестром тоне, например, путем  использования дополнительных цветов  – синий, оранжевый);

- различные яркости (контрасты  светлых и темных участков, например, в экстремальном случае черно-белый  контраст). Особенно раздражающими могут быть контрастные цвета на полу (ковры) и на стене, находящейся в поле зрения (в рабочей комнате), так как они могут вызывать мигание глаз и ощущение неуверенности;

- различные насыщенности (контрасты в силе цвета, например, серый - красный). Воздействие цвета  сильно зависит от окружающей обстановки. Например, желтый цвет на черном фоне кажется светящимся, а на белом - теряет свою яркость. Образцы цвета лучше всего оценивать на сером фоне. Подобные контрасты в насыщенности цвета очень важны в помещении, так как они позволяют расставлять акценты и выделять центры внимания в помещении. Но их не следует использовать для отделки больших поверхностей.

Принцип оформления –  соблюдение пропорций.

Как бы ни были важны контрасты, не безразлично, какие площади занимает цвет в помещении. Так, синяя картина в желтой рамке оказывает совершенно иное воздействие, чем желтая картина в синей рамке. Речь идет о цветовых пропорциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Принципы создания цветовой гармонии

1. Выбор доминирующего  цвета (для стен, иногда массивных  предметов обстановки) можно сделать в соответствии с желаемым (предполагаемым) воздействием пространства.

2. Цвет стен в первую  очередь определяет, какой будет  казаться комната: желтой или  холодной, возбуждающей или успокаивающей.  Стены теплых, глубоких цветов  кажутся приближенными, а холодных, светлых – зрительно удаленными.

3. Цветовую гамму пола  следует подбирать в соответствии  с размером комнаты и окружающих  цветовых решений пространства. Слишком светлые полы создают  ощущение неуверенности, они вполне  подходят для санитарного узла. Очень темные полы в больших помещениях могут серьезно повлиять на освещенность. В больших помещениях при отсутствии ярко выраженных акцентов для зрительного уменьшения поверхности можно использовать окантовку, окрашенную другим цветом или более светлым тоном и наоборот, в маленьких помещениях для их зрительного увеличения нужно немного поднять пол, создав на стене полоску. Но при этом нужно соблюдать осторожность, так как пестрые декоративные элементы больших размеров действуют как преграды, на которые наталкиваются.

4. Цветовое решение  потолка зависит от высоты  помещения и прочих цветовых  элементов в нем. Светлые (например, светло-голубые или зеленовато-голубые)  потолки зрительно увеличивают  высоту помещения, если цвет  стен более темный и теплый. А для очень высоких потолков, разумеется, можно использовать более интенсивные цвета.

5. Каждый цвет должен  встречаться в помещении несколько  раз. Благодаря этому увеличивается  яркость дополнительных цветов. Суммарно один цвет должен  встречаться значительно меньше других цветов. При одинаковых количествах многоцветность действует раздражающе.

6. Цветовая гармония  достигается, если в помещении  отказываются, по крайней мере, от  одной цветовой гаммы (красная,  желтая, синяя). Лучше использовать  не более трех цветов.

7. Снижение насыщенности  цвета должно соответствовать  природному восприятию. Восприятие  – это не только улучшение  видимости, но и ощущение окружающего  пространства. Например, согласно нашему  естественному восприятию пространства  пол должен быть темным, а потолок светлым.

8. Следует отказываться  от большого количества узоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Полярные цветовые пары и их психологическое воздействие на человека

Цвет и его воздействие  на человека:

  • желтый-синий ультрамарин - напряженность, эффект движения;     
  • оранжевый - зелено-синий ритмическая полярность между излучением и замкнутостью;
  • красный – сине-зеленый энергия спокойствия, жизнеутверждение, импульсивность ;
  • пурпурный – цвет зеленых листьев ощущение жизнеутверждения ;
  • фиолетовый – лимонно-желтый тяжесть и легкость;
  • желтый, оранжево-золотистый разряжает, способствует контактам
  • средне-фиолетовый,тепло-коричневый – бирюзово- голубой создает праздник, теплоту, общительность, изобилие, вызывает ощущение блестящего солнечного света;
  • бежево-охристый – разбеленный ультрамарин впечатление земляного, теплого, сухого, ощутимого;
  • голубой, темно-коричневый – холодный земляной, статичный, скромный, молчаливый;
  • темно-коричневый скрасна – красновато-голубой активизирующий, жесткий, стабильный;
  • вишневый – холодно-зеленый возбуждает, жар, близость опасности, громкость;
  • вишневый, красный – разбеленый серовато-зеленый укрепляет, создает впечатление мощности, напоминание о крови и эротичный;
  • красновато-фиолетовый – оливковый возвышает, олицетворяет достоинство, пышность, представительство и отдаленность;
  • сиреневый – серовато-зеленый, холодный нежность, слабость, отдаленность, сдержанность;
  • темно-фиолетовый – желтый мистический, беспокойный, претенциозный, ощущение глубины;
  • желто-зеленый – темно-сиреневый очаровывает, меланхоличный,

          опьянение, слабость, создается впечатление терпкого запаха;

