Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 20:17, реферат
Рассматривая национальные интересы нашего государства, угрозы и опасности в начале третьего тысячелетия, необходимо констатировать:
1.Впереди земную цивилизацию ожидают масштабные кризисы и потрясения. Это – надвигающийся топливный кризис, экономические противоречия между индустриальными странами и станами поставщиками сырья, перенаселение в одних странах и территориях и
ПЛАН:
Введение.
1. Понятие ГО, ее роль в общей системе национальной безопасности
2. История российской гражданской обороны
3. Организационная структура и ведение гражданской обороны
4. .Нормативные правовые акты в области гражданской обороны
5. Факторы, влияющие на развитие гражданской обороны
6. Вопросы национальной безопасности
7. Гражданская оборона в будущем
8. Гражданская оборона 21 века
Заключение.........................................................
Список используемой литературы....................
Введение.
Роль и значение гражданской обороны в системе оборонных мероприятий России.
ПЛАН:
Введение.
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение.
Рассматривая национальные интересы
нашего государства, угрозы и опасности
в начале третьего тысячелетия, необходимо
констатировать:
1.Впереди земную цивилизацию ожидают
масштабные кризисы и потрясения.
Это – надвигающийся топливный кризис,
экономические противоречия между индустриальными
странами и станами поставщиками сырья,
перенаселение в одних странах и территориях
и относительное «безлюдие» в соседних.
2.В условиях отсутствия противовеса (роль
которого выполнял СССР) страны НАТО (и
в первую очередь США) перешли к практике
развязывания военных действий без санкций
Совета Безопасности ООН, практически
по своему усмотрению. Вчера это были бомбардировки
Югославии и Афганистана, сегодня Ирака
и Ливии, а завтра это может быть любое
государство, чья внутренняя или внешняя
политика более или менее самостоятельна.
3.За годы нашего «реформирования» вероятный
противник интенсивно наращивал свой
военный потенциал, воспитывал в мировом
сообществе веру в свою непобедимость
и безнаказанность, нагло вторгался в
сферы наших государственных и экономических
интересов.
Все перечисленное создает предпосылки
нового этапа гонки вооружений, увеличения
вероятности возникновения большой войны.
Понятие гражданская оборона, ее роль
в общей системе национальной безопасности.
Гражданская оборона – система
мероприятий по подготовке к защите
и по защите населения, материальных
и культурных ценностей на территории
РФ от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие
этих действий., а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера. Организация
и ведение гражданской обороны являются
одними из важнейших функций государства, составными частями
оборонного строительства, обеспечения
безопасности государства.
Оборонный потенциал страны и его
составные части:
1.Военный потенциал, в первую очередь
силы ядерного сдерживания.
2.Моральный потенциал – желание населения
встать на военную защиту государства,
нести жертвы и тяготы войны.
3.Людской (мобилизационный) потенциал
– численность населения, подлежащая
призыву в вооруженные силы и оборонные
отрасли экономики.
4.Промышленный (экономический) потенциал
– способность обеспечить экономическую
независимость, произвести все необходимое
для проведения и обеспечения военных
действий.
5.Гражданская оборона – способность сохранить
в условиях военных действий людской и
промышленный потенциалы. В условиях,
когда государство идет (или готово идти)
на сокращение ядерных сил сдерживания,
а вероятные противники усиливают свои
военные потенциалы (США – за счет создания
национальной противоракетной обороны,
Китай – за счет неограниченного роста
количества своих ядерных зарядов и средств
их доставки к целям), приоритетное направление
получает гражданская оборона.
Гражданская оборона как составная
часть системы национальной безопасности
и обороноспособности страны должна
быть в готовности к выполнению задач
при любых вариантах развертыва
В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения положенных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по их предотвращению и ликвидации.
В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации главной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса запланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления, сил гражданской обороны, а также организаций – исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций – к переходу на работу в условиях военного времени.
В военное время гражданская оборона проводит комплекс мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств вооруженной борьбы, в том числе и оружия массового поражения.
В 21 веке гражданская оборона должна
строиться по принципу стратегической
мобильности.
Суть его состоит в поэтапном наращивании
мероприятий ГО по времени и пространству
в зависимости от уровня военных угроз,
в концентрации сил и средств в нужное
время и в нужном месте. Реализация этого
принципа предполагает наличие мобильных,
технически оснащенных сил, резервов средств
защиты и средств для жизнеобеспечения
населения.
Большие и сложные задачи ГО могут быть
решены только при активном участии органов
власти всех уровней, руководителей предприятий
и организаций, трудовых коллективов и
всего населения.
История российской ГО
Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда Совет Народных Комиссаров утвердил новое Положение о противовоздушной обороне Союза ССР, согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. С этой даты принято отсчитывать начало существования общесоюзной МПВО, преемницей которой стала Гражданская оборона СССР. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.
Основными задачами МПВО являлись:
предупреждение населения об угрозе
нападения с воздуха и
осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки);
ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ;
подготовка бомбоубежищ и
организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха;
оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным;
поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.
Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.
Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объеме.
Организационная структура МПВО определялась ее задачами. Поскольку она являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам (с 1934 г. – Наркомат обороны СССР), а в границах военных округов– их командованием.
Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения – через учебную сеть общественных оборонных организаций.
С 1935 г. подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите приобретает еще более широкий размах. В частности, были установлены нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне). Подготовка населения совершенствовалась в составе добровольных формирований МПВО. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 августа 1935 г. подготовка населения к сдаче нормативов на значок «Готов к ПВХО» и организация формирований МПВО были объявлены задачами Осоавиахима.
В целях совершенствования форм
распространения санитарно-
Важной вехой на пути укрепления МПВО явилось постановление СНК СССР от 20 июня 1937 г. «О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда, Баку и Киева», которое наметило ряд новых мер по усилению местной противовоздушной обороны в этих городах; в частности, непосредственное руководство МПВО в этих городах было возложено на местные органы власти – Советы депутатов трудящихся, а в состав исполкомов городских Советов этих городов были введены должности заместителей председателей исполкомов Советов депутатов трудящихся по МПВО.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. были завершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки. Службы создавались на базе соответствующих предприятии и организаций городских органов власти, в работе их участвовал широкий круг специалистов, которые располагали значительными материальными и техническими ресурсами. К этому же времени все городские предприятия и угрожаемой зоне являлись объектами местной противовоздушной обороны, на особо важных объектах были введены штатные должности заместителей директоров предприятий по МПВО.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничном зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое количество противогазов.
В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО и необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР па подготовке Вооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, постановлением СИК. СССР от 7 октября 1940 г. руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.
22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые же дни войны убедительно показали высокую готовность системы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которые быстро устранялись.
Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение задач, вставших в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз, сыграло постановление СНК СССР от 2 июля 1041 г. «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Согласно этому постановлению все советские граждане от 16 до 60 лет должны были овладеть необходимыми знаниями до МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет обязаны были состоять в группах самозащиты. Выполняя требования партии и правительства, Министерство внутренних дел СССР 3 июля 1941 г. утвердило Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий. Важную роль в активизации МПВО сыграла речь И.В. Сталина 3 июля 1941 г., в которой указывалось на необходимость немедленно «наладить местную противовоздушную оборону».
МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность формирований превысила 6 млн. человек, участковые формирования были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинских частей значительно возросло.
Мероприятия полностью оправдали себя. Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров. Словом, во взаимодействии с частями Вооруженных Сил, МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев ее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника на города.
В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено в действие новое положение о местной противовоздушной обороне, в котором нашел отражение весь положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО. Были уточнены задачи и организационная структура МПВО.
Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию МПВО. Впервые МПВО была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты именно от него.
Информация о работе Роль и значение гражданской обороны в системе оборонных мероприятий России