Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:25, лекция
Гражданская оборона (ГО) Республики Беларусь является системой государственных мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей, территории страны в ЧС мирного и военного времени. Организация и ведение гражданской обороны – одна из важнейших функций государства, составная часть гражданского и оборонного строительства, элемент безопасности страны и достигается проведением единой государственной политики на республиканском, областном и местном уровнях, системой мер законодательного, экономического, административного, технического и иного характера, соответствующим реальным угрозам и экономическим возможностям государства по их предотвращению.
1. Структура и задачи ГО в Республике Беларусь.
2. Документация по ГСЧС и ГО в органах и подразделениях МЧС Республики Беларусь.
3. Порядок разработки документов.
развертывание сил гражданской обороны по штатам военного времени;
реализация мероприятий гражданской обороны в соответствии с планом мобилизационного задания (расчетного года) экономики страны (в случае его задействования);
массовое строительство и приспособление защитных сооружений;
эвакуация населения из районов боевых действий, из местностей вблизи объектов повышенной опасности в районах, где развертываются военные конфликты;
организация выдачи средств индивидуальной защиты населению в соответствии с планами гражданской обороны;
приведение в готовность системы жизнеобеспечения пострадавшего населения, задействования ее в районах, подвергшихся нападению;
организация и проведение своевременных аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;
доведение до населения, проживающего в потенциально-опасных районах, информации об обстановке и порядке действий по сигналам гражданской обороны;
проведение на предприятиях экономики и объектах жизнеобеспечения населения комплекса практических мероприятий, направленных на повышение устойчивости их работы в условиях военного времени;
реализация мер по комплексной маскировке неактивными средствами объектов экономики повышенной опасности;
восстановление необходимых коммунальных служб и объектов коммунально-энергетического хозяйства.
Государственная политика в области гражданской обороны осуществляется в рамках общей системы национальной безопасности Республики Беларусь на основании Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О гражданской обороне», Закона Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2000 г. № 1982. «О мерах по совершенствованию государственного управления гражданской обороной Республики Беларусь» и других нормативных правовых актов в этой области.
Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Республики Беларусь. Начальником Гражданской обороны Республики Беларусь является Премьер-министр Республики Беларусь.
Управление, координацию и непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет специально уполномоченный республиканский орган государственного управления гражданской обороной – Министерство по чрезвычайным ситуациям во взаимодействии с другими республиканскими органами государственного управления, а так же местными исполнительными и распорядительными органами, организациями и общественными объединениями.
Основные направления государственной политики в области гражданской обороны реализуются через государственные, областные, города Минска и отраслевые целевые программы, планы оперативного оборудования территорий в интересах обороны, ежегодное планирование мероприятий гражданской обороны в объемах, определяемых республиканским и местными бюджетами с выделением этих объемов в отдельные статьи, а также через систему государственного мобилизационного планирования.
Оперативное и перспективное планирование мероприятий гражданской обороны и контроль за их реализацией осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям, министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также местные исполнительные и распорядительные органы.
Для осуществления дифференцированного подхода к объемам и характеру планируемых и реализуемых мероприятий гражданской обороны производится категорирование городов, объектов и предприятий по степеням риска, опасностей и возможных угроз.
Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны осуществляется целенаправленно за счет средств республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска, средств местных исполнительных и распорядительных органов, организаций (независимо от форм собственности), а также за счет внебюджетных источников, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Для оценки готовности по гражданской обороне используется система оценочных показателей, проводятся учения, тренировки, инспектирование на всех уровнях гражданской обороны.
Основы государственной политики в области гражданской обороны Республики Беларусь могут дополняться и уточняться в соответствии с изменениями военно-политических и социально-экономических факторов.
Службы гражданской обороны.
Для выполнения инженерно-технических, медицинских и других специальных мероприятий ГО, подготовки для этого сил и средств, а также для обеспечения действий невоенизированных формирований в ходе АС и ДНР создаются службы ГО, которые подразделяются на республиканские, областные, районные, городские службы и службы объектов экономики. Они решают свои задачи на всех этапах деятельности ГО в мирное время, с возникновением угрозы нападения противника, при проведении АС и ДНР.
К республиканским службам относятся: медицинская, охраны общественного порядка, защиты сельскохозяйственных животных и растений. Начальники республиканских служб назначаются совместными приказами министерств и начальника Гражданской обороны РБ. Этими же лицами утверждаются и Положения об общереспубликанских службах. Общереспубликанские службы разрабатывают инструкции и указания, относящиеся к их компетенции, которые обязательны для выполнения всеми министерствами, ведомствами и объектами экономики.
Областные, городские, районные службы, а также службы объектов экономики создаются решениями облисполкомами, а на объектах экономики – руководителями объектов с учетом рекомендаций начальника ГО РБ.
Ответственность за подготовку сил и средств, включаемых в состав этих служб ГО, несут начальники служб, а также руководители предприятий, организаций и учреждений, на базе которых созданы эти силы. Непосредственное руководство службами ГО осуществляют их начальники, назначаемые решениями облисполкомов, а на объектах – их руководителями.
Задачи, организация и деятельность служб ГО определяются положениями, которые разрабатываются начальниками служб, согласовываются с руководителями министерств, ведомств, предприятий. Организаций, на базе которых они созданы, и утверждаются соответствующими начальниками ГО.
При начальниках служб создаются штабы служб, которые могут состоять из отделов, отделений, групп и невоенизированные формирования.
В зависимости от наличия базы и местных условий в областях, районах, городах и объектах экономики могут быть созданы следующие службы: оповещения и связи; инженерные; убежищ и укрытий; водоснабжения; медицинские; охраны общественного порядка; автотранспортные (автодорожные); коммунально-технические; санитарной обработки людей и обеззараживания одежды; торговли и питания (продовольственного и вещевого снабжения); защиты сельскохозяйственных животных и растений; материально-технического снабжения; технические и энергетики (энергоснабжения).
Служба оповещения и связи предназначена для обеспечения органов ГО связью в мирное и военное время, с использованием общегосударственных и ведомственных каналов связи; оповещения населения об угрозе нападения противника, опасности радиоактивного, химического, бактериологического заражения или возникновения стихийного бедствия, обслуживания средств связи и их быстрого восстановления при выходе из строя. Она создается на базе министерства связи и подчиненных ему организаций и предприятий с включением представителей комитетов по телевидению и радиовещанию.
Инженерные службы создаются на базе строительных, строительно-монтажных и др. по профилю организаций предприятий, учреждений.
Службы предназначаются для организации и осуществления контроля за накоплением фонда защитных сооружений в мирное и военное время, разработки и осуществления планов ускоренного строительства недостающего фонда защитных сооружений в военное время, подготовки и организации действий соответствующих формирований служб, привлекаемых к проведению АС и ДНР, а также для инженерного обеспечения действий сил ГО в исходных районах, при выдвижении к очагам поражения и на объектах работ. В мирное время силы служб могут привлекаться для проведения работ и инженерного обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС.
Службы убежищ и укрытий. На них возлагаются: учет фонда ЗС независимо от ведомственной принадлежности объекта; контроль за постоянной готовностью ЗС к приему укрываемых людей; систематический контроль за правильным содержанием помещений ЗС, сохранностью защитных конструкций, устройств и инженерно-технического оборудования, его эксплуатацией и использованием; создание и подготовка формирований по обслуживанию убежищ и укрытий.
Службы водоснабжения. Возлагается – организация и осуществление мероприятий по повышению устойчивости водоснабжения городов, промышленных и сельскохозяйственных производств, мест размещения эвакуированного населения; контроль за проведением мероприятий по защите водозаборных сооружений; обеспечение водой действий сил ГО при проведении АС и ДНР; ликвидация аварий в системах водоснабжения; создание и подготовка формирований службы.
Автотранспортные (автодорожные) службы – обеспечивают перевозки материалов для строительства ЗС, рассредоточение и эвакуацию населения, подвоз (вывоз) рабочих смен, продовольствия и др. материальных средств, подвоз сил и средств при проведении АС и ДНР в очагах поражения, а также эвакуацию из них пострадавших людей.
Эвакуационная комиссия создается в целях заблаговременного планирования и организационного проведения РЭН, создания и подготовки, эвакуационных органов и осуществления контроля за всесторонним обеспечением эвакомероприятий.
Для приема и размещения эвакуированного населения в некатегорированных городах, сельских районах, колхозах, совхозах создаются эвакоприемные комиссии.
Состав эвакуационных (эвакоприемных) комиссии определяется решениями соответствующих облисполкомов.
Председателями эвакуационных (эвакоприемных) комиссий обычно назначаются заместители соответствующих начальников ГО. Эвакуационные (эвакоприемные) комиссии в своей практической деятельности руководствуются указаниями начальников ГО и вышестоящих эвакуационных комиссий, а также директивными документами по вопросам РЭН и планами ГО на военное время.
Областная эвакуационная комиссия руководит городскими, районными и объектовыми комиссиями, оказывает им помощь в организации вывода, вывоза и размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения в загородной зоне. Во взаимодействии со службами ГО она организует всестороннее обеспечение и защиту рассредоточиваемого и эвакуируемого населения.
Силы и средства гражданской обороны.
Основу сил ГО составляют невоенизированные формирования (гражданские организации гражданской обороны).
Они создаются на предприятиях, в организациях, учебных заведениях, колхозах, совхозах и т.д.
Организационная структура и техническое оснащение формирований должно определяться, прежде всего, исходя из производственных особенностей объекта, наличия на нем соответствующей техники и механизмов, необходимых для ведения АС и ДНР.
Комплектование л/с, оснащение материально-техническими средствами осуществляется соответствующими начальниками ГО и начальниками служб ГО за счет объектов, на базе которых создаются эти формирования.
Привлечение формирований ГО к АС и ДНР не должно нарушать производственной деятельности объектов.
В их состав зачисляются в обязательном порядке мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины – от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов, беременных женщин и тех, которые имеют детей в возрасте до 8 лет, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3 –летнего возраста.
Срок готовности формирований – не более одних суток.
По своему предназначению ни подразделяются на два вида – общего назначения и служб ГО. Организационно они состоят из отрядов, команд, групп, бригад, дружин, отделений, звеньев, подвижных пунктов, колонн, постов.
Формирования общего назначения создаются для самостоятельного ведения АС и ДНР в очагах поражения (заражения), в районах стихийных бедствий, аварий, катастроф и для ведения общей разведки, а формирования служб – для выполнения специальных задач и усиления формирований общего назначения.
По подчиненности формирования могут быть объектовыми и территориальными.
Территориальные формирования подчинены начальнику ГО области (города, района) и предназначены для проведения работ на наиболее важных объектах самостоятельно или совместно с объектовыми формированиями. Часть территориальных формирований содержится в состоянии повышенной готовности (срок готовности 6-8 ч) к выполнению АС и ДНР для борьбы с местными пожарами, ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф в мирное время.
К территориальным формированиям общего назначения относятся:
- сводные отряды ГО;
- сводные отряды механизации работ ГО.
Территориальными формированиями служб ГО являются:
- разведывательные (группы, звенья, посты);
- медицинские (отряды, бригады, санитарные дружины, инфекционные подвижные госпитали, посты);
- связи (команды, группы и звенья);
Информация о работе Силы противопожарной службы ГО и их подготовка к действиям в очагах поражения