  • ультрамарин – желто-оранжевый углубляет, вызывает серьезность,

          настраивает на философию, кристаллизует;

  • кобальт синий – песочно-золотой стремление к уюту, обостряет

          восприимчивость, небесная даль, ясность, тишина;

  • серовато-зеленый – розовый абстрагирует, создает впечатление воды, льда, гололедицы и холода;
  • зелено-приглушенный – сиреневый стремление к естественности, прохлада, покой;
  • темно-зеленый – сиреневый уверенность порыва, безопасности, надежда;
  • желто-зеленый – сиреневый нежность, задушевность;
  • разбеленный мягкость, бережность, умиротворение ;
  • желтый – светло-фиолетовый веселость, способствует общительности, ясности ума порождает скромность, освежает и уводит от проблем;

Серый и белый, черный в больших помещениях гасят раздражение. Черный помогает сосредоточиться. Серый  вызывает усталость, депрессивный цвет, отгорожение от общения, неустроенность, внутренняя замкнутость. Если много синего цвета, то подчеркивается дистанция между людьми. Светло-синий это направляющий и уводящий в пространство цвет. Сине-зеленый – изменчивость, движение. Оттенки красного – стимулирующие раздражители. Оранжевый – теплый, уютный. Желтый – контактный. Чисто-зеленый – требовательный, освежающий. Оливковый – успокаивающий, смягчающий. Желто-зеленый – раскрепощающий. Все тона зеленого успокаивают. Пурпурный - изысканность.

 

 

6.Естественное и искусственное освещение помещений

Психологами установлено, что 90% всей получаемой из внешнего мира информации человек получает через органы зрения, и лишь остальные десять приходятся на другие органы чувств. Поэтому условия освещения чрезвычайно важны для нас и в минуты отдыха, и тем более во время работы.

Освещение воздействует на организм человека и выполнение производственных заданий. Правильное освещение уменьшает количество несчастных случаев, повышает производительность труда.

Исследования показывают, что при хорошем освещении  производительность труда повышается примерно на 15%. Неправильное освещение наносит вред зрению работающих, может быть причиной таких заболеваний, как близорукость, спазм, аккомодация, зрительное утомление и других болезней, понижает умственную и физическую работоспособность, увеличивает число ошибок в производственных процессах, аварий и несчастных случаев.

В помещениях используется естественное и искусственное освещение. Естественное освещение предполагает проникновение внутрь солнечного света  через окна и различного типа светопроемы.

Если человек работает в условиях, где совершенно нет  солнечного освещения, то это приводит к тому, что через несколько  часов у него резко повышается утомляемость, понижается уровень внимания, резко падает способность быстро адаптироваться и сосредотачиваться.

Но важно также еще  помнить о том, что недостаточная  интенсивность освещения способна понизить производительность труда  на 10-20%.

Кроме всего прочего, хорошее освещение понижает нервно-психическую  нагрузку, которая хоть чуть-чуть, но все-таки возникает даже у совсем здорового человека при любом виде деятельности. С другой стороны, статистикой установлено, что 80% людей ощущают заметное улучшение настроения и работоспособности именно в солнечные дни. Лучшая освещенность, то есть равномерная в течение всего рабочего дня, - в тех помещениях, окна которых выходят на север.

Естественное освещение  часто меняется и зависит от времени  года и суток, а также от атмосферных  явлений. На освещение влияют местонахождение и устройство зданий, величина застекленной поверхности, форма и расположение окон, расстояние между зданиями и др.

Естественное освещение  – наиболее благоприятное для  человека, однако оно не может в  полной мере обеспечить необходимую  освещенность производственных помещений. Поэтому в практической деятельности широко используют искусственное освещение. Самым распространенным видом искусственного освещения является электрическое освещение. Виды электрического освещения: неоновые светильники, лампы накаливания, галогенные лампы, точечные светильники. 60 Вт – универсальное освещение.

При искусственном освещении, отказаться от которого нет возможности, очень важен фактор качества электроламп. Важный параметр - цвет излучаемого  ими света. Физиологами замечено, что холодный свет ламп (люминисцентные, галогенные и некоторые другие лампы из ряда новейших изобретений) способен вызывать утомляемость, требует больших энергозатрат при том же виде деятельности, приводит к общему снижению работоспособности. Лампы теплого оттенка положительно влияют на психосоматическое состояние человека, но, как правило, требуют несколько больших затрат электроэнергии для того же уровня освещенности. Английскими учеными созданы лампы, прекрасно имитирующие солнечный свет.

ЛБ – лампы белого цвета. ЛС – лампы синего цвета.

Расположение искусственного освещения:

1) Потолочное освещение; 

2) Настенное (общее)  освещение; 

3) Местное освещение  (торшер, бра);

а) если общая комната  – освещение может быть по периметру  и в отдельных местах комнаты. Матовый светильник дает меньше света, чем небольшая лампа с отражением.

б) освещение рабочего места (не меньше 60 Вт). Галогенное –  офисное освещение. Яркие источники  света вызывают раздражение.

Информация о работе Производственная эстетика