Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения.
ЗАДАЧИ:
-создать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;
- формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях;
- воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения;
- учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;

Содержание работы

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития (введение).
Цель и задачи программы.
Направления и методы работы.
Работа с детьми.
Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с педагогами.
Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности.
Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ Т.М.Е..docx

— 341.06 Кб (Скачать файл)

Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные - Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические – С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». Особое место я уделяла сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев.

Методы ознакомления детей с основами безопасности.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: предлагаю детям изображения на картинках. Даётся задание: отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д.

Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».

«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

 Большое внимание уделяла  психологическому благополучию  детей. Дети чрезвычайно впечатлительны, внушаемы. Организуя деятельность  детей,  учитывала  эти особенности  и формировала  веру каждого  ребенка в свои силы и возможности, оптимистический взгляд на все  происходящее. В общении  выступала  как партнер, который взаимодействует  на равных, но при этом много  знает и умеет.

 Также, во время непосредственной  образовательной деятельности, образовательной  деятельности в режимных моментах, и  самостоятельной деятельности  детей учитывала эмоциональное  восприятие детьми информации  по данной теме.

 Используя  игровые  технологии; интеграцию;  технологии  исследовательской деятельности; информационно-коммуникативные  технологии, я обратила внимание, что повысился интерес воспитанников  к данной теме, активность детей  в участии мероприятий направленных  на формирование представлений  в области безопасного поведения  в различных чрезвычайных ситуациях, активизировалось участие родителей  в воспитательном процессе.

  1. Взаимодействие с родителями.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. Сетка занятий на неделю мало, о чем скажет родителям. Но им будет интересно узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. И не исключено: взрослые охотно включатся в «домашние задания», которые иногда задают детям. По каждому разделу с родителями проводились консультации, давались домашние задания. Я провела тестирование на тему «Откуда опасность», где были заданы ряд вопросов:

1. В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?

2. Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?

3. Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?

4. Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т.п.)?

5. Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками?

6. Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?

7. Что знает ваш ребенок об электричестве?

Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.

Темы:

«Не оставляйте детей без присмотра».

«Что нужно делать при пожаре».

«Как знакомить детей с основами безопасности». «Ожог у ребенка» (консультация ст. м/с).

«Как устанавливать елку».

«Не допускайте шалостей с огнем».

«Как вести себя во время пожара».

«Ребенок и огонь: обеспечить безопасность». «Отчего происходит пожар».

«Предметы, требующие осторожного обращения».

«Использование и хранение опасных предметов». «Личная безопасность».

«Обращение с электрическими приборами».

«Правила поведения при пожаре».

Было проведено открытое занятие на тему: “Опасные предметы”. 

Провела ряд игр: дети делятся на 2 команды (огонек, уголек.)

1. На столах перед командами лежат карточки с цифрами. Из них нужно правильно составить номер телефона пожарной охраны.

2. каждая команда должна вспомнить как можно больше пословиц и поговорок об огне.

3. Какая команда отгадает больше загадок.

4. Члены команды поочередно должны добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, правильно и четко называя свой домашний адрес.

В свободное время почитать детям рассказы «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житкова, В. Гальченко «Первая тревога», Ю.Л. Смирнов «Огонь» (книжка для талантливых детей и заботливых родителей), А. Гостюшин «Шаг за шагом. Безопасное поведение, ч.1,2».

  1. Взаимодействие с педагогами.

Основной целью взаимодействия педагогов стало  содействие сохранности психоэмоционального и физического здоровья детей, развитие гармоничной личности, формирование основ безопасной жизнедеятельности и культуры здоровья. Все педагоги ДОУ, медработник, администрация ДОУ и родители были вовлечены в педагогический процесс. Успех педагогической работы с детьми зависит от правильного  организованного взаимодействия всего коллектива ДОУ. Именно комплексный  подход позволяет:

• объединить усилия всех субъектов педагогического процесса,

• преодолеть разобщенность в работе  (единые перспективные планы, тетради взаимодействия, обследование и др.).

  1. Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности.

Предметно – развивающая среда (уголок  безопасности, познавательно-агитационные материалы, иллюстративные стенды для детей и взрослых, подборка литературы, подборка иллюстрационного материала, информационный уголок для родителей)  организована с учетом федеральных государственных требований, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннего  развития каждого ребенка, созданию благополучного эмоционального – психологического климата в группе.

Также, одной из основных задач является обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Были изготовлены разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».Детей это очень интересует, они подолгу стоят, рассматривают, думают, рассуждают. Используя обычные предметы детской мебели можно создать в группе уголок, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Готовясь к проведению тематических вечеров досуга, должен учитываться опыт детей, имеющийся материал. При этом надо включать материал, помогающий развивать не только умственное активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять разносторонние развитие детей, формировать у них такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию. Важно способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, развитию апатии, доброжелательного отношения к людям.

  1.  Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности. (Приложение 2)

Проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности,  добилась того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.

 На итоговых занятиях  и в индивидуальной беседе  было выявлено, что дети на  много лучше осведомлены в  вопросах, касающихся безопасности  жизнедеятельности и умеют применять  свои знания в реальной ситуации  осмысленно. По результатам проделанной  работы получены следующие уровни  знаний детей по основам безопасности  жизнедеятельности.

Проводя планомерную работу по разделу «Ребенок дома»,  пришла к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений ребенок усваивает без специального обучения - в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений, опытов. Главная задача педагога: помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий. В повседневной жизни, в ходе ситуаций (естественных и специальных) отрабатываются, закрепляются, расширяются знания детей, их умения, обогащаются чувства, упрочиваются познавательные интересы, способности.

Информация о работе Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников