Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения.
ЗАДАЧИ:
-создать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;
- формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях;
- воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения;
- учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;

Содержание работы

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития (введение).
Цель и задачи программы.
Направления и методы работы.
Работа с детьми.
Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с педагогами.
Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности.
Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ Т.М.Е..docx

— 341.06 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

                                 СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

       УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

                                          ЕАТЕРИНБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА

 

 

 

 

 

 

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ

                          ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

 

 

                                                                                               ИСПОЛНИТЕЛЬ:

                                                                                               ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                                               МБДОУ № 253

                                                                                               ТРЯСЦИНА  М.Е.

 

 

 

 

                                           ЕКАТЕРИНБУРГ, 2013    

«Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития (введение).
  2. Цель и задачи программы.
  3. Направления и методы работы.
      1. Работа с детьми.
      1. Взаимодействие с родителями.
      2. Взаимодействие с педагогами.
  1. Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности.
  1. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности. 
  2. Заключение.
  3. Список литературы. 

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.

Несомненно, каждый родитель хочет, чтобы жизнь его ребёнка была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить детей быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. Отсутствие социальных навыков отражается на коммуникативном развитии: не умеют поддерживать разговор, отсутствует содержательная активная деятельность.

Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решения, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

ТЕМА:

Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

  1. Цель:

Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения.

ЗАДАЧИ:

-создать  условия  по  ознакомлению  дошкольников  с  основами  безопасного  поведения;

- формировать представление  дошкольника о безопасности поведения  в различных ситуациях;

- воспитывать  у детей  осознанное  отношение  к правилам  и нормам поведения;

- учить  детей   выходить  из  сложных,  проблемных  ситуаций, не навредив своему здоровью  и здоровью окружающих;

- разработать  систему  работы  по  формированию основ  безопасной жизнедеятельности детей  с участием родителей и педагогов;

- апробировать и внедрить  в практику инновационные технологии, которые будут способствовать  воспитанию культуры безопасного  поведения;

- подготовить  мониторинг  для отслеживания эффективного  уровня усвоения знаний и навыков  безопасного поведения детей.

  1. Направления и методы работы.

Реализация программы происходит по трём направлениям:

      1. Работа с детьми.
      • Первичный мониторинг
      • НОД
      • ОД в режимных моментах
      • Самостоятельная деятельность
      • Продуктивная деятельность
      • Игровая деятельность
      1. Работа с родителями.
      • Родительские собрания
      • Анкетирование
      • Индивидуальные беседы
      • Совместные мероприятия-развлечения с детьми
      • Изготовление газеты и книжки-малышки на тему: «Опасные предметы дома»
      1. Работа с педагогами.
      • Консультации
      • Семинары-практикумы
      • Изучение методической литературы
      • Открытые просмотры НОД
  1. Работа с детьми.

В данном разделе ставились задачи – выявить уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности.

 Для выявления уровня  знаний по основам безопасности  жизнедеятельности с детьми всей  группы была проведена диагностика  и её результаты показали, что  преобладает средний и низкий  уровень сформированности представлений  о безопасности жизни у детей. (Приложение 2) Поэтому решила, что необходимо систематизировать знания воспитанников в данном направлении.

В  своей  работе я взяла за основу программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», где дан материал, с помощью которого у детей появится потребность следовать  правилам поведения в экстремальных ситуациях. Авторы программы дифференцировали ее на пять основных направлений:

1.Ребёнок и другие люди.

Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

2.Ребёнок и природа.

Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

3. Ребёнок дома.

В этом направлении рассматриваются вопрос, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

4. Здоровье ребёнка.

Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

5. Ребёнок на улицах города.

Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма. (Приложение 1;3)

У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («Путешествие в «Светофорию», «Огонь-не шутка», «Один дома»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит  фея Светофория, которая знакомит детей с правилами дорожного движения. Занятие «Огонь – не шутка» я проводила в форме исследовательской деятельности. Т.е. мы с детьми проводили опыты и наблюдали, как ведёт себя огонь с различными материалами, такими как: вата, тонкая материя, щепка, железная монетка.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использовала словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые игры: «Мы пожарные», «Служба спасения», театрализованные игры: постановка спектакля «Кошкин дом». Рассмотрели плакаты, иллюстрации. Провела итоговое занятие, где выявила уровень усвоения детьми правил пожарной безопасности, умения выбирать правильный выход из создавшейся ситуации. В ходе занятия обыграли ситуации:

• Ты дома один. Загорелся телевизор. Что делать?

• На сковороде загорелось масло, твои действия?

• На тебе загорелась одежда, как поступить?

• В детском саду возник пожар, твои действия?

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

Беседа. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использовала беседы, дискуссии - это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги). Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому я проводила по отдельным темам несколько занятий или продолжала эту работу в различных видах деятельности. Я убедилась, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Я думаю, что безопасность это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Информация о работе Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников