Роль и значение гражданской обороны в системе оборонных мероприятий России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

Рассматривая национальные интересы нашего государства, угрозы и опасности в начале третьего тысячелетия, необходимо констатировать:
1.Впереди земную цивилизацию ожидают масштабные кризисы и потрясения. Это – надвигающийся топливный кризис, экономические противоречия между индустриальными странами и станами поставщиками сырья, перенаселение в одних странах и территориях и

Содержание работы

ПЛАН:
Введение.
1. Понятие ГО, ее роль в общей системе национальной безопасности
2. История российской гражданской обороны
3. Организационная структура и ведение гражданской обороны
4. .Нормативные правовые акты в области гражданской обороны
5. Факторы, влияющие на развитие гражданской обороны
6. Вопросы национальной безопасности
7. Гражданская оборона в будущем
8. Гражданская оборона 21 века
Заключение.........................................................
Список используемой литературы....................
Введение.

Файлы: 1 файл

Реферат по ГО.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

На  МПВО возлагалась ответственность  за организацию подготовки всего  населения страны по противовоздушной, противоатомной, противохимической  и противобактериологической защите. Начальником МПВО оставался Министр  внутренних дол СССР. Начальниками МПВО в союзных и автономных республиках являлись министры внутренних дел, но общее руководство проведением мероприятий МПВО было возложено на Советы Министров союзных и автономных республик, а в областях, краях, городах и районах, в министерствах и ведомствах – на исполкомы Советов депутатов трудящихся, министерства и ведомства.

Наиболее  массовыми силами МПВО стали формирования республиканских, краевых, областных  и районных служб МПВО – отряды, бригады, команды и т.д. В жилых  массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп самозащиты.

Были  пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного  хозяйства.

Авантюристическая политика США и стран НАТО, форсированное  развитие стратегических ракетно-ядерных сил США и других империалистических держав, а также возросшие возможности средств доставки ядерного оружия вызвали в конце 60-х годов необходимость дальнейшего совершенствования не только Вооруженных Сил, но и системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону. Утвержденная в том же году организационная структура Гражданской обороны СССР в наибольшей степени стала соответствовать возросшим требованиям к организации защиты тыла страны.

В современных  условиях, когда тыл страны стал одним из основных объектов вооруженного нападения противника, гражданская  оборона становится важным фактором, обеспечивающим обороноспособность государства.

Организационная структура и ведение гражданской обороны.

  Общее руководство ГО в стране, возложено на Правительство РФ.

Начальником ГО России является Председатель Правительства  РФ.

Министр РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации последствий стихийных  бедствий является на должности первым заместителем начальника ГО РФ.

Руководство ГО в республиках в составе  РФ, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах  и ведомствах, учреждениях и на предприятиях независимо от форм собственности  возлагается на руководителей исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Эти руководители являются начальниками ГО субъектов РФ, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий.

Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, соблюдение сохранности накопленных средств индивидуальных и коллективных средств защиты пи имущества, а также за подготовку на обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Непосредственное руководство  ГО РФ возложено на Министерство РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации последствий стихийных  бедствий (МЧС), которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на ГО задач и разрабатывает основное направление ее развития и совершенствования.

РСЧС(Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях) и ГО созданы и функционируют  по территориально – производственному  принципу. Это значит, что организация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательной деятельности.

Рассмотрим такой пример. 
Объект (учреждение, предприятие, организация) находится на территории городского района и подчиняется органам местного самоуправления района (администрации района) по всем вопросам ГО в пределах ее полномочий:  
- проведение мероприятий ГО на территории района; 
- осуществление контроля за состоянием ГО на данном объекте и т. д. 
Это элементы территориального принципа организации ГО и руководителем ГО в районе является глава администрации района- начальник ГО района. 
Одновременно сам объект: 
- планирует и организует свои мероприятия по ГО; 
- проводит мероприятия по поддержанию устойчивости функционирования в военное время; 
- обучает свой персонал способам защиты в ЧС и от опасностей военного времени; 
- и в тоже время, согласует свои мероприятия в области ГОЧС с руководством отрасли, к которой относится (или дочерним предприятиям). 
Это элементы производственного принципа построения ГО и руководство ГО объекта осуществляет руководитель этого объекта- начальник ГО объекта. 
Начальники ГО несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий ГО на соответствующих территориях и объектах и имеют право в пределах своих полномочий: 
- утверждать планы ГО; 
- принимать решения по эвакуации населения (персонала), материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 
- издавать приказы по вопросам ГО.

Подготовка государств к ведению  ГО осуществляется заблаговременно  в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при видении боевых действий или вследствие этих действий.

Ведение ГО на территории РФ или в  отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и др. неотложных работ.

Граждане РФ в соответствии с  федеральными законами и иными нормативными и правовыми актами РФ:

– проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– принимают участие в проведении других мероприятий по ГО;

– оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.

Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов. Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы ГО, а также службы ГО организаций.

По предназначению службы ГО классифицируются на : 
медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно- технические, автотранспортные, радиационной и химико-биологической защиты, связи и оповещения, охраны общественного порядка, коммунально-энергетические, питания, торговли, содержания убежищ и укрытий, снабжения и т. д. 
Непосредственное руководство службами ГО осуществляют начальники этих служб, а исполнительными органами, предназначенными для выполнения возложенных задач являются формирования сил ГО и РСЧС  
Количество служб ГО, их возможности обычно пропорциональны масштабу объекта или территории, на которой они создаются.)

. Нормативные правовые  акты в области ГО.

 
В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека.

В Законе Российской Федерации «О безопасности», принятом в 1992 г. дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

Общие для Российской Федерации  организационно – правовые нормы  в области защиты граждан РФ, иностранных  граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

Федеральным законом  РФ «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателей» впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно – правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно – спасательных служб и аварийно – спасательных формирований на территории Российской Федерации а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно – спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно – эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».

Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также  от опасностей, возникающих при ведении  военных действий, нашли отражение также в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» и других документах.

В целях практической реализации требований законов разработано, принято и  действует большое количество нормативных  правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.

Сегодня можно констатировать, что  в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная  правовая база в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.

. Факторы, влияющие на развитие  ГО. 

Жизнедеятельность человека с первых же дней жизни проходит в тесном взаимодействии с внешней природной средой. Человек – продукт и неотъемлемая часть природы. Если на протяжении многих тысячелетий жизнедеятельность человека и человечества в целом протекала в условиях первичной природной среды, то в последнее столетие все большее влияние на среду обитания в микро- и макромасштабах оказывало накопление продуктов его жизнедеятельности. В результате активной хозяйственной деятельности человечества изменялась природная среда обитания, возникла вторичная природа, города, заводы, каналы, водохранилища, плотины, дороги, искусственные лесонасаждения и.т.д.

В XX в. усилилось антропогенное воздействие на природную среду и особенно после Первой и Второй мировых войн, следствием которых был военно-технический прогресс с научно-технической революцией во второй половине этого века. В связи с этим возникли природно-техногенные опасности . Несмотря на принимаемые Меры, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в России остается высокой. Обстановка, складывающаяся во многих регионах, сегодня сложная. Растет ущерб от чрезвычайных ситуаций. Остаются высокими санитарные и безвозвратные потери среди людей. Наносится вред окружающей природной среде. Например, только от наводнений в Якутии пострадал каждый второй житель, в Великом Устюге вообще не было человека, которому бы стихия не принесла беды.

В техногенной сфере, несмотря нападение  производства, число крупных аварий продолжает расти. Как сказал первый заместитель министра РФ по делам ГО и ЧС Ю. Воробьев; "Мы стоим на грани глобальных катастроф".

Так, в России сохраняется устойчивая тенденция роста чрезвычайных ситуаций и увеличивается тяжесть их последствий. В этом году количество ЧС природного характера увеличилось на 23%, а техногенного — на 7%.

Вопросы национальной безопасности.

Крупномасштабная гонка вооружений в странах НАТО (и в первую очередь  США) после Второй мировой войны  привела к созданию разрушительного  с тяжелыми, вредными последствиями для жизнедеятельности человека ядерного оружия.

США, как известно, первыми применили  ядерное оружие (1945 г., Хиросима и Нагасаки), а затем начали постоянные его испытания в атмосфере и под землей (полигон в штате Невада).

После ядерных испытаний резко увеличилось число онкологических заболеваний среди населения в тех странах и районах, где проводились испытания, отмечались рождение мутантов-детей с двумя головами и одним туловищем, с деформированными конечностями и т.д.

Как отмечено в Концепции национальной безопасности, непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федерации на современном этапе уменьшилась. Однако военная опасность продолжает сохраняться. При определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты различной интенсивности. Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключают. Не следует забывать, что количество государств, владеющих ядерным оружием, увеличилось за счет Индии и Пакистана. Давно известно о наличии атомных бомб в Израиле.

Информация о работе Роль и значение гражданской обороны в системе оборонных мероприятий России