Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Безопасность жизнедеятельности".

Файлы: 1 файл

шпоры по БЖД.3doc.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

осуществление целевых  и научно - технических программ, направленных на предупреждение ЧС и  повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и обеспечение  готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен  и выдача информации в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально - экономических последствий ЧС;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и  обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Структура РСЧС.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства Федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

РСЧС состоит из территориальных  и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Координирующими органами РСЧС являются:

на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС (далее именуются - региональные центры);

на территориальном  уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

на местном уровне, охватывающем территорию района, города района в городе), - КЧС органов местного самоуправления;

на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые КЧС.

Роль и задачи комиссий по чрезвычайным ситуациям на каждом уровне.

Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти являются:

руководство разработкой  и осуществлением организационных и инженерно - технических мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно - технических программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по созданию локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах;

организация работ по созданию страхового фонда технической  документации для потенциально опасных объектов;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, координация и руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, включая эвакуацию персонала объектов, материальных и культурных ценностей;

обеспечение выполнения мероприятий по проведению аварийно - спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях;

руководство созданием  и использованием ведомственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

участие в осуществлении  мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, а также по реализации прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правил защиты персонала организаций и объектов от чрезвычайных ситуаций;

координация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала подведомственных организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организация работы по аттестации аварийно - спасательных формирований и спасателей.

 


26. Режимы функционирования РСЧС. Степени готовности РСЧС.

Система РСЧС функционирует в 3-х режимах: Режим повседневной деятельности – функционирование системы в  мирно е время при нормальной производственно-промышленной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке. . Режим повышенной готовности – функционирование системы при  ухудшении обстановки, и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозы  войны. Чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения  современных средств поражения.

 


27. Силы и средства РСЧС.

Силы и средства РСЧС подразделяются:

  • на силы и средства наблюдения и контроля;
  • силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

  • подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
  • контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
  • службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
  • ветеринарную службу;
  • сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
  • лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
  • службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД,невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

 


28. Основные психологические принципы работы в экстремальных ситуациях.

 


29. Организация  и формирование службы охраны труда на предприятии.

 


30. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Обяз-ти по обесп.безоп.усл.и ОТ в   орг-и возлаг.на раб-ля.

       Работодатель  обязан обеспечить:

       Безоп-ть  работников при экспл-и зданий,  сооружений,   обор-я,  осуществлении  ТП,  а также   применяемых в пр-ве инструм., сырья и материалов;

       применение   СИЗ и СКЗ работников;

       соотв.требованиям   ОТ  усл.труда на   каждом  р.месте;

       режим    труда    и  отдыха   раб-в   в  соотв. с   закон-вом 

       приобретение  и выдачу за счет собств.ср-в  спец.одежды, обуви и других СИЗ,   смывающих    и   обезвреживающих    ср-в    в  соотв. с   установ.нормами работникам, занятым на работах с вр.и оп.усл.труда,  а также на работах, вып-х в   особых темпер.усл-х или связ.с загрязнением;

       обучение  безоп.методам  и приемам   вып-я  работ по   ОТ  и  оказанию  первой помощи при н/с,  ин-ж  по ОТ,  стажировку на р.месте  и проверку  знаний  требований  ОТ,   безопасных   методов и приемов выполнения работ;

       недопущение  к работе лиц, не прошедших в устан.порядке   обучение  и ин-ж  по  ОТ,  стажировку  и проверку   знаний требований ОТ;

       организацию   к-ля  за  состоянием усл.труда на р.местах,  а  также  за прав-ю применения работниками СИЗ и СКЗ;

       проведение   аттестации  р.мест  по  условиям  труда  с   последующей сертификацией работ по ОТ в организации;

       организ.проведение за   счет   собств.ср-в   обязательных  предварит.(при   поступлении   на   работу)  и период.(в  течение  труд.деят-ти)   мед.осмотров ,   внеочередных  мед. работников по их   просьбам в соотв.с мед.заключением с сохранением за   ними  места  работы  (должности)  и ср.заработка  на  время   прохождения мед.осмотров;

       недопущение   работников к исп.ими труд.обяз-й   без  прохождения обязательных  мед.осмотров (обследований),   а также в случае мед.противопоказаний;

       информирование   работников  об  условиях  и ОТна   раб.местах,  о  риске  повреждения  здоровья  и   полагающихся им компенсациях и СИЗ;

       предоставление  органам  гос.управления  ОТ,   органам  гос.надзора  и к-ля,   органам   профсоюзного  контроля за  соблюдением закон-ва о труде и   ОТ   информации   и  докум.,    необх.для   осущ-я ими своих полномочий;

       принятие  мер по предотвр.авар.ситуаций,  сохранению   жизни  и здоровья  раб. при возникновении таких ситуаций,  в  т.ч. по оказанию пострадавшим первой помощи;

       рассл-е   и учет  н/с на   пр-ве и  проф.заболеваний;

       санитарно-бытовое   и  лечебно-проф.обслуживание   работников в соответствии с требованиями ОТ;

       беспрепятственный     допуск     должностных    лиц    органов  гос. Упр-я     ОТ,     органов   гос.надзора  и к-ля ,  органов  Фонда  социального  страхования   Российской Федерации, а также представителей органов общественного   к-ля  в целях  проведения  проверок  условий  и ОТ в   организации  и рассл-я  н/с и   проф.заболеваний;

       вып.предпис.  органов   гос. надзора  и  к-ля  за  соблюдением  труд.закон-ва  и иных  актов;

       обяз.соц.страхование  работников от н/сна пр-ве и проф.заболеваний;

       ознакомление  работников с требованиями ОТ;

       разработку    и   утв.инстр-й по ОТ для раб-в;

       наличие   к-та  норм.правовых  актов,   сод-х   треб.ОТ в соотв.со спецификой деят-ти   организации.

 


31. Обязанности работника в области охраны труда.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА. Заключая трудовой договор с работодателем, работник обязуется не только лично выполнять определенную этим договором трудовую функцию, но и соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка, дисциплину труда, требования охраны труда. В соответствии со ст. 214 ТК РФ работник обязан:

-соблюдать требования  охраны труда;

-правильно применять  СКЗ и СИЗ;

-проходить обучение  безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по ОТ, стажировку на рабочем месте и проверку знаний по охране труда;

-немедленно извещать  своего непосредственного или  вышестоящего руководителя о  любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в т. ч. о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

-проходить обязательные  медицинские осмотры (обследования) — предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлениям работодателей в случаях, предусмотренных ТК РФ и другими ФЗ.

 


32. Контроль за состоянием службы охраны труда и техники безопасности на производстве.

 


33. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Несчастный случай (НС) на производстве — острое нарушение здоровья работника, возникшее в результате воздействия опасных и вредных произв. факторов и условий при выполнении работником трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.По тяжести исхода различают НС: 1)c легким исходом: без утраты трудоспособности (микротравмирование); с временной частичной утратой трудоспособности (временный перевод на другую работу), с временной полной утратой трудоспособности; 2)с тяжелым исходом (неполное восстановление здоровья по окончании лечения, инвалидность); 3)со смертельным исходом; 4)с особо тяжелыми последствиями (гибель 5 и более чел). По кол-ву травмир одиночные и групповые (2 чела и более).Расследование и учет НС на производстве проводят согласно “Положению о расследовании и учете НС на производстве”. Расследованию подлежат НС, происшедшие: на территории предприятия; вне территории при выполнении работы по заданию предприятия, а также при следовании на предоставленном предприятием транспорте на работу или с работы и др.Специальному расследованию подлежат: групповые НС - независимо от тяжести исхода; НС с тяжелым исходом; НС со смертельным исходом. При НС администрация предприятия создает комиссию в составе начальника цеха (подразделения), инженера по ОТ и общественного инспектора по ОТ, которая обязана в течение 24 часов расследовать обстоятельства и причины НС, составить акт по форме Н-1 в 4-х экземплярах (пострадавшему, в подразделении, где произошел НС, в ООТ предприятия (хранится 45 лет), в министерство по его затребованию), разработать мероприятия по предупреждению НС и передать их руководителю предприятия на утверждение. Необходимость и важность расследования несчастных случаев на производстве заключается в следующем.1. Материалы расследования являются для администрации одним из оснований для планирования своей деятельности по снижению и ликвидации травматизма. Неправильное или неполное расследование не дает возможности принять меры по ликвидации причин, вызывающих несчастные случаи.2. Акты формы Н-1, составляемые при установлении факта несчастного случая на производстве 3. Материалы расследования кладутся в основу определения лиц, ответственных за несчастный случай на производстве, и привлечения их к ответственности. Эти материалы являются основными при определении степени ответственности администрации и пострадавшего при решении вопроса о сумме возмещения ущерба, причиненного рабочему и служащему увечьем либо иным повреждением здоровья.4. Акты формы Н-1 служат первоисточником для государственной статистической отчетности по охране труда. Спецрасследование НС проводится комиссиями в течение 15 дней. Все накладные расходы за счет предпр и работодателя. Если нужно  привлекаются эксперты и экспертные комиссии.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Безопасность жизнедеятельности